Импортозамещение ПО в госорганах и госкомпаниях
Основная статья: Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
Свободное программное обеспечение в госсекторе России
Основная статья: Свободное программное обеспечение (СПО) в госсекторе России
2024: Минцифры РФ определит единые цены на закупку ПО госструктурами
30 октября 2024 года стало известно о том, что Минцифры РФ намерено сформировать единый прайс-лист для закупок программного обеспечения госорганами и госкомпаниями. Предполагается, что это позволит снять возможные вопросы Счетной палаты к госзакупкам одного и того же софта, которые могут значительно отличаться по цене.
Об инициативе, как сообщает РБК, рассказал глава Минцифры Максут Шадаев. По его словам, Счетная палата выявила факты закупок госкомпаниями одного и того же ПО при примерно одинаковых объемах лицензий и условиях лицензирования, но «на абсолютно разных ценовых условиях». Такие действия могут рассматриваться как недобросовестное поведение и со стороны заказчиков, и со стороны разработчиков. Поэтому Минцифры намерено создать общий для всех госструктур прайс-лист.
Идея заключается в том, чтобы определить для основных программных продуктов диапазон цен, которые не должны превышаться при проведении госзакупок. При этом стоимость в каждом конкретном случае будет зависеть от количества приобретаемых лицензий. Такой подход, как ожидается, обеспечит прозрачность ценообразования в условиях перехода на отечественный софт. То есть, госструктуры при схожих условиях контракта будут приобретать один и тот же продукт по единой цене.Ранкинг TAdviser100: Крупнейшие ИТ-компании в России 2024
Вице-президент «Борлас» по консалтингу Дмитрий Кичко считает, что такой прайс-лист должен действовать некий определенный срок с учетом циклов закупок софта. В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин говорит, что новая инициатива «однозначно требует дальнейшей проработки с учетом множества моделей и особенностей распространения отечественных решений». Участники рынка не исключают, что после введения единого прайс-листа цены на софт повысятся, став ближе к максимальным.[1]
2022
Утверждены правила использования ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры
Правительство РФ утвердило требования к программному обеспечению, используемому органами власти и госкомпаниями на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. Кроме того, утверждены правила согласования закупок иностранного и перехода на отечественное ПО. Об этом TAdviser 26 августа 2022 года сообщили в Минцифры России. Подробнее здесь.
Чернышенко поручил разработать схему быстрой замены зарубежного ПО в компаниях через ускоренную амортизацию
23 июня 2022 года стало известно о поручении заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко по поводу ускоренной замены иностранного программного обеспечения на российское. Минцифры, Минфин и Минэкономразвития должны будут до 15 июля 2022 года представить предложения по введению специального порядка списания амортизации или начисления ускоренной амортизации используемого иностранного софта, который подлежит замене на отечественные продукты.
Как рассказал РБК представитель аппарата Дмитрия Чернышенко, данная инициатива нужна «для ускорения внедрения новых импортозамещающих решений на предприятиях».
Чтобы купить что-то новое, необходимо ускорить амортизацию существующих, прежде всего иностранных продуктов, уменьшать налоговую нагрузку на бизнес, — добавил он. |
Кроме того, Чернышенко поручил Минэнерго, Минцифры, Минэкономразвития, а также ФАС предложить меры по увеличению инвестиционной составляющей в структуре тарифа на электроэнергию, чтобы предусмотреть «мероприятия по импортозамещению зарубежного ПО».
Советник коллегии адвокатов Pen & Paper Наталья Бунина в разговоре с изданием отметила, что в середине мая 2022 года Госдума приняла в первом чтении поправки в ч. 2 ст. 259-3 Налогового кодекса, согласно которым расширяется перечень основных средств, в отношении которых налогоплательщики вправе применять специальный повышающий коэффициент к норме амортизации. К таким средствам в проекте отнесено оборудование из реестра российской радиоэлектронной продукции и права на компьютерные программы из реестра отечественного ПО. По словам Буниной, повышающий коэффициент при исчислении амортизации позволяет покупателям оборудования или софта, включенного в указанные реестры, быстрее списать затраты на них в состав расходов по налогу на прибыль.[2]
Путин запретил госкомпаниям использовать ИБ-системы недружественных стран
Президент России Владимир Путин подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Согласно документу, который был опубликован в начале мая 2022 года, госорганам, госкомпаниям и стратегическим предприятиям будет запрещено использовать системы информационной безопасности, созданные компаниями из недружественных стран.
К организациям, на которые распространяется указ, относятся: федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, госфонды, госкорпорации (компании) и иные организации, созданные на основании федеральных законов, стратегические предприятия, стратегические акционерные общества, системообразующие для экономики организации, а также юрлица, являющиеся «субъектами критической информационной инфраструктуры».
В документе сказано, что запрет распространяется на средства защиты информации, странами происхождения которых являются «недружественные» государства, либо производителями которых выступают организации, находящиеся под юрисдикцией таких государств, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними.
Кроме того, согласно указу, в госорганах и государственных организациях будут созданы структурные подразделения по обеспечению информационной безопасности, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты.
Разъяснения по вопросам применения указа дадут Минфин и Центробанк, следует из указа. Правительству поручено в течение 10 дней утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями, и определить дополнительные критерии отнесения сделок к запрещенным. Запрет на использование ИБ-решений из недружественных стран вступит в силу 1 января 2025 года.[3]
2021: Минцифры хочет проверять все заявки на госзакупки зарубежного ПО
В середине апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило о планах по усложнению закупок зарубежного программного обеспечения госорганами. Последние, а также госкомпании, как ожидается, должны будут согласовывать с ведомством приобретение такого софта.
Данная инициатива вошла во второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли, разработанный Минцифры, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.
К апрелю 2021 года при проведении закупки любой госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре отечественного ПО. Если в полной мере подходящего ПО в реестре не находят, закупающие пишут мотивированное обоснование «невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств». Обоснование включают в досье при оформлении закупки того ПО, которое ищет заказчик.
Как показывает практика, действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО (то есть те случаи, когда может быть куплен российский продукт, но заказчик хочет приобрести иностранный).
В Минцифры предлагают усилить систему контроля, дополнив ее еще одним звеном - утверждением заявки ведомством. Идея в том, что специалист Минцифры более квалифицированно проверит заявку на закупку ПО, в особенности обоснование невозможности закупки отечественного софта с аналогичными функциями.
В пресс-службе министерства сообщили ТАСС Информационное агентство России, что обход госкомпаниями требований законодательства о закупках никак не связан с классификатором. Вместе с тем, в ведомстве отметили, что такая проблема действительно существует.
Второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли предусматривает изменение процедуры обоснования невозможности закупки российского ПО от просто написания к согласованию такой невозможности с организацией, назначенной регулятором. Таким образом данный ход будет устранен, — отметил руководитель Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух.[4][5] |
2020
ФСТЭК подписал указ об использовании отечественного ПО на объектах критической инфраструктуры
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) о внесении изменений в Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ (КИИ) подписан и опубликован на официальном портале правовой информации. Об этом стало известно 16 сентября 2020 года. Подробнее здесь.
Совет Федерации предлагает ужесточить требования к ПО госкомпаний через отнесение их к объектам критической информационной инфраструктуры
В начале сентября 2020 года стало известно о решении Совета федерации усилить требования к программному обеспечению для госкомпаний. Их предлагается отнести к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) наравне с госорганами и банками, а это означает ускоренный переход на отечественные ИТ-решения.
Соответствующий проект поправок к закону «О КИИ» член Совета федерации Константин Долгов направил в правительство. В пресс-службе правительства уточнили «Коммерсанту», что документ находится на проработке в заинтересованных федеральных органах. В Минпромторге, Минкомсвязи и Минюсте сообщили, что проект находится на рассмотрении.
Как отметили изданию в «Ростелекоме», в госкомпаниях и так уже переходят на отечественное ПО, в том числе и на объектах КИИ, а в «Ростехе» подчеркнули, что этот процесс идет в госкорпорации уже несколько лет.
Однако эксперты видят потенциальные сложности с импортозамещением ПО. Так, руководитель группы по оказанию услуг в области кибербезопасности KPMG в России и СНГ Илья Шаленков считает, что с точки зрения безопасности планы частично перевести госкомпании на отечественный софт оправданны, однако могут вызвать организационные сложности.
По словам исполнительного директора компании Artezio Павла Адылина, в случае принятия законопроект возникнут трудности в связи с тем, что на рынке российского ПО зачастую отсутствуют продукты, которые полностью покрывали бы функциональность зарубежных программ.
Крупные компании, как правило, используют дорогостоящие программные решения, которые требуют инвестиций не только на их покупку, но и на интеграцию, обучение персонала и подстройку бизнес-процессов, — считает он. |
Адылин также допустил сложности с интеграцией у тех компаний, где иностранное ПО интегрировано в схему международного взаимодействия или имеет специфические функции.[6]
2019: Законопроект о самостоятельности российских разработок на базе стороннего ПО
Программные продукты, переработанные на основе стороннего ПО, смогут считаться самостоятельными решениями. Об этом 25 января 2019 года TAdviser сообщили в АНО "Цифровая экономика". Соответствующий законопроект одобрила рабочая группа по нормативному регулированию, заседание которой прошло 23 января на площадке Минэкономразвития РФ.
По словам разработчиков законопроекта (центр компетенций по нормативному регулированию нацпроекта «Цифровая экономика» фонда Сколково), российское законодательство пока четко не разграничивает момент, когда производное произведение приобретает самостоятельность и не зависит от воли и желания первоначального правообладателя исходного ПО.
Согласно предложенному законопроекту, при заключении договора, предусматривающего предоставление права использования компьютерной программы или базы данных путем переработки, стороны такого договора вправе указать на степень и характеристики изменений, при которых результат модификации продукта будет представлять собой новый самостоятельный объект авторского права, а также момент создания такого объекта. В таком договоре стороны обязаны предусмотреть порядок осуществления исключительного права на созданный самостоятельный объект авторского права после прекращения договора.
По желанию правообладателя в материалы заявки на государственную регистрацию компьютерной программы могут быть включены аудиовизуальные отображения такой программы и описание программы, содержащее особенности ее функционирования.
Предложенные меры направлены на повышение уровня защиты прав авторов, которые создают программные продукты на основе стороннего ПО, а также правообладателей, на рост распространения инновационных решений. Кроме того, расширяется возможность для импортозамещения ПО, — прокомментировал руководитель рабочей группы по нормативному регулированию при АНО "Цифровая экономика", вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов. |
2018
Госкорпорации обязали перейти на российское ПО к 2022 году
17 декабря 2018 года стало известно о требованиях российских властей по поводу перехода крупнейших госкомпаний на отечественное программное обеспечение. К 2022 году российским у них должно быть более половины софта.
Как пишет «Коммерсантъ», первый вице-премьер министр финансов Антон Силуанов утвердил директивы для госкомпаний из перечня №91-р о переходе на «преимущественное использование» российских программных продуктов. Речь идет о таких компаниях, как «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «Роснефть», РЖД, «Первый канал», «Роснано», ВТБ и др.
В соответствии с директивой госкомпании должны в течение двух месяцев утвердить план перехода на российский софт: до 2021 года его доля должна превысить 50%. Выбирать программы следует из реестра отечественного программного обеспечения.
Планы нужно будет согласовывать с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Софт разделят на классы, и через три года более половины продуктов в каждом из них должны быть российскими. Исключение возможно, если госкомпания докажет, что аналога в России нет, говорит директор центра Илья Массух.
По его оценкам, в сегментах антивирусных и бухгалтерских решений свыше половины рынка занимают российские продукты. При этом их присутствие в сегментах офисного софта, управления базами данных и ERP-систем измеряется менее 20%.
Источник в «Аэрофлоте» рассказал «Ведомостям», что не все организации готовы к таким изменениям. По его словам, срочное импортозамещение может негативно сказаться на доходах компании и снизить ее конкурентоспособность.
Госкомпании, как и органы власти, заинтересованы в том, чтобы их ИТ-системы продолжали работать, импортозамещение же требует серьезных изменений, а это «время, деньги и ответственность», отмечает глава компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов.[7]
Правительство утвердило централизацию закупок офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов власти
13 июня 2018 года на официальном портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности". Полный текст документа доступен здесь.
Согласно постановлению, полномочия на закупку офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, возложены на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За приобретение программного обеспечения для ведения бюджетного учета будет отвечать Федеральное казначейство.
Документом установлено, что потребность для осуществления закупок в части офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности в III и IV кварталах 2018 г. определяется в размере, не менее чем соответственно 15 и 20 процентов показателей и индикаторов эффективности перехода федеральных органов исполнительной власти на использование отечественного офисного ПО, установленных на 2018 год соответствующими планами-графиками.
Утвержденное постановление также определяет, что под офисным программным обеспечением понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр отечественного ПО. Под программным обеспечением в сфере информационной безопасности понимается ПО, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности и относящееся к классу "средства обеспечения информационной безопасности". Под программным обеспечением для ведения бюджетного учета понимается программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию функций, необходимых для ведения бюджетного учета в соответствии с законодательством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, согласно документу, должны обеспечить переход до 1 января 2020 г. на ведение бюджетного учета с использованием программного обеспечения, предоставляемого им по результатам закупок, предусмотренных настоящим постановлением.
До 2020 года должны быть проведены работы по обеспечению совместимости программного обеспечения информационных систем федеральных органов исполнительной власти с офисным программным обеспечением и программным обеспечением в сфере информационной безопасности не менее чем 2 различных правообладателей.
Также до 2020 года продлены сроки реализации мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на использование отечественного офисного программного обеспечения.
Закупки отечественного офисного ПО для госорганов решили централизовать
На заседании правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, состоявшемся 9 февраля 2018 года, было принято решение о централизации закупок офисного и бухгалтерского ПО, а также программных продуктов для обеспечения информационной безопасности. Об этом сообщил портал сообщил D-Russia.ru со ссылкой на участника заседания[8].
По данным портала, Минфину и Минкомсвязи будет поручено до 1 июля 2018 года разработать и внести в правительство проект нормативного акта о централизации закупки ПО. Документ должен предусматривать:
- внедрение механизма приобретения госорганами отечественного офисного ПО, интегрированного с системами электронного документооборота, в том числе по модели SaaS;
- определение порядка сбора и обобщения предложений госорганов по доработке российского офисного ПО и реализацию механизма его доработки по результатам анализа этих предложений.
Централизация закупок офисного ПО уже обсуждалась ранее. Так, в октябре 2017 года на совещании у зампредседателя правительства Минфину и Минкомсвязи было поручено проработать и представить предложения по организации централизованной закупки офисного ПО для нужд федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
На заседании комиссии Медведев также предложил усовершенствовать правила ведения реестра отечественного ПО.
Надо, чтобы там учитывались новые программы, которые созданы именно в России, а не только то, что право собственности на такое программное обеспечение принадлежит российским компаниям, - приводит словам премьер-министра портал правительства РФ. |
Спрос на отечественное ПО растет, отметил премьер-министр: по его данным, российское ПО закупается для госнужд в два раза чаще, чем это было в 2015 году. Вместе с тем, многие органы власти продолжают приобретать иностранный софт, констатировал Дмитрий Медведев. Это касается и коммерческих компаний, контролируемых государством.
Объясняют это, естественно, тем, что российские программы не всегда подходят под их задачи либо не стыкуются с другими программами, которые невозможно пока создать у нас. Нужно проанализировать, насколько обоснованы эти замечания, наверное, где-то они обоснованы, нужно учесть все предложения. Уверен, что на основе российского софта после определённой доработки удастся создать такое программное обеспечение, которое будет устраивать заказчиков. Здесь только нужно приложить усилия и, конечно, деньги, для того чтобы всё-таки создать программы, которые будут конкурентоспособными, - заявил Медведев. |
Но абсолютно недопустимо, когда такое программное обеспечение закупается неоправданно, то есть при наличии российских программ, которые схожи по функционалу, добавил он. За этим нужно следить, в том числе и Минкомсвязи, заявил премьер-министр.
2017
Разрешены госзакупки софта из стран ЕАЭС
В декабре 2017 года Правительство РФ отменило запрет на закупки российскими государственными органами программного обеспечения из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС; помимо России, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина.
Снимается запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств Евразийского экономического союза, для закупок для государственных и муниципальных нужд, — говорится в постановлении. |
Таким образом, в России частично разрешили закупку иностранного ПО для нужд государства. С начала 2016 года госструктуры могут закупать иностранный софт только в том случае, если отечественное ПО из специального реестра не устраивает госзаказчика по конкретным параметрам.
В рамках постановления от 20 декабря 2017 года №1594 уточняется понятие «программное обеспечение» и корректируются правила определения принадлежности софта, устанавливается, что на программы, включенные в реестр евразийского ПО, распространяются дополнительные требования, установленные постановлением Правительства РФ для российского ПО, а также уточняются требования к реестровой записи о ПО.
Предусматривается формирование и ведение единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также аналогичного реестра с ПО ЕАЭС. Также планируется создать федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую ведение этих реестров ПО.
Кроме того, постановлением уточняются порядок и сроки внесения изменений о правообладателе на программного обеспечения — с целью недопущения перехода прав на продукт под контроль иностранных организаций и физических лиц, отмечается в сообщении.[9]
Обсуждения запрета закупок зарубежных антивирусов для госорганов
Российские власти в ближайшее время намерены ввести полный запрет на госзакупки иностранных антивирусных программ, систем электронного документооборота и бухгалтерии, рассказал в октябре 2017 г на конференции «Российский софт: эффективные решения» Илья Массух, глава созданного по поручению президента Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, передает корреспондент РБК[10].
Наиболее известными российскими антивирусами являются продукты компаний «Лаборатория Касперского (Kaspersky)» и Dr.Web антивирус.
В результате данного решения органы власти лишатся возможности закупать антивирусное ПО известных производителей Eset, Symantec, программы бухгалтерского учета от Microsoft, системы электронного документооборота производства IBM, DELL EMC, Oracle и др.
Одна из российских компаний — «Лаборатория Касперского (Kaspersky)» — ранее столкнулась с симметричными ограничениями на американском рынке. 12 июля Белый дом исключил ее из списка поставщиков программного обеспечения, чья продукция одобрена для использования госструктурами США. В сентябре Министерство внутренней безопасности США обязало все госучреждения отказаться от использования антивирусов «Лаборатории Касперского» и заменить их на другой софт в течение трех месяцев.
Планы Минкомсвязи запретить обновление иностранного ПО в госструктурах
26 января 2017 года стало известно о планах Минкомсвязи запретить российским государственным органам и госкомпаниям обновлять иностранное программное обеспечение. Этот вопрос будет вынесен на одно из заседаний Правительства РФ.
В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад министра связи Николая Никифорова об импортозамещении софта. В нем говорится, что госзаказчики охотно пользуются лазейкой, связанной с тем, что ограничения на госзакупки ПО не распространяются на сервисные платежи, поэтому они закупают «работы по созданию новых программных продуктов, основанных на иностранном ПО». В результате отечественные разработчики и, как следствие, российская экономика лишается миллиардов рублей недополученных доходов, серьезно затрудняя дальнейшее решение задачи имортозамещения ПО, утверждается в документе.
По данным Минэкономразвития за 2015 год, доля расходов на госзакупки отечественного софта составила лишь 23%, однако количество контрактов на приобретение таких продуктов увеличилось более чем в два раза относительно 2014 года.
Вместе с тем, как рассказали изданию двое федеральных чиновников, доклад Никифорова не будет представлен на заседании правительства 26 января 2017 года. Его исключили из повестки, и, возможно, он будет рассмотрен в другой раз, сообщил один из собеседников «Ведомостей».
Пресс-секретарь председателя правительства Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила, что в повестке заседания 26 января 2017 года нет вопроса об импортозамещении. Но он остается в повестке работы правительства и будет рассмотрен на следующих заседаниях, сообщила она.
В 2016 году «Ростелеком» воспользовался возможностью обновления иностранного ПО. В 2013 году госоператор заплатил 1,8 млрд рублей за лицензии на программы Microsoft. Действовали они до конца ноября 2016 года, и в декабре «Ростелеком» выкупил их в свое бессрочное пользование за 1,26 млрд рублей. [11]
2016
Подписан план перехода госорганов на отечественное программное обеспечение
Основная статья: План перехода госорганов на российское программное обеспечение
26 июля 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о подписании плана перехода федеральных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов, на использование отечественного программного обеспечения.
Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2016 № 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения». Пункт 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.
Рассчитан этот план на три года, включая текущий. За это время должны быть разработаны необходимые для перехода нормативно-правовая, методическая и техническая базы, определены правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по облачным технологиям, а также утверждены требования к самим программам, которые будут использоваться органами власти, и должен быть запущен пилот по этим направлениям, - сообщил Медведев |
Как ранее писал TAdviser, одним из пилотных ведомств станет ФНС. Соответствующее решение содержится в протоколе правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по итогам заседания 5 апреля 2016 года (копия документа есть в распоряжении редакции).
Источник TAdviser, знакомый с планами налоговой службы, говорил, что под "офисным программным обеспечением, предоставляемым по "облачной" технологии", в первую очередь, подразумеваются продукты "МойОфис" (редактор текстов, таблиц и презентаций) и "Практика" (электронный документооборот).
Поручение президента Путина о переходе госорганов на использование российских средств шифрования
По поручению Владимира Путина, выпущенному в июле 2016 года, правительство должно к декабрю 2017 года разработать и реализовать меры по переходу госорганов на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования. Подробнее - по ссылке.
2015
Как обосновать невозможность отказа от иностранного ПО
Постановление Правительства определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО для госзакупок, а также требования к содержанию такого обоснования.
Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
- в реестре российских программ отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Обоснование должно содержать требования к необходимым характеристикам программного обеспечения, и указание на характеристики, по которым аналог, содержащийся в реестре, им не соответствует.
Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок. Затем оно должно размещаться на сайте госзакупок (одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки).
Проверять адекватность избранных обоснований, вероятно, предстоит экспертному совету (этот вопрос по состоянию на ноябрь 2015 года находится в обсуждении).
"Довольно сложно формализовать общие требования, что допустимо, а что нет при выборе ПО. У заказчиков разные задачи, разные требования, одинаковых продуктов не существует. Поэтому нужно исходить из реальных задач конкретного заказчика и смотреть, действительно ли ему необходима работа системы на 1000 рабочих станциях, специфичные функции и т.д.", - считает Евгения Василенко, исполнительный директор АРПП "Отечественный софт".
Постановление Правительства об ограничениях госзакупок иностранного ПО (опубликовано 20 ноября 2015 года)
Применяться закон о реестре российского ПО будет согласно постановлению Правительства "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Его текст был опубликован на сайте Правительства 20 ноября 2015 года (ознакомиться с документом можно здесь).
Согласно постановлению, с 1 января 2016 года заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в реестр российского ПО.
Формировать и актуализировать реестр будет экспертный совет. Его состав был утвержден 31 декабря 2015 года.
Число представителей федеральных органов исполнительной власти не может превышать 40 процентов общего числа членов экспертного совета. Не менее 50 процентов общего числа членов экспертного совета формируется по предложениям ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения, говорится в постановлении.
Купить иностранный софт можно в случае отсутствия в реестре отечественного ПО с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками.
Потребность в соответствии программного продукта определенным характеристикам заказчик должен будет обосновать.
Правила определения требований к закупаемому ПО (а также к услугам разработки, сопровождения, техподдержки и т.д.) в Минкомсвязи должны разработать совместно с заинтересованными федеральными органами власти. Документ, содержащий предложения на эту тему, должен быть передан в феврале 2016 года в Минфин, а затем в Правительство.
В январе 2016 года Минкомсвязи утвердило классификатор программ, содержащий указание на характеристики, по которым определяется соответствие программного обеспечения определенному классу, а также правила применения классификатора.
Оператором реестра по контракту с Минкомсвязи будет организация, наделенная правом получения обязательного экземпляра программного обеспечения в соответствии с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». В текущей версии закона за программное обеспечение отвечает МНИИ «Интеграл».
В пояснительной записке к проекту постановления (который был разработан Минкомсвязи в феврале и на протяжении 2015 года обсуждался в федеральных ведомствах) указывалось, что документ подготовлен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ, учитывая в том числе ограничения на использование иностранного ПО отдельными российскими организациями, установленные рядом иностранных правообладателей в связи с введенными США и некоторыми другими странами санкциям.
Рекомендации Совбеза использовать российское ПО в ТЭК
Осенью 2015 года всем крупным нефтегазовым компаниям от Совета безопасности РФ были разосланы документы, по которым они должны отчитаться, как проводят работы по импортозамещению. Об этом в ноябре 2015 года на Четвертом Национальном Суперкомпьютерном Форуме (НСКФ-2015) рассказал TAdviser заместитель гендиректора по системной интеграции НПО «Союзнефтегазсервис» Владимир Турчанинов. В них также содержится рекомендация присмотреться к решениям, которые разрабатываются в рамках программы «СКИФ-Недра». Подробнее по ссылке.
Утвержден план импортозамещения геоинформационных систем
1 сентября 2015 года глава правительства Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации "Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года". В документе среди прочего говорится о планах по созданию и внедрению отечественных геоинформационных систем (ГИС) для решения задач государственного и муниципального управления (России подробнее...).
Минфин и ФАС против ограничения госзакупок иностранного ПО
В июне 2015 года Минфин и ФАС высказывались[12] против предложенных ограничений госзакупок иностранного ПО. В Минфине считали, что необходимо оставить госорганам возможность закупать иностранные программные продукты в целях «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». В противном случае, полагали в министерстве, реализация постановления потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
В свою очередь, в ФАС считали, что принимаемые меры могут привести к злоупотреблениям: чтобы обойти ограничения и закупить иностранное ПО, госорганы в тендерах будут специально указывать такие функции, которыми российское не обладает. ФАС также предлагала закрепить в постановлении, что продукты из реестра отечественного ПО должны распространяться в России по единым ценам, чтобы не допустить их роста.
Примечания
- ↑ Минцифры разработает единый прайс-лист на закупку софта госструктурами
- ↑ Власти проработают схему по ускорению замены зарубежного софта
- ↑ Путин подписал указ об ответных мерах против недружественных стран
- ↑ Минцифры усложнит закупки иностранного софта госорганами
- ↑ Госкомпании начнут согласовывать приобретение зарубежного софта с Минцифры
- ↑ На импортозамещение смотрят критически. Требования к софту госкомпаний предложили усилить
- ↑ Госкомпаниям раздали программные указания
- ↑ Правительственная комиссия по IT решила централизовать госзакупки офисного ПО
- ↑ Об изменениях в порядке допуска иностранного программного обеспечения к закупкам для государственных и муниципальных нужд
- ↑ Российские власти запретят закупки зарубежных антивирусов для госорганов
- ↑ Минкомсвязи хочет запретить госструктурам обновлять уже купленный иностранный софт
- ↑ К софту проявили мягкость