Содержание |
Интернет-торговля (рынок России)
Основная статья: Интернет-торговля (рынок России)
2023: Сервисы объявлений в России обязали передавать данные о продаже жилья и поиске работы на портал Госуслуг
1 марта 2023 года в России вступает в силу закон, который свяжет учетные записи пользователей сервисов объявлений с госплатформами. «Авито», «Юла», HeadHunter и т. п. должны будут сведения о совершенных сделках по купле/продаже недвижимости и поиске/подборе работы на портал Госуслуг. Об этом 21 февраля 2023 года написали «Ведомости» со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, разработанный Минцифры.
Согласно документу, интеграция сервиса объявлений с ЕСИА и Госуслугами предполагает передачу на единый портал сведений о купле-продаже имущества, выполнении работ, поиске работы или подборе сотрудников. Также в сервисы будут приходить уведомления, судебные извещения и другие документы из личного кабинета на портале Госуслуг.
В Минцифры газете пояснили, что пользователь сможет получать уведомления от Госуслуг в личном кабинете сервиса объявлений по желанию. Также объявления проверенных пользователей будут помечаться специальной галочкой.
При этом возможность идентификации на классифайдах не предусматривает передачу данных о действиях пользователей на этой площадке, — сообщил изданию представитель ведомства. |
Глава аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов сообщил «Ведомостям», что обмен информацией может осуществляться как с целью сокращения мошеннических действия на сайтах объявлений, так и для сбора сведения о сделках купли-продажи и коммерческой деятельности людей со стороны ФНС. По словам коммерческого директора «Кода безопасности» Федора Дбара, взаимодействие с порталом госуслуг подразумевает четкую идентификацию конкретного пользователя, который в свое время пришел в МФЦ и получил электронную цифровую подпись. Таким образом, скорее всего, государство хочет навести порядок и перевести сделки купли-продажи в правовое поле, отметил он.[1]
2022
Путин подписал указ о запрете иностранцам владеть российскими сервисами объявлений
Иностранные граждане, а также граждане Российской Федерации, имеющие паспорт другой страны, не смогут с 2023 года быть собственниками интернет-сервисов объявлений в РФ. Соответствующий указ в конце декабря 2022 года подписал президент РФ Владимир Путин.
Речь идет о сервисах с суточной аудиторией свыше 100 тысяч пользователей. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года. В соответствии с ним изменения вносятся в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Иностранные юридические лица и российские компании с преобладанием иностранного капитала также более не смогут быть собственниками таких сервисов.
При этом владельцем сервиса может выступать и организация, находящаяся под контролем РФ, субъекта РФ или российского гражданина. Под контролем понимается владение более 50% голосующих акций, составляющих уставный капитал данного юрлица.
Также, согласно закону, интернет-сервис не может использоваться в целях совершения уголовно наказуемых деяний, пропаганды терроризма и экстремизма, разглашения государственной тайны.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Сервис должен установить счетчик аудитории и обеспечить интеграцию и взаимодействие с Госуслугами.
Реестр классифайдов должен будет вести Роскомнадзор, для чего ведомство будет проводить мониторинг и запрашивать у владельцев необходимую для этого информацию.
Как пояснял ранее депутат Госдумы от «Единой России», заместитель председателя думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин (автор законопроекта о регулировании сайтов с объявлениями), за последнее десятилетие онлайн-сервисы объявлений превратились «в огромные хранилища» разнообразных данных о гражданах.
Многими из них сейчас владеют иностранцы, поэтому мы всерьез опасаемся за сохранность этой информации и не можем прогнозировать, что будет в случае ее утечки, — указал Горелкин в июне 2022 года. — Другая проблема — мошенники. Объем мошеннических действий, которые совершаются с использованием классифайдов, исчисляется сотнями миллионов рублей». |
Минцифры поддерживает регулирование электронных досок объявлений
Минцифры РФ 11 августа 2022 года заявило о своей поддержке регулирования электронных досок объявлений.
Регулирование электронных досок объявлений надлежащим образом отражено в законопроекте №141597-8 депутата Антона Горелкина. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Минцифры в целом поддерживает этот законопроект и выделяет в нем следующие моменты:
Законопроект не ограничен понятием «реклама» и охватывает рынок классифайдов целиком: регулируются в целом вопросы размещения объявлений (товары, услуги, работа, недвижимость и др.), а не только объявлений физических лиц о товарах и услугах.
В части требований к владельцам классифайда законопроект не ограничивает возможности функционирования рынка классифайдов, особенно если речь идет о российских компаниях. Не вводится никаких единых ресурсов и операторов, негативно влияющих на конкуренцию. Вводится только требование о необходимости российского участия в имеющихся классифайдах.
Законопроект вводит дополнительное регулирование вопросов функционирования классифайдов для защиты прав пользователей (обязанности по контролю за размещенной информацией и др.). Это не сложно для классифайда, но защищает пользователей. Интеграция классифайдов с сервисами электронного правительства обеспечит надежную идентификацию пользователей, размещающих объявления и участвующих в сделках, и снизит риски фрода.
В России собираются регламентировать работу сервисов размещения объявлений
В Государственную думу внесен проект закона, регулирующего работу сервисов размещения объявлений. В том числе владение ими могут запретить иностранным гражданам и компаниям. Об этом стало известно 11 июня 2022 года.
Законопроект предполагает внесение поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Регулировать собираются работу сервисов по размещению объявлений в России, посещаемость которых составляет более 10 миллионов человек в течение месяца.
Согласно тексту документа, в частности, будет ограничена доля иностранного участия в сайтах объявлений. Она сможет составлять не более 20 процентов.
Также, в случае принятия законопроекта, будут установлены обязанности владельцев таких сайтов. В частности, их обяжут не допускать использование ресурса с нарушением законов России. Владельцы сайтов объявлений должны будут соблюдать запреты и ограничения действующих законов, соблюдать права и интересы россиян. Фиксировать собираются даже нарушения норм о выборах и референдумах. Следить за тем, чтобы нормативные акты не нарушались, судя по тексту документа, будет призван Роскомнадзор.
Индивидуальных пользователей могут обязать публиковать реальные фамилию и инициалы. Юридические лица должны будут размещать данные компании. Для всех категорий станет обязательным указание адреса электронной почты. Отмечается, что это будет сделано для «направления юридически значимых сообщений»[2].
2020: Рост объема рынка сервисов поиска недвижимости на 3,3%, до 8,9 млрд рублей
Объем рынка сайтов с объявлениями о продаже и аренде квартир в России по итогам 2020 года составил 8,9 млрд рублей, увеличившись на 3,3% в сравнении с 2019-м. Об этом говорится в опубликованной в июне 2021 года аналитике «РБК Исследования рынков», посвященной рынку сайтов с объявлениями в сфере жилья.
Доходы сервисов увеличились в том числе благодаря мерам государственной поддержки строительной отрасли, принятые на фоне пандемии коронавируса COVID-19. Кроме того, сказалось увеличение посещаемости сайтов в целом, поскольку люди стали больше времени проводить дом.
По данным аналитиков, доля Avito и принадлежащего ему порталу Domofond.ru, в 2020 году составила 33,4% против 20,6% у идущего следом «Циана». На третьем месте находится «Яндекс.Недвижимость» (13,1%), на четвертом — «Юла» (6,5%).
Согласно исследованию, в связи с тем, что основным источником доходов для сайтов-классифайдов в России являются поступления средств от платных услуг при размещении рекламных объявлений, а не от совершения сделок купли-продажи, темп прироста оказывается не столь велик. Кроме того, крупные игроки показывают существенный рост на фоне благоприятных условий на рынке недвижимости, отнимая долю у небольших компаний, которые продолжают терять позиции. Это приводит не столько к росту, сколько к перераспределению рынка онлайн-классифайдов недвижимости в России.
Исследователи отмечают, что на сегмент первичного рынка недвижимости в структуре таких сайтов и порталов приходится 17,8%, или 1,6 млрд рублей, вторичной недвижимости – 71,4%, или 6,3 млрд рублей и аренды – 10,8%, или 950 млн рублей по итогам 2020 года.
По данным социологического исследования РБК, самым распространенным ресурсом для поиска квартиры с целью покупки являются сайты объявлений, которые в течение 2020 года посещали около 62% опрошенных покупателей квартир из России.[3]