Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/11 17:25:32

Чай и кофе (рынок России)


Содержание

2024: Под Тверью запустили производство капсульного кофе за 100 млн рублей

Компания «МилФудс», развивающая кофеобжарочное производство в Тверской области, запустила на предприятии новую линию для изготовления кофе в капсулах под брендом Poetti. Об этом пресс-служба регионального правительства сообщила 30 января 2023 года. Подробнее здесь.

2023

Рост продаж кофе на 3,6% до 185,8 тыс. тонн

В 2023 году на российском рынке реализовано приблизительно 185,8 тыс. тонн кофе. Рост по отношению к 2022-му, когда было продано 179,4 тыс. тонн продукции, составил 3,6%. Такие данные отражены в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены 27 февраля 2024 года.

Аналитики учитывают реализацию натурального, растворимого и сублимированного кофе. В списке ведущих игроков отрасли значатся ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус», ООО «Орими», ООО «Штраус», ООО «Фес Продукт» и ООО «Орими КФ».

В отчете сказано, что в 2019–2023 годах продажи кофе в России демонстрировали небольшой, но стабильный рост. Так, в 2020-м объём реализации поднялся по отношению к 2019 году на 0,1% — со 178,4 тыс. тонн до 178,5 тыс. тонн. Негативное влияние на спрос оказал спад в отрасли общественного питания, вызванный пандемией COVID-19. Однако сокращения рынка удалось избежать благодаря росту розничных продаж кофе.

В 2021 году продажи увеличились на 0,4%, составив 179,2 тыс. тонн, а в 2022-м прибавка оказалась на отметке 0,1%. Замедление динамики произошло в результате резко выросших (на 27,4%) цен на кофе, что было связано с низким урожаем этой культуры в Бразилии. Кроме того, увеличилась стоимость доставки продукции в Россию, поскольку на фоне ухудшившейся геополитической обстановки крупнейшие западные логистические и страховые компании отказывались работать с отечественными заказчиками.Перейти на налоговый мониторинг за 6 месяцев: опыт «Татспиртпром» 2.2 т

Отмечается, что в 2023 году темп прироста продаж кофе был наибольшим за пятилетие. Благодаря стабилизации цен долларовая стоимость импорта продукции в Россию снизилась на 1%, тогда как средняя цена продаж поднималась темпами гораздо ниже инфляции — на 4,2%. Вместе с тем в 2022–2023 годах в России наметилась тенденция сокращения продаж чая, что открывает дополнительные возможности в плане увеличения доли сегмента кофе.[1]

Снижение производства чая на 6,2% до 138 тыс. тонн

В 2023 году в России было произведено около 138 тыс. тонн чая, что на 6,2% меньше показателя годичной давности. Об этом в феврале 2024 года сообщили аналитики BusinesStat.

По их словам, спад произошел после того, как в 2019-2022 гг производство чая в России выросло на 32%, до 147 тыс тонн, а снижение объема выпуска в 2023 году отчасти связано с остановкой завода компании Ekaterra (бренды ТМ Lipton и Brooke Bond) в Петербурге. При этом российская компания «Орими» в попытке воспользоваться уходом конкурента с рынка заявила об увеличении выпуска продукции на 5-7% по итогам 2023 года.

Как отмечается в докладе, в России из-за особенностей климата собственного чая крайне мало: в промышленном масштабе он выращивается только в Краснодарском крае, поэтому страна практически на 100% зависит от импорта. При этом порядка 80% импорта приходится на чай, который представляет собой сырье, предназначенное для дальнейшей переработки и фасовки, и лишь 20% – готовая к продаже продукция.

В то же время в 2023 году наблюдалась тенденция к снижению доли готового импортного чая. Это связано с более высокой себестоимостью, а главное, с долгой логистикой, составляющей не менее месяца с даты заказа, отмечают аналитики.

Они добавляют, что наибольшую активность на российском рынке проявляют компании, которые имеют собственное производство на территории страны. Импортный фасованный чай в виде готового продукта к 2023 году был представлен в преимущественно в премиальном сегменте.

Крупнейшими производителям чая в РФ названы следующие компании (без указания долей): «ДобрыняРусь», «Кубань-Ти», «Май», «Орими», «Санти», «Универсальные пищевые технологии», «Фабрика Ахмад Ти», «Фес Продукт» и Яковлевская чаеразвесочная фабрика.[2]

Российский рынок кофе навынос вырос на 21%

Объем рынка кофе с собой по итогам 2023 года достиг 102,7 млрд рублей, что на 21% больше, чем в конце 2022 года (85 млрд рублей). Такие данные приводит компания Smart Ranking. Подробнее здесь.

Число кофеен в России за год выросло на 10%

К концу 2023 года число кофеен (классические заведения и точки с кофе навынос) в городах-миллионниках России составило 15,4 тыс. точек, что на 10% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «2ГИС», обнародованные 5 февраля 2024 года. Подробнее здесь.

2022: Сокращение продаж кофе на 11% до 86 тыс. тонн

Объем российского рынка кофе по итогам 2022 года достиг 86 тыс. тонн, что на 11% меньше, чем годом ранее. Такие данные в начале мая 2023 года приводит аналитики BusinesStat.

По их словам, продажи кофе в РФ сократились во многом из-за следующих факторов:

  • значительный рост цен. Страны, занимающиеся выращиванием кофе, не присоединялись к санкциям в отношении России, однако рост мировых цен на зеленый кофе и отказ ряда крупных контейнерных перевозчиков и страхователей работать с российскими компаниями привели к существенному росту стоимости поставок и к удорожанию логистики;
  • снижение реальных располагаемых доходов россиян способствовало сокращению объемов покупки кофе;
  • уменьшение числа покупателей кофе вследствие отъезда значительного числа россиян в 2022 году.

Объем российского рынка кофе по итогам 2022 года достиг 86 тыс. тонн

По словам исследователей, в 2018-2021 гг. продажи кофе ежегодно росли довольно существенными темпами, на 6-20% в год. Росла популярность кофе, увеличивалось число кофеен, развивались сети быстрого питания. Это позволяет прогнозировать, что по мере стабилизации цен на кофейное сырье, решения логистических проблем импортеров и возобновления роста реальных доходов россиян продажи кофе в стране продолжат рост, говорится в исследовании, обнародованном в начале мая 2023 года.

Согласно отчету, экспорт кофе из России в 2018-2021 гг. ежегодно увеличивался на 17,8-50,2% в год и достиг 15,1 тыс. тонн в 2021 году. В 2022-м поставки кофе из России впервые за пятилетие сократились на 9,7% и составили 13,7 тыс. тонн.

Цена экспорта кофе из России снижалась в 2019-2020 гг. и по итогам 2020-го составила $4,23 за кг. В 2021-2022 гг. наблюдался рост экспортных цен. Однако в 2021 году рост был незначительным (всего на 0,8%), в 2022-м цена увеличилась существеннее – на 29,3% и достигла $5,51 за кг.[3]

2020

По данным Nielsen, в крупнейших розничных сетях РФ с августа 2019 года по июль 2020 года продажи кофе в России выросли на 16,1% в денежном выражении и на 12,8% в натуральном. В Euromonitor International оценивают объем российского рынка кофе в 140,13 тыс. тонн, а оборот — в 224,7 млрд руб. на 2020 год.

Coca-Cola начинает продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee

В сентябре 2020 г стало известно, что Coca-Cola начинает новый бизнес в России — продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee. Потребление этой продукции растет, а розничный рынок в период пандемии COVID-19 почти не пострадал. Но, полагают эксперты и участники рынка, конкурировать с существующими игроками Coca-Cola будет сложно, прежде всего из-за дорогого импорта. Подробнее здесь.

2019: Кофе впервые стал популярнее чая в России

В 2019 году потребление кофе в России достигло 180 тыс. тонн, что на 12% больше, чем годом ранее, а рынок чая за это время вырос со 151,5 до 138,8 тонн. Кофе стал популярнее чая среди россиян впервые. В предыдущие два года жители РФ за год употребляли примерно одинаковое количество чая и кофе — по 160 тыс. тонн, свидетельствуют данные Российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе».

«
Кофейное потребление росло год от года, начиная с конца 1990-х годов, а чай, в общем, находился в таком стагнирующем положении. И поэтому, в общем, в какой-то момент было очевидно, что это произойдет. Вот это произошло в 2019 году однозначно, — сообщил генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
»

В России впервые стали потреблять кофе больше, чем чай

Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) в целом подтверждают слова Чантурии. В 2019 году Россия завезла 413,3 тысячи тонн кофе основных видов (без учета растворимого) и только 314,2 тысячи тонн чая. По словам главы «Росчайкофе», расхождение в данных объясняется тем, что таможня учитывает поставки сырья, а не готовой продукции.

В исследовательской компания GfK рассказали РБК, что россияне покупают домой кофе чаще чая уже два года. В 2019 году они купили 110,8 тысяч тонн кофе и 90,6 тысяч тонн чая, в 2018 году — 104,7 тысяч и 92,3 тысячи тонн.

Объем потребления чистого чая сократился драматически. Очевидно, что часть потребления замещается ростом популярности травяных и фруктовых напитков, включая иван-чай, однако сейчас впервые можно уверенно утверждать, что значительное влияние на сокращение потребления чая оказал рост популярности кофе, считают в «Росчайкофе»

Также в ассоциации отметили рост потребления зернового кофе: если его доля в 2018 году составляла 52% против 48% у растворимого, то в 2019-м это соотношение составило 44,7% к 55,3%.[4]

Крупнейший игрок — Nestle (марка Nescafe) с долей 19,4% российского рынка кофе в 2019 году.

2018: Потребление чая на душу населения в кг за год

Потребление чая на душу населения, кг в год. Данные на 2018 год

См. также

Примечания