Содержание |
Страны-участники: 56 государств
К 2022 году в список «независимых и равноправных» входит 56 государств, которые формально не имеют друг перед другом никаких обязательств, однако придерживаются устава Содружества и признают главой организации короля Британии Карла III, а языком Содружества – английский язык.
К 2023 г население стран Содружества наций превышает два с половиной миллиарда человек и, как гласят «рекламные буклеты» Содружества, составляет одну треть от всего человечества. Причем большая часть сосредоточена на Индийском субконтиненте – это Бангладеш (165 миллионов человек), Пакистан (229 миллионов человек) и Индия (1,35 миллиарда человек).
Однако самый многочисленный контингент стран в Содружестве все же составляют государства Африки – 19 республик и две монархии. При этом из числа членов Европейского союза таковых всего два – Кипр и Мальта.
По большей части в Содружество наций входят бывшие британские колонии, однако в последнее время этот фактор уже нельзя назвать решающим. В частности, устав организации в качестве основания для вступления в ряды его членов предполагает наличие исторической связи с государством, которое таковым уже является.
Так, в июне 2022 года в состав Содружества были приняты бывшие французские колонии в Африке – Того и Габон. Ранее также были приняты Руанда и Мозамбик, не находившиеся ранее под властью британской короны.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Оговорка о наличии исторической связи с одним из действующих членов вообще дает обширные возможности для потенциального расширения Содружества в тот или иной период времени. Например, на 2023 г потенциальное право на вступление имеется у США, Ирландии, Египта, Ирака, Иордании, Йемена или даже у Израиля. Те же Руанда и Мозамбик имеют исторические связи с Бельгией и Португалией, чьими колониями они когда-то являлись, что позволяет фантазировать в данном направлении еще смелее.
Инструмент глобализма Британии
Принято считать, что на 2023 г участие в Содружестве наций имеет для его членов по большей части символический характер и является скорее данью традиции, однако это далеко не так, писал канал "Рыбарь".
В первую очередь это достаточно неплохо работающее экономическое пространство, в котором целому ряду стран состоять выгодно. По сути Британии удалось создать механизм, который не требует от нее огромных финансовых вложений, однако приносит определенную пользу практически всем его участникам – в первую очередь, естественно, британскому руководству.
Правда, и завышать экономическую привлекательность Содружества также не стоит: роль стран-членов для Британии как объектов инвестирования неуклонно снижалась с момента распада империи в 1960-е годы. Для сравнения – в 1904–1913 гг. примерно половина всех заграничных капиталовложений королевства приходилась на страны Британской империи, а уже в 1980-е годы на Содружество Наций приходилось 40% прямых инвестиций. В начале 2020-х страны Содружества имеют еще меньшее значение по сравнению с другими центрами инвестирования.
При этом Содружество играет определенную роль в приспособлении Британии к новой международной среде, подкрепляя ее позиции в основных международных организациях. Кроме того, через институты Содружества британское руководство напрямую взаимодействует с населением и властями государств-членов, распространяя свои интересы, а также внедряя нужные взгляды на существенные для бывшей империи вопросы.
В связи с этим возникает вопрос – каким образом руководству Великобритании удается поддерживать такой механизм на протяжении многих лет, да еще неплохо им пользоваться? Ведь далеко не для всех членов Содружества британское владычество запомнилось как что-то положительное или хотя бы полезное.
В данном случае главную роль безусловно играет экономический фактор, имеющий серьезный исторический базис, возникший по мере развития систем британского господства в виде колониализма и неоколониализма.
При этом лучшей альтернативы для потенциального переустройства экономических и общественных институтов в странах Содружества на 2023 г не существует – в связи с этим механизм продолжает сохраняться и сам по себе, а не только благодаря прямым усилиям британского руководства. Хотя и они играют немалую роль.
Немного иная ситуация с членами Содружества из числа небольших островных государств – например, странами Карибского бассейна. В данном случае важную роль играет отсутствие возможности самостоятельно закрыть все свои потребности и обеспечить свою независимость – и здесь Британия выступает уже как гарант реального выживания данных государственных образований.
При этом британское руководство, как уже отмечалось выше, отнюдь не балует членов Содружества избыточным финансированием, оказывая им по большей части поддержку молчаливым согласием на проведение тех или иных политических действий. При этом власти Британии не имеют реальной экономической потребности в большинстве членов Содружества, однако расширяют его в силу политической необходимости. Своего рода на практике реализуется принцип «если что-то не контролируешь ты, это контролирует твой конкурент». По сути, требуется установить прямой или опосредованный контроль над максимальным количеством территорий, а в идеале – над всеми. Что, собственно говоря, и представляет из себя глобализм.
Система управления
Взаимодействие между главой организации в лице британского монарха с многочисленными членами Содружества официально осуществляется с помощью нескольких неправительственных организаций. В их число входят:
- Commonwealth of Learning (базируется в Канаде), отвечающая за развитие образовательных программ и продвигающая систему грантов среди наиболее уязвимых членов Содружества;
- The Commonwealth Foundation – базируется непосредственно в Мальборо-хаусе в Лондоне – отвечает за взаимодействие с представителями гражданского общества в странах Содружества;
Секретариат Содружества наций, занимающийся вопросами обеспечения объединения, а также являющийся связующим звеном между британским руководством и другими членами.
Реальное же управление и взаимодействие с территориями идет как напрямую – через британских чиновников самого разного уровня или открытые инвестиции – так и опосредованно. Например, через руководство стран-доминионов, теневые финансовые операции, а также через международные неправительственные организации, многие из которых не только изначально созданы на территории Британии, но и по сей день получают транши из британской казны. К их числу относятся:
История
1947: Политика неоколониализма
После Второй мировой войны – многие колонии объявили о независимости от Британии и власти последней, не слишком упорствуя, покинули многие из них, предоставив сформированной ими национальной элите самостоятельность. Примечательно, что это не коснулось доминионов, где элита изначально была преимущественно британской. Таким образом, наиболее значимые территории так или иначе остались под британским владением, а новоявленные «независимые» государства столкнулись с необходимостью существовать самостоятельно, лишившись всех гарантируемых Британией преференций и поддержки в сбыте собственных товаров на ключевых мировых рынках.
Уровень благосостояния этих государств немедленно упал – и весьма значительно, в связи с чем их руководство начало возвращаться к взаимодействию с британцами на условиях последних. Данный период как раз и получил название неоколониализма – ярким примером в данном случае выступает вступление в Содружество наций множества африканских и карибских государств.
XVIII век: Политика колонизации
Сейчас мало кто вообще вспоминает о том, каким же образом система колониализма вообще закреплялась на отдельных территориях. Например, о том, что прежде всего отдельные представители британского сообщества (представители аристократических фамилий или же приближенные к ним исследователи-миссионеры, самым известным из которых является Дэвид Ливингстон) направлялись на отдельные территории и устанавливали контакты с местным населением.
Наиболее распространенный вариант развития событий предполагал установление отношений с лидерами сообществ, живущих в племенном строе. Характерной особенностью данных сообществ являлось обретение власти силовыми методами (например, при поединке). Британцы же, устанавливая контакт с такими руководителями, в итоге фактически предлагали им вариант уйти от силового фактора власти и обрести власть постоянную (а часто и передающуюся по наследству). Это влекло за собой силовую и финансовую поддержку правящему классу того или иного сообщества, из чего впоследствии формировалась местная аристократия, верная британскому престолу и обязанная ему своим положением.
Впоследствии данные сообщества с помощью Британской империи обретали статус государственных образований, а также становились площадкой для деятельности первой транснациональной корпорации – британской Ост-Индской компании. Взамен жители новых колоний получали возможность продавать свои товары на территории Британской империи, а также покупать английские товары по более низким ценам. Кстати говоря, таким же образом британцы потеснили Испанию на территории ее собственных колоний, предлагая покупать товары (по качеству – ничуть не уступающие испанским) гораздо дешевле, чем конкуренты.
Фактически же в тот момент времени британцы создали в колониях экономические системы (или модернизировали уже существующие) таким образом, что контроль над реализацией колониальных товаров так или иначе оставался за ними.