2021/06/01 08:36:54

Интервью TAdviser: Ольга Кукушкина, "Эвотор" - об "умных" продуктах и сервисах для крупных клиентов

Компания "Эвотор", до сих пор фокусировавшаяся на клиентах из среднего и малого бизнеса, выходит на рынок крупных заказчиков. О том, какие продукты и сервисы им будут предложены, а также о тенденциях этого рынка, в интервью TAdviser рассказала Ольга Кукушкина, коммерческий директор "Эвотора".

Ольга
Кукушкина
Стратегическое направление "Эвотора" — разработка технологий для крупного бизнеса и электронной коммерции

Не так давно компания «Эвотор», традиционно заточенная на рынок среднего и малого бизнеса, объявила о начале работы на рынке крупного бизнеса. Расскажите, с какими предложениями Вы выходите на этот сегмент?

Ольга Кукушкина: Новое стратегическое направление — разработка технологий для крупного бизнеса и электронной коммерции. Первый продукт для крупного бизнеса — Смарт-ФР Эвотор Power (ФР - фискальный регистратор, прим. TAdviser). «Умные» устройства - это наша фишка. В 2016 году мы выпустили первый российский смарт-терминал, а в 2021 году запускаем первый «умный» фискальный регистратор. Это устройство совмещает функционал фискального регистратора, смарт-терминала и POS-системы. В отличие от громоздкой POS-системы «умный» ФР занимает мало места на прилавке, при этом выполняет те же функции. А еще его можно использовать как экран покупателя или даже как кассу самообслуживания, подключив дополнительные устройства. Мы разработали этот продукт с прицелом на крупный и средний бизнес, но по большому счету он подходит для бизнеса любого размера.

После того, как в декабре 2020 года мы анонсировали умный ФР, мы собрали несколько тысяч предзаказов. Ближайшие месяцы вместе с клиентами будем тестировать продукт, собирать обратную связь. Массовые продажи планируем начать осенью 2021 года.

Еще одно из стратегических направлений развития — это технологии для электронной коммерции, выход на рынок облачной фискализации. Большая часть интернет-магазинов до сих пор не фискализирует онлайн-платежи, так что потенциал этого рынка огромен. Запуск собственной «облачной» кассы позволит нам выйти на новый сегмент клиентов — интернет-магазины и поставщиков цифровых услуг. До сих пор мы работали в основном с офлайновым бизнесом.

Умный ФР будет иметь доступ к магазину приложений? Сервисы для крупного бизнеса у вас уже есть?

Ольга Кукушкина: Смарт-ФР будет интегрирован со всеми популярными сервисами для крупного бизнеса (CRM, ERP, CMS и др). Для этого мы уже привлекаем разработчиков и интеграторов. Эвотор.Маркет открыт для всех разработчиков, которым интересно зарабатывать на технологиях для ритейла. Причем мы привлекаем разрабов не только с готовыми технологиями. Мы открыты и для тех, у кого есть идеи совершенно новых сервисов. У нас есть аудитория, на которой эти идеи можно протестировать.

На май 2021 года в маркете более 850 приложений для малого бизнеса. В 2020 году выручка Эвотор.Маркета выросла в 2,5 раза и достигла 1 млрд рублей. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

На самом деле первый продукт для крупного и среднего бизнеса мы запустили еще в конце 2020 года — это «Мобильный кассир», который превращает смартфоны курьеров в кассы. Торговой точке достаточно иметь одну «облачную» кассу или один смарт-терминал «Эвотор», чтобы оплату могли принимать несколько кассиров с помощью обычных смартфонов. Сервис подходит для курьеров интернет-магазинов, сервисов доставки, выездных сотрудников, магазинов с несколькими точками оплаты (прилавками), сезонного бизнеса, ресторанов и кафе.

С помощью «Мобильного кассира» вы можете принимать оплату как наличными, так и оплату картой, телефоном, часами или по QR-коду. Для безналичной оплаты сервис используют две технологии Сбера: Плати QR и Tap on phone.

Сфера услуг, ритейл – отрасли, с которыми компания Эвотор теснее всего работает, претерпели за последний год, пожалуй, самую сильную трансформацию в своих бизнес-моделях, объемах потребления ИТ, отношениях с потребителями. Не могли бы Вы подробнее рассказать об основных изменениях на этих рынках?

Ольга Кукушкина: Так случилось, что в России массовое внедрение технологий в ритейле стимулирует государство. То есть в то время, когда федеральные сети уже внедряли искусственный интеллект, традиционная торговля, малый бизнес по-прежнему вели учет «на коленке». Благодаря кассовой реформе на торговых точках появился интернет, смарт-терминалы, а вместе с ними появилась возможность автоматизировать бизнес-процессы с помощью приложений, практически также, как мы используем приложения для смартфона в обычной жизни.

Из технологий, которые внедряются по инициативе государства, в 2021 году в тренде маркировка, ЭДО. Вводимые требования к содержанию чеков стимулируют внедрение товарного учета и создают предпосылки для автоматизации бизнес-процессов на торговой точке. Товарный учет — это базовая составляющая для автоматизации бизнеса. После внедрения товарного учета торговая точка получает возможность внедрять у себя программы лояльности, программы управления персоналом и множество других. Появляется простор для экспериментов и повышения эффективности бизнеса.

В своей стратегии мы смещаем фокус с продвижения законодательно необходимых сервисов к полезным для бизнеса сервисам, которые повышают его эффективность. Вот например, интернет-торговля выросла за 2020 год по разным оценкам на 50-100%. Но большинство наших клиентов как продавали в офлайне, так и продают. По данным опроса, который мы провели в 2020 году, полноценный интернет-магазин есть только у 6% наших клиентов.

Какие новые продукты и направления были выведены на рынок Вашей компанией в последнее время? Сумели ли они в полной мере «ответить» действующим на май 2021 года требованиям рынка? Какие сферы, на Ваш взгляд, остались еще неохваченными?

Ольга Кукушкина: В 2020 году из-за пандемии в фокусе были продукты, помогающие нашим клиентам — офлайновой рознице — выйти в онлайн. Мы начали экспериментировать с выводом наших клиентов в онлайн и доставкой в 2019 году, продолжали весь 2020 год. В 2020 году запустили сервис В деле! для быстрого старта онлайн-продаж. Сервис позволяет за пару часов создать интернет-магазин на базе конструктора, загрузить товары из онлайн-кассы, а с помощью сервиса Твой промоутер еще и привлекать на сайт аудиторию, которая ходит мимо торговой точки. В 2021 году онлайн-направление будем активно развивать.

Еще один из важных проектов 2020 года — интеграция сервиса Плати QR со смарт-терминалами Эвотор. В результате мы реализовали два сценария оплаты по QR-коду — по коду покупателя и по коду, который генерируется на кассе. Объем QR-платежей постоянно растет, и хотя по сравнению с объемом оплаты по карте он еще очень мал, некоторые предприниматели вообще отказываются от других способов безналичной оплаты в пользу куара.

Как будут в дальнейшем развиваться бизнес Вашей компании, ее «продуктовый портфель», меняться целевые рынки в ближайшее время? Интеграция в экосистему Сбера как в этом будет помогать?

Ольга Кукушкина: Мы выходим на рынок технологий для крупного бизнеса и расширяем собственную экосистему. Если до сих пор Эвотор работал преимущественно с малым и микробизнесом, то теперь мы строим экосистему для автоматизации практически любого бизнеса, причем не важно в офлайне он или в онлайне.

Пять лет назад Эвотор стал одной из первых компаний экосистемы Сбера, а теперь их несколько десятков. От экосистемы в выигрыше все ее участники, и в первую очередь — клиент, который решает все свои задачи в одном месте. Мы стараемся интегрировать в свои продукты и сервисы все технологии экосистемы Сбера, которые полезны бизнесу. Например, недавно мы интегрировали решение для автоматизации процессов в HoReCa r_keeper lite в смарт-терминалы Эвотор. Работаем над другими интеграциями.

Еще одно направление совместных усилий — продвижение SaaS-сервисов для автоматизации бизнеса, сервисов из нашего маркетплейса приложений Эвотор.Маркет. Сбер — один из каналов продаж смарт-терминалов и сервисов Эвотора, делает ставку на аренду.

Доля арендованных онлайн-касс в структуре продаж Эвотора выросла за год с 25 до 35%, а по прогнозу на 2021 год — до 49%. Это рыночный тренд, в условиях кризиса многие предприниматели предпочитают арендовать кассу, а не покупать в собственность. Нам это тоже выгодно, так как позволяет зарабатывать именно на сервисах, а не на железе.