2024/08/22 11:00:46

Рынок консервированной продукции в России


Содержание

2023

В России стартовала обязательная цифровая маркировка рыбных консервов

С 1 декабря 2024 года в России началась обязательная маркировка рыбной консервированной продукции в соответствии с постановлением правительства, опубликованным на официальном портале правовой информации. Подробнее здесь.

Рост продаж мясных консервов на 36% до 311,1 тыс. тонн

В 2023 году на российском рынке было реализовано 311,1 тыс. тонн мясных консервов. Для сравнения, в 2021-м продажи такой продукции оценивались в 229 тыс. тонн. Таким образом, рост за два года составил примерно 36%. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы в середине ноября 2024 года.

Аналитики учитывают ветчинные, колбасные, кусковые, паштетные, рубленые и фаршевые консервы, готовые первые и вторые мясосодержащие блюда, а также мясные консервы для детского питания. Крупнейшими игроками отечественного рынка названы АО «Вимм-Билль-Данн», АО «Эйч энд Эн», АО Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, ООО «Брянская мясная компания», ОАО «Великолукский мясокомбинат» и пр.

По оценкам, в 2019 году в России было продано 229,7 тыс. тонн рассматриваемой продукции, а рост по отношению к предыдущему году составил 4,4%. В 2020-м объем реализации увеличился на 9,5%, достигнув 251,5 тыс. тонн. Однако в 2021-м последовал спад на 8,9% с итоговым результатом 229 тыс. тонн. В 2022 году положительная динамика восстановилась: рост зафиксирован на уровне 24,2% — до 284,6 тыс. тонн. В 2023-м продажи поднялись еще на 9,3%.

В целом, как отмечается в исследовании, развитию рынка способствует сформировавшаяся геополитическая обстановка. Мясные консервы приобретаются в рознице с целью обеспечения питания мобилизованных, формирования гуманитарных грузов или пополнения запасов продукции с длительным сроком хранения. В секторе госзакупок увеличение связано с необходимостью обеспечения походным питанием военнослужащих и пополнения государственного резерва продовольствия. В структуре продаж основная часть продукции реализуется именно государственному сектору (Госрезерв, Минобороны, МЧС, МВД, ГУИН). Вместе с тем наименьшая часть мясных консервов идет в сектор общественного питания.[1]

Рост производства консервов на 26,9% до 2,43 млн тонн

В 2019–2023 годах производство консервов в России увеличился на 26,9%, достигнув 2,43 млн тонн. Спрос на данную продукцию устойчиво растет, о чем говорится в обзоре BusinesStat, опубликованном 19 августа 2024 года.

В исследовании учитываются молочные, мясные, овощные и плодово-ягодные консервы, а также консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Среди значимых игроков рассматриваемого рынка в РФ названы АО «Вимм-Билль-Данн», АО «Эйч энд Эн», АО Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева, ЗАО «Стародворские колбасы», ОАО «Великолукский мясокомбинат», ОАО «Великоновгородский мясной двор», ТД «Балтийский берег», Мясоперерабатывающий комплекс «Атяшевский» и др.

В 2019 году в России было изготовлено 1,91 млн тонн консервов всех видов. В 2020-м отмечен 8-процентный рост с результатом 2,07 млн тонн. В 2021 году прибавка составила 2,1% — до 2,11 млн тонн. Самый существенный рост произошел в 2022 году в результате повышения спроса со стороны госсектора, а также увеличения розничных продаж: производство поднялось на 11,2%, достигнув 2,35 млн тонн. В 2023-м зафиксирован прирост еще на 3,5% (до 2,43 млн тонн).

В отчете сказано, что основная часть производимой в РФ продукции предназначена для внутреннего рынка. Среди положительных факторов названы государственная поддержка агропромышленного комплекса и предпосылки к импортозамещению на фоне сложившейся геополитической обстановки. Вместе с тем российские производители консервов сталкиваются с рядом существенных проблем, среди которых аналитики BusinesStat выделяют:Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах

· Недостаточную сырьевую базу;

· Дополнительные трудности, возникшие из-за введения санкций;

· Сложности для новых компаний с выходом на рынок;

· Отсутствие необходимого финансирования;

· Фальсификацию продукции.[2]

Снижение производства рыбных консервов на 11% до 552,2 млн условных банок

Производство рыбных консервов в России за 2023 год снизилось на 11% в сравнении с 2022-м и составило 552,2 млн условных банок (муб). Об этом свидетельствуют данные Росстата, обнародованные в конце января 2024 года.

Как отмечает «Интерфакс», выпуск рыбных консервов сократился, несмотря на рекордный вылов рыбы (5,3 млн тонн в 2023 году). В декабре 2023-го производство таких консервов в РФ также уменьшилось - на 10,8% относительно последнего месяца 2022 года.

Производство рыбных консервов в России за 2023 год снизилось на 11%

Согласно данным Росстата, рыбных пресервов выпущено 27,8 млн условных банок, что больше показателей декабря 2022 года и ноября 2023 года, на 2,7% и на 7,2% соответственно. В 2023 году рыбных пресервов произведено на 7% больше, чем за 2022 год.

Снижение производства рыбных консервов связано с сокращением потребления на фоне роста цен на сырье, уверен председатель Рыбного союза Александр Панин. Управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк в разговоре с «Ведомостями» отметил, что в целом для рынка снижение производства рыбных консервов не критично, так как объема производства все равно достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, а сокращение предложения по ряду видов консервов компенсировалось ростом в других.

Александр Ефремов, управляющий ГК «Доброфлот» (называет себя крупнейшим производителем рыбных консервов в России), связывает снижение объема производства консервов с выявлением Россельхознадзором и Роспотребнадзором случаев подмены сырья. Недобросовестные производители закладывают в банки вместо дорогой сайры более дешевую сельдь, объяснил он изданию. По оценкам Ассоциации рыбопромышленников рыбопромыслового флота, разница в цене между этими видами рыбы может составлять 4–5 раз.[3]

2022: Рост рынка мясных консервов на 24% до 285 тыс. тонн

Объем российского рынка мясных консервов по итогам 2022 года достиг 285 тыс. тонн, что на 24% превосходит показатель годичной давности. Продажи этой продукции вернулись к стремительному росту после падения на 8,9% в 2021 году, свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, опубликованные в октябре 2023-го.

По словам исследователей, рост рынка мясных консервов в РФ в 2022 году был максимальным за пятилетие. Он был вызван как увеличением закупок со стороны государства на нужды армии, так и ростом розничных продаж. Осенью 2022 г был отмечен резкий, хоть и кратковременный, всплеск спроса на мясные консервы после объявления частичной мобилизации. Кроме того, в 2022 году рос спрос на мясные консервы со стороны волонтерских организаций, собирающих гуманитарную помощь.

Как отмечают эксперты, прямых санкций относительно мясных консервов введено не было, однако они косвенно затронули производство. В результате нарушения логистических связей со странами Европы сократились поставки белой жести и готовой тары для упаковки мясных консервов. Металлическая тара для консервированных продуктов подорожала в 2022 году на 60–80%, что вылилось в рост цен производителей мясных консервов на 41% в 2022-м.

По оценкам BusinesStat, которые приводятся в опубликованном в начале октября 2023 года исследовании, несмотря на выросшие цены, в ближайшем будущем спрос на мясные консервы со стороны государства и розничных покупателей останется высоким.

В 2019-2022 гг. оборот импорта мясных консервов в Россию снижался. В 2022 г. выручка сократилась на 1,9% до $49,8 млн, а объем ввоза продукции в натуральном выражении уменьшился на 1,5%, до 13,3 тыс. тонн.

В зависимости от массовой доли мясных ингредиентов в рецептуре аналитики подразделяют консервы на:

  • мясные;
  • мясосодержащие;
  • мясорастительные;
  • растительно-мясные.[4]

Примечания