2022/04/01 14:02:50

Специфика ИТС

Проект Концепции создания и функционирования в Российской Федерации национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах дает следующее определение ИТС. Интеллектуальная транспортная система – система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.


Статья входит в обзор TAdviser Интеллектуальная транспортная система России

Содержание

Стоит отметить, что если полностью создать функционирующую национальную сеть ИТС планируется к 2030 г., то технологические и организационные компоненты системы будут проектироваться и внедряться до 2024 г.

Техническая сторона ИТС

Иван Морданов, замдиректора по строительству, эксплуатации и развитию ИТС «ШвабеМосква» (холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех), отметил в интервью журналу «Интеллектуальные транспортные системы России», что цели создания ИТС можно описать проще: повышение безопасности дорожного движения и снижение транспортных заторов (пробок), тем самым повышается не только комфорт, но и улучшается экономическая ситуация в регионе. Таким образом, по мнению эксперта, есть три ключевых показателя ИТС:

  • сокращение количества ДТП;
  • сокращение транспортных заторов;
  • социальное обследование уровня удовлетворенности жителей (населения).

У ИТС существует множество определений, замечает Николай Клепиков, руководитель управления продуктового развития, директор продукта ИТС компании «Систематика» (входит в ГКС).

«
Я рассматриваю ИТС как цифровой инструмент интеграции всех разобщенных элементов управления дорожной инфраструктурой с целью управления мобильностью и спросом каждого пассажира или груза,- говорит Николай Клепиков.- Такой подход формирует возможность использования ИТС не просто как системы управления светофором, контроля положения автобуса или уборочной техники, а как источник эффективного сервиса снижения аварийности, сокращения времени передвижения, повышения комфорта.
»

Основные типы интеллектуальных транспортных систем, по оценке PWC

Источник: PwC, 2019 г.

ИТС содержит очень широкий пул систем, подчеркивает Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»: системы фото-видеофиксации, автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД), системы весогабаритного контроля, пункты оплаты проезда по платным дорогам, системы, показывающие доступность парковок.

Эксперт выделяет также особый класс ИТС-систем – мониторинг пассажирского транспорта, чья главная задача заключается в повышении качества пассажирских перевозок, а также подкласс инфраструктурных систем, например, интеллектуальное освещение дорог, которое позволяет не только повышать безопасность движения на трассах, но и существенно экономить ресурсы.

«
Основное назначение всех ИТС – обеспечение безопасности дорожного движения и оптимизация транспортных потоков,- резюмирует Игорь Кравченко.
»

Вопрос безопасности ИТС, как полагает Александр Сёмкин, председатель совета кластера ГЛОНАСС, включает также угрозы влияния на высокоавтоматизированные транспортные средства и умные системы, что требует глубокой проработки рисков, оценки уязвимостей, вплоть до уровня программного кода.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 6 т

Вячеслав Лукин, генеральный директор компании «Интеллектуальная видеоаналитика», обращает внимание на особые требования, предъявляемые к надежности систем мониторинга и управления транспортными потоками в условиях существенных бросков нагрузки.

«
Беспилотный транспорт, новые виды транспорта и системы взаимодействия V2X (автомобиль - инфраструктура, автомобиль - автомобиль, и т.д.), адаптация сети светофорных объектов под изменение шаблонов поведения водителей, например, при проведении Олимпийских игр. При событиях такого уровня, транспортная сеть испытывает серьезную проверку на прочность за счет изменения поведения водителей и увеличения количества автомобилей в городе,- говорит Вячеслав Лукин.- Один из аспектов ИТС как раз и состоит в решении такие задач - распределять водителей по маршрутам таким образом, чтобы снизить общее время и нагрузку на дорожные участки или обеспечить максимальный приоритет проезда общественному транспорту. Пока внедрения таких решений либо отсутствуют либо единичны в рамках пилотного тестирования.
»

Интегральная суть ИТС

Важнейшая особенность ИТС заключается в том, что наравне с технической составляющей интеллектуальная транспортная система включает значительный социальный аспект. Об этом говорит Игорь Евстигнеев, начальник управления внедрения цифровых технологий ФАУ «РОСДОРНИИ» в журнале «Интеллектуальные транспортные системы России»:

«
Цель современной ИТС в городской агломерации сводится к формированию своего рода экосистемы транспортно-логистических и информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, которые обеспечивают гармоничный баланс функционирования личного и общественного транспорта, что позволяет обеспечивать безопасность транспортной среды и улучшать качество жизни граждан.
»

Причем, два этих направления ИТС не существуют раздельно, а дополняют друг друга.

Вот почему, по оценке Игоря Евстигнеева, главная задача сегодня заключается в определении пути наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов, который даст наибольший результат на вложенный рубль:

«
Мировой опыт показывает, что это совершенствование ОДД и создание ИТС. За стоимость одного искусственного сооружения (одной развязки на УДС) можно создать ИТС целого городского района.
»

А это подразумевает особую тщательность в вопросе грамотного планирования ИТС.

Критически важные аспекты ИТС

Интегральная суть ИТС обусловливает ряд специфических особенностей таких проектов, напрямую влияющих на их эффективность. С одной стороны, эксперты говорят о том, что ИТС является одним из наиболее эффективных направлений стабилизации и улучшения транспортной ситуации в городах: срок окупаемости таких проектов не превышает 2-3 лет, а затраты на создание значительно ниже стоимости развития транспортной инфраструктуры. С другой стороны, достижение таких результатов невозможно без тщательно проработанной программы мероприятий по созданию ИТС города или региона, которая создается и реализуется во взаимосвязи с территориальным, планировочным и функциональным развитием города/региона.

А с третьей стороны, крайне сложно оценить текущий уровень развития ИТС в целом в России.

«
Существует огромное количество систем ИТС, отвечающие за разные сегменты транспортной отрасли,- отмечает Владимир Каюров, старший менеджер проектов группы компаний ICL.- Для оценки можно использовать разные критерии – данные, полученные в результате сбора статистической информации по транспортным потокам, опросы людей об удобстве пользования транспортной инфраструктурой, анализ данных по аварийности.
»

Источник: Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Проблемы и перспективы. Презентация. Проректор СПб ГАСУ А.И. Солодкий. 2007 г.

Кроме того, развитие систем ИТС зачастую очень сильно зависит от позиции государства и законодательной базы, отмечает Владимир Каюров:

«
Так, именно государство сегодня активно стимулирует развитие ИТС в регионах.
»

Александр Сёмкин добавляет, что без участия государства невозможно решить задачу создания передовой электронной аппаратуры на элементной базе отечественного производства.

Важный аспект нынешнего момента – неравномерное развитие ИТС в различных регионах страны.

«
Сегодня в разных регионах России развитие ИТС происходит по-разному и на различных уровнях, а лидерами являются крупные города, в которых наиболее ощущаются проблемы в сфере транспорта,- говорит Владимир Каюров.
»

При этом города России (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани) по уровню развития управляющих центров ИТС значительно отстают от большинства аналогичных по численности городов в Европе и США, замечает Игорь Евстигнеев. Вот почему, добавляет Владимир Каюров, стимулом для перехода на следующие этапы развития пока что является использование опыта по развитию систем ИТС в других странах.

Значительным событием в этой связи стал старт проекта внедрения ИТС в городских агломерациях на всей территории страны в рамках проекта БКД в 2020 г. Он стал прорывом для всей отрасли, считает Александр Сёмкин:


«
Если буквально пару лет назад большинство регионов не имело никаких шансов достичь уровня наших мегаполисов в части эффективного управления дорожным движением, то с его началом появилась возможность использовать лучшие технологические решения для создания ИТС в регионе.
»

Эксперт подчеркивает:

«
Конкурс Росавтодора на создание ИТС в агломерациях, который позволил регионам получить финансирование, закладывает основу для объединения всех создаваемых региональных ИТС в единую национальную сеть. В плане софтовых решений наибольший стимул получают системы анализа и моделирования данных, системы поддержки управленческих решений, системы автоматизации транспортных процессов в городах.
»

Распоряжением Правительства РФ №169-р от 3 февраля 2022 г. на реализацию мероприятий по внедрению ИТС в нынешнем году будет направлено 7,35 млрд руб.

Впрочем, факт получения бюджетного финансирования не является гарантом успешности проекта. Например, в 2020 г. 22 пилотным регионам перечислили порядка 3 млрд руб. на развитие «умных дорог» в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. Однако часть агломераций, получивших господдержку, не смогли соблюсти сроки подготовки конкурсной документации и провести конкурсные процедуры до конца 2020 г. Ряду областей, в частности, Ростовской, Саратовской, Самарской, Ивановской областям, Ставропольскому краю, Бурятии пришлось отказаться от части трансфертов из федерального бюджета. В результате нераспределенный остаток межбюджетных трансфертов в объеме 494 млн руб. был направлен в резервный фонд Правительства России.

В конце сентября 2021 г. на заседании рабочей группы Федерального дорожного агентства по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов РФ, которое прошло в Казани, отмечалось, что по состоянию на конец III кв. заключено контрактов только на 60% от выделенной федеральной поддержки порядка 4 млрд руб. на 25 субъектов.

Таким образом, по мнению отраслевых экспертов, сегодня стоит задача не просто создавать ИТС на различных территориях страны, но и повышать эффективность функционирования подсистем ИТС, ускорять процессы их развития, в том числе, за счет формирования на государственном уровне единой политики, концепции и стратегии процесса развития ИТС. Только единый согласованный подход будет гарантировать, что все субъекты Федерации будут развивать транспортные системы согласованно и по отношению друг к другу будут функционально совместимы.

Как это происходит на различных ветвях и уровнях интеллектуальных транспортных систем?

Следующий материал обзора >>>

Главная страница обзора >>>

Другие материалы обзора