Основная статья: Нигерия
Фильмы в Нигерии начали снимать с 1920-х годов. Киноделы-колонисты создавали фильмы для внутреннего рынка страны. Их показывали в передвижных кинотеатрах.
После обретения независимости в 1960 году, этот бизнес быстро расширился, появились стандартные по тем временам кинотеатры.
В конце 1960-х и в начале 1970-х производство фильмов увеличивалось, особенно в Западной Нигерии.
В 1980 году был снят фильм ужасов «Злая встреча» режиссёра Джими Одумосу, он стал первой картиной, созданной для показа по телевидению и на видеокассетах.
Свое бурное развитие кинематограф Нигерии получил в 1990-х и особенно в 2000-х годах.
Распространение видео- и цифровых технологий в начале 1990-х привело к революции в африканском кинематографе. В Нигерии в качестве альтернативы эстетскому дидактическому франкоязычному кино, зашедшему в некий идеологический тупик, начинают снимать развлекательное кино с низкими бюджетами (1 — 25 тыс. долларов за фильм). Миграция с SAP SuccessFactors и SAP HCM на российские HR-решения: как выстроить стратегию перехода
В 2000-х для фильмов, снятых по такой модели, придумывают общее собирательное название — «Нолливуд» как ироничное противопоставление одновременно и Голливуду, и индийскому Болливуду, притом что никакой единой студии никогда не существовало.
Нолливуд – это не только нигерийское кино. Часто кино Ганы снимается в сотрудничестве с нигерийскими режиссерами. Кроме того, в понятие Нолливуд также включают Каннивуд, или хаусаязычный кинематограф. Такое название связано с городом Кано, где начали снимать фильмы исключительно на языке хауса. Но самым популярным считается кино на языке йоруба, английский язык – на втором месте. Также фильмы снимаются на языках игбо, ицэкири, эдо, эфик, иджо, урхобо и остальных 300 языках народов Нигерии.
В начале 2000-х годов фильм снимали и монтировали за несколько дней, а режиссёром мог быть кто угодно. К 2010-м годам, ситуация улучшилась, качество съемки и рост бюджета пришли вместе с ростом популярности кинозалов.
Сюжеты нигерийского кино зачастую повествуют о жизни африканской диаспоры за пределами континента. Но чаще всего режиссеры любят снимать в Лагосе, Энугу, Абудже и Асабе.
Преобладающими являются романтические фильмы, драма, комедия и мистика. Сюжеты разворачиваются вокруг мести, предательства, ненависти, политики. Сценаристы прибегают к сверхъестественным и религиозным темам, включая чёрную магию и столкновение современной религии с традиционными верованиями.
На 2019 год Нолливуд это огромная и очень плодотворная индустрия: страна выпускает около 200 фильмов в месяц и имеет доход от них в $250 миллионов. Благодаря такой активности Нолливуд стал второй по величине киноиндустрией в мире по числу ежегодных премьер, обойдя США и уступая только Болливуду.
В это время у Нолливуда есть своя Гильдия актеров. Они влияют на культуру во многих африканских странах. Киноидустрия Нигерии составляет 1,4% от экономики страны.
Фильмы
1992: «Жизнь в кабале» Криса Оби Рапу
Классика жанра и одновременно первый фильм, ставший суперпопулярным и добившийся внушительного успеха, — «Жизнь в кабале» (Living in Bondage, 1992) нигерийского режиссера Криса Оби Рапу и продюсера Кеннета Ннебуе. Главный герой, живущий в Лагосе городской пролетарий Энди Океке, жаждет вырваться в мир богатства и роскоши. Через одного из своих старых приятелей, который живет на широкую ногу, он выходит на мафию, возглавляемую вождем Омего, сколотившим состояние на торговле человеческими органами.
Тайное сообщество, практикующее псевдосатанинский культ, соглашается принять Энди, но он должен подтвердить преданность и принести в жертву супругу Мерит. Пытаясь схитрить, Энди приводит на заклание случайную секс-работницу, но обман раскрывается, и после этого перед ним встает еще более сложный выбор — либо все же выполнить со второго раза требования вождя Омего, либо погибнуть самому.
Согласившись пожертвовать женой, Энди становится необыкновенно богатым. Через его руки проходят миллионные контракты, он может позволить любую прихоть, однако это не приносит ему счастья. Дух Мерит регулярно является, чтобы испортить Энди личную жизнь, сорвать свадьбу, церемонию посвящения в вожди. В конце концов он оказывается на улице в состоянии, близком к помешательству, и миллионера спасает та самая женщина, которая когда-то едва не была принесена в жертву.