Облака и облачные сервисы: модель для операторов связи
Кто только не говорит сейчас об облачных сервисах и облаках. Что только не пишут. Кто только не запускает свои облака, облачные сервисы, облачные вычисления. Какие проценты только не сулят развитию рынка облачных сервисов. Облака это ново, это модно! Это перспективный тренд! А давайте зададим себе вопрос "Что такое на самом деле облака и облачные сервисы?". Кто смог на него ответить иначе чем "Облака - это облака"? Предлагаем разогнать завесу облаков в этой теме, а заодно раскрыть сопутствующие понятия:IaaS, PaaS, SaaS и оператор облачных сервисов.
Содержание |
За рубежом облачные технологии не являются чем-то новым и используются уже достаточно давно. В России аутсорсинг ИТ инфраструктуры пока только начинает свое развитие. Однако в ближайшее время движение в сторону облачных технологий неизбежно. В будущем будут использоваться совершенно другие подходы к организации ИТ инфраструктуры – облачные вычисления (cloud computing).
На сегодняшний день различают три модели предоставления облачных сервисов:
Под термином cloud computing понимается предоставление конечному пользователю удаленного доступа к арендуемым компьютерным мощностям посредством интернета. Такой аутсорсинг инфраструктуры позволит пользователю не обращать внимания на аппаратные средства, установленное программное обеспечение, тех-поддержку и т.д. Аренда каналов связи позволяет компаниям расширять функционал облачных вычислений, объединять филиалы компании и создавать единую сеть ИТ-инфраструктуры.Метавселенная ВДНХ
Итак, что, из себя, представляют эти модели.
Варианты сервисов
IaaS
IaaS (Infrastructure as a Service) – это предоставление необходимого потребителю количества инфраструктурных ИТ ресурсов вычислительных мощностей, хранилищ данных, виртуальных серверов, сетевой инфраструктуры, удаленных рабочих мест на основе концепции облачных вычислений.
Если в прошлом для разного оборудования требовалось различное программное обеспечение, то современные технологии виртуализации инфраструктуры (IaaS) позволяют реализовать всю функциональность на одной платформе, что дает возможность обеспечить необходимый аутсорсинг инфраструктуры ИТ-подразделений компании.
IaaS позволяет избежать расходов на ресурсоемкие клиентские, сетевые ИT-инфраструктуры, инфраструктуры обработки данных. IaaS позволяет максимально оптимизировать использование арендуемых мощностей.
Для заказчика технология IaaS выглядит следующим образом: происходит покупка не конкретного оборудования, а серверного времени, пропускной способности сетевых каналов и дискового пространства. Концепция IaaS позволяет покупать именно те мощности, которые необходимы для выполнения конкретного web-приложения.
PaaS
Сервис PaaS (Platform-as-a-Service) - программная платформа как сервис, предлагает разработчикам ПО средства разработки и среду исполнения кода. PaaS преимущественно используется разработчиками ПО, так как сама платформа ориентирована на отдельный стек технологий, среди которых языки программирования, наборы библиотек и т.д. Чаще всего PaaS применяют для разработки web-приложений.
PaaS в первую очередь отличается масштабируемостью – освобождением отдельных ресурсов, необходимых для обслуживания определенного количества пользователей. Кроме того, PaaS свойственны такие черты, как высокая надежность и безопасность. Благодаря концепции PaaS, разработчики обеспечиваются надежной платформой, на которой можно создать web-приложения с поддержкой безопасности сетевого трафика, возможностью скрытия данных о клиентах, исходного кода и т.д.
SaaS
SaaS (Software as a Service) - это модель готовых облачных приложений, позволяющих заменить ПО, которое традиционно устанавливалось локально, и потреблять его из облака. Главным преимуществом данной модели является отсутствие затрат на установку и поддержку сетевого и серверного оборудования, хранилищ данных, и сопутствующего программного обеспечения.
Особенности SaaS сервисов:
- приложение может быть доступно удаленно посредством разных устройств и веб клиентов;
- одним приложением могут пользоваться сразу несколько клиентов;
- ежемесячная абонентская плата, либо оплата за объем проведенных операций;
- практически все обновления ПО происходят незаметно для клиентов и только в исключительных случаях работа сервиса временно прекращается;
- квалифицированная техническая поддержка включена в стоимость абонентской платы.
Используя SaaS, вы платите не за владение определенным приложением, а за его аренду (использование). Преимущества такой схемы налицо: заказчик оплачивает сравнительно небольшие деньги, при этом нет необходимости вкладывать огромные средства на покупку программного обеспечения, а затем делать регулярные инвестиции на его поддержку. Если необходимость использования web-приложения отпадает, вы можете прекратить его оплату, тем самым временно заморозив его работу.
Если посмотреть глазами разработчика проприетарного программного обеспечения, SaaS решения позволяют наиболее эффективно бороться с пиратством (использованием программного обеспечения в обход лицензии), так как конечный программный продукт не попадает в руки пользователям, оплачивающим его аренду. Кроме того, SaaS позволяет сократить расходы на техническую и консультационную поддержку конечного продукта. Аренда каналов связи и использование SaaS решений для бизнеса позволяют создать собственную корпоративную инфраструктуру.
Пользователи облачных сервисов – в основной своей массе, представляют собой компании, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей, которые не могут себе позволить приобретение дорогостоящего сетевого оборудования, не менее дорогого ПО и регулярно тратиться на их настройку, поддержку, модернизацию и обновление.
Данная услуга будет также выгодна компаниям, имеющим широкую сеть филиалов, так как стандартные технологии предполагают огромные затраты на обеспечение коммуникаций как внутри офисов, так и для обеспечения общения с клиентами. Даже крупные компании могут найти для себя несколько интересных возможностей модели SaaS, для оптимизации своего бизнеса.
Оператор облачных сервисов
Кто же может стать оператором облачных сервисов:
- разработчики проприетарного ПО;
- владельцы дата-центров, занимающиеся перепродажей сервисов, размещаемых в этих дата-центрах;
- крупные операторы связи, которые имеют свои дата-центры и возможность предоставить не только облачные сервисы через Интернет, но и обеспечить каналы связи, тем самым предоставив пользователю комплексную услугу.
Общими для всех трех типов операторов можно считать компетенции в сфере обеспечения безопасности и отказоустойчивости облачного сервиса, так называемый [[[SLA]] - Service Level Agreement (Соглашение об уровне качества)|SLA], а также качество поддержки пользователя, удобство расчетов и взаимодействия. Одним словом - сервис.
Операторы первого типа могут также обладать компетенциями внесения доработок. Операторы второго типа - обеспечивать дополнительные технические гарантии за счет, как правило, больших мощностей и большого опыта (например, распределенные дата-центры, резервное копирование), лучший сервис, а также возможность купить у них сразу несколько сервисов в одном пакете, что упрощает расчеты. Но самое интересное - это операторы третьего типа, которые смогут предложить еще большую комплексность и единообразие, фактически взяв на себя весь аутсорсинг сервиса целиком - IT-составляющую, телекоммуникационную, оплату и поддержку. С учетом смены тенденций операторского бизнеса во всем мире есть вероятность, что третий тип операторов станет очень распространенной моделью.
Что нужно для запуска сервисов оператору
Клиент, в общем случае, хочет получить сервис из облака, для этого ему необходимо:
- узнать о сервисе;
- получить доступ к сервису;
- получить консультацию по использованию и настройке сервиса;
- настроить получаемый сервис;
- оплатить пользование сервисом;
- получить документы по оплате услуг.
Для удовлетворения потребностей клиента в предложении оператора должны присутствовать три большие области:
- клиентское обслуживание;
- предоставление услуг;
- поддержка услуг.
Рисунок 1
Для нормального функционирования оператора облачных сервисов ему необходимо обеспечить покрытие комплексами ПО всех 3-х областей (Рисунок 1). Раскроем требуемую функциональность:
1. Предоставление услуг: непосредственно комплекс ПО предоставляемый клиенту данным облаком.
2. Клиентское обслуживание: комплекс ПО предоставляемый оператором клиенту для:
- возможности управления получаемым сервисом;
- внесения оплаты за пользование сервисом;
- возможности получения справок, консультаций и технической поддержки;
- получения бухгалтерских документов (счета, счета-фактуры).
3. Поддержка услуг: комплекс ПО для:
- настройки предоставляемого сервиса;
- расчета потребленных услуг клиентами;
- выставления счетов клиентам за потребленные услуги;
- обработки вопросов дебиторской задолженности;
- приема информации о поступивших платежах;
- взаимодействия с системами бухгалтерского учета;
- организациями взаиморасчетов с партнерами;
- авторизации клиента и управления доступом клиентов к сервисам;
- предоставления различного вида отчетности;
- предоставления информации для справочных служб.