2023/01/10 20:54:42

Святки

С первой звезды в канун Рождества Христова и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Православные христиане эти дни празднуют с 6 по 19 января, а католические – с 25 декабря по 6 января.

Содержание

Основная статья: Христианство

Связь праздника с зимним солнцестоянием

В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Греции. Иван Божерянов пишет: «сохранились сведения, что установление праздника Рождества Христова („солнца правды`) на 25 декабря было сделано христианской церковью для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому празднованию „дня солнца непобедимого`».

Святки – это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом.

Церковные правила

«Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», – говорится в книге священника Григория Дьяченко «Праздничный отдых христианина» (1900). «В эту неделю рабам давалась свобода от трудов, а узникам – поминовение, и всем – всеобщее прощение», дабы «не преследовать друг друга мщением за нанесенные обиды».

Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы».

Святочные гуляния

Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – писал Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа» (1848). В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век. Русский народ называл маски «рожами», и при дворе были специальные мастера «рожечники», которые готовили маски. С незапамятных времен имели большое значение скоморохи – впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Иван Божерянов пишет, что время Святок на Руси было неспокойным: «иногда гулянья приводили к грабежам и разбоям – так появилась поговорка, что „с Рождества до Крещения черти бегают по ночам`».Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и в гаданиях, называя их «пагубным и языческим вымыслом», «чуждым христианского жития», противоречащим достоинству природы человеческой». На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни».

Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения.

Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных дней.

Святки в русской культура

Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности.

Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.

В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон». В канун Рождества двенадцатилетний Петя Свечка готовится к сдаче экзамена по чтению псалмов. Мечта о получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, которое он «вставит в рамку под образами в углу», сопряжена с тревожным волнением «не струсить и не сбиться» на экзамене. Но случается чудо – во сне видит Петя «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием Младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы.