Российское телеком-оборудование получило реальный шанс
Совокупность факторов политического, экономического и технологического характера сделали возможным появление российских производителей в ряде сегментов телекоммуникационного оборудования. Какие проблемы приходится решать разработчикам? Каковы первые успехи и риски?
Почему на рынке мало российского телеком-оборудования?
По состоянию на осень 2015 года большинство российских вендоров на рынке телекоммуникационного оборудования могут называться российскими лишь условно. Чаще всего это OEM-поставщики (сборщики) зарубежных решений. Но есть и небольшое количество российских компаний, действительно пытающихся представить собственные софтверные, и даже аппаратные разработки. При этом российские аппаратные решения в отсутствии отечественного производства элементной базы также, по сути, являются «квазироссийскими».
С нормативно-правовой точки зрения является разработка российской или не является – вопрос непростой. Российские министерства и ведомства разрабатывают специальные методики, в которых учитывается много факторов – вплоть до доли иностранных акционеров в уставном капитале. С точки зрения экспертов, есть определенный путь, который компания должна пройти, чтобы получить на выходе не OEM-продукт, и не прототип коммерческого решения, а действительно собственный рыночный продукт. И первый этап этого пути – исследовательские разработки, составляющие порядка 15% от общих затрат на создание системы.
Собственные разработки в области программирования - принципиально важный момент для идентификации софтверной продукции как российской. По итогам данного этапа создается прототип будущего коммерческого решения. И далее основные усилия (85%) уходят на тестирование прототипа, его доработку и совершенствование, доведение до уровня качественного рыночного продукта.
На рынке представлены компании, прошедшие весь путь – от разработки собственных алгоритмов до выпуска на рынок коммерческого продукта, например, РДП.ру - RDP (Research & Development Partners), T8 НТЦ, «Элтекс».Метавселенная ВДНХ
Российский вендор, представляя свое решение потенциальному заказчику, сталкивается со множеством проблем, две из которых носят ментальный характер - во-первых, компаниям приходится преодолевать сильное предубеждение в отношении российской продукции как таковой, а во-вторых, - бороться с недоверием, возникшим у заказчиков после первой волны псевдороссийских телекоммуникационных решений от ОЕМ-поставщиков.
«ОЕМ-поставщиками была дискредитирована сама идея способности российских специалистов и компаний произвести собственный интеллектуальный продукт», - считает Николай Гузаков, технический директор РДП.ру.
Но кроме ментального, у проблемы распространения отечественного оборудования есть и другие аспекты.
Так, по оценке Дмитрия Онищенко, директора департамента технического развития МТТ, одна из них заключается в следующем: не всегда есть уверенность, что в решениях российского вендора присутствует необходимый функционал, который де-факто присутствует в решениях зарубежного производителя в рассматриваемом сегменте. И второй момент, отмеченный представителем МТТ – необходимость обеспечения и выстраивания качественного уровня технической поддержки внедряемого оборудования, что приводит к дополнительном затратам в производственном цикле вендора.
Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина отмечает, что в связи с отсутствием российской компонентной базы подавляющее большинство отечественных производителей закупают материалы и комплектующие за рубежом и за валюту, что напрямую влияет на их конечные рублевые цены.
Российскому производителю приходится работать на уже занятом и поделенном западными вендорами рынке, говорит Кирилл Шишков, представитель компании T8 НТЦ. До поднятия темы импортозамещения, по его оценке, отечественным компаниям зачастую отказывали сразу, без обсуждений. Сегодня ситуация такова, что российское оборудование потенциальные заказчики по-прежнему не особо ждут и «хорошо, если сразу не отказывают».
Если же дело доходит до обсуждения коммерческого предложения, то, отмечает представитель Т8, отечественный вендор упирается в свои финансовые возможности, весьма ограниченные, поскольку российские компании до сих пор не имеют за собой поддержки финансовых партнеров - банков или других финансовых организаций, несмотря на заявления с высоких трибун.
Зарубежные же вендоры, констатирует Шишков, таковую поддержку имеют. Например, китайских производителей поддерживает китайский госбанк. Реальность российского рынка телекоммуникационного оборудования такова, добавляет представитель Т8, что сейчас идет демпинг со стороны зарубежных производителей.
Зарубежные вендоры, по его оценке, боятся потерять узлы в уже построенных и новых сетях, поскольку, если будет «сдана» часть узлов российскому производителю, то есть вероятность расползания дальше по сети.
Какие факторы идут на пользу российским производителям?
Появление российского сетевого оборудования стало принципиально возможным с момента нового витка концепции программно-определяемых сетей на базе commodity платформ. Благодаря этому произошло изменение парадигмы сетевого оборудования. Этот технологический фактор дал шанс для развития российской ИТ-индустрии, и в частности – для создания отечественного телекоммуникационного оборудования, считает Гузаков из РДП.ру.
Становление технологий SDN сказывается на импортозамещении «в положительную сторону», согласен Онищенко из МТТ. SDN позволяет использовать типовое серверное оборудование для широкого спектра задач, в то время как все технологические особенности, для которых раньше требовались собственные «железные» решения, теперь можно реализовать исключительно на уровне программного обеспечения, объясняет он.
По мнению Кирилла Шишкова из Т8, лидерство на любом развитом рынке может дать только один фактор – новые, прорывные технологии, которые могут быть применимы в текущей реальности и могут быть масштабируемы. В Т8, констатирует он, сделали когерентные системы DWDM еще на заре становления этой технологии, что дало некоторое преимущество во времени.
Текущая реальность такова, что дополнительные преимущества российским разработчикам дают не только технологические, но и политические и экономические факторы.
«Внешнеполитическая ситуация в совокупности с колебанием курса рубля дали реальный шанс отечественным производителям занять определенные сегменты рынка телекоммуникационного оборудования, - говорит Гузаков. - Например, в нынешней ситуации в составе РФ есть территории, полностью попавшие под эмбарго – Крым, Севастополь. Зарубежное оборудование удвоилось в цене за счет падения обменного курса рубля, что сделало нас более конкурентоспособными».
Поскольку рублевая выручка отечественных операторов связи осталась на прежнем уровне, желание сократить издержки стимулирует их интерес к использованию оборудования отечественных производителей, в первую очередь того, в котором стоимость софта превышает половину общей цены решения.
За счет снижения наценки на софт отечественные вендоры зачастую имеют возможности по предоставлению более конкурентной цены, чем западные производители. Например, во время проведения недавнего конкурса «Ростелекома», выигранного компанией РДП.ру, наблюдалось двукратное превышение обычного количества т.н. «переторжек», а итоговая цена закупки снизилась в 3,9 раза.
Впрочем, Дмитрий Онищенко уточняет, что действие экономических факторов является разнонаправленным. Резкое изменение курса валют должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного оборудования, но удорожание стоимости заемных средств для российских компаний работает против них.
В каких сегментах рынка телеком-оборудования уже представлены отечественные продукты?
По оценке Дмитрия Онищенко из МТТ, отечественные аналоги представлены в сегментах абонентского оборудования, DWDM, Ethernet-коммутаторов сетей передачи данных, VoIP-шлюзов.
Появилось специализированное оборудование для ядра сети провайдеров – решение EcoNAT (выполняет функцию CG-NAT) компании РДП.ру. Этим же разработчиком создается оборудование в сегменте BRAS, DPI.
В России «единицы сильных производителей телекоммуникационного оборудования и ПО» и работают они «в узких нишах», считает Юлия Дорохина из «Мегафона», отмечая вместе с тем, что продукция отечественных производителей уже используется в сети «Мегафона». При этом сама по себе задача поиска конкурентоспособных российских поставщиков оборудования и ПО возникла задолго до кризиса и обусловлена высокой капиталоемкостью бизнеса крупных операторов связи, добавляет она.
Николай Гузаков из РДП.ру говорит, что его компания уже более года ведет разработку линейки маршрутизаторов для различных сегментов рынка, включая корпоративный и госсектор, с поддержкой широкого набора сетевых протоколов. «Внутренние показы, на которые мы приглашаем представителей будущих заказчиков, уже проводятся. Выпуск первых образцов запланирован на январь 2016 года», - рассказывает он.
Кирилл Шишков из Т8, оценивая ситуацию в целом, констатирует, что у российских производителей «много чего есть, но не все это знают по ряду причин». В какой-то части отечественное оборудование уступает зарубежным образцам, и, возможно, оно еще не созрело для массового использования, но, чтобы это «созревание» произошло, уверен представитель Т8, на высококонкурентном рынке требуется вмешательство государства и защита собственных интересов в лице телекоммуникационной промышленности.
Ситуация уже кардинально изменилась в лучшую сторону, уверен Гузаков: «Появились ведомственные списки российских программных и аппаратных решений от Минпромторга. На уровне корпоративных стандартов подвижки тоже имеются».
В частности, он приводит пример "Ростелекома", который разрабатывает внутренний стандарт с критериями для оценки российского происхождения телекоммуникационного оборудования. Делается это в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве и распоряжениями правительства РФ.