Третьяковская галерея

Компания

Цифровой паспорт (6 проектов)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхПроекты Виртуальной реальности2023
Описание проектаКрокMicrosoft Office, Microsoft SQL Server, Windows Server 2019Офисные приложения, СУБД, ОС2023
Описание проектаКрокКРОК: Контакт-центр по запросу, Contact-center as a service (CCaaS), Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыCall-центры, SaaS - Программное обеспечение как услуга, ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2018
Описание проектаНорбитMicrosoft Dynamics CRMCRM2017
Описание проектаГруппа Борлас (Borlas)Oracle E-Business Suite (OEBS)EAM, ERP2011
Описание проектаЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)Элар: Автоматизация музейных библиотекСЭД - Системы потокового распознавания2010

СМ. ТАКЖЕ (33)

Основная статья:

2024: Открытие нового корпуса на Кадашевской набережной

Идея строительства нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной уходит корнями в 1940-е годы к концепции создания единого квартала галереи, предложенной известным архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Первый шаг к ее воплощению сделали в 1995 году, когда был установлен закладной камень. В 1996 году началась работа над проектом нового здания. Планы менялись, работа приостанавливалась и возобновлялась. В 2013 году появился котлован. Подробнее о ходе строительства и новых технических решениях см. здесь.

2019

Фотография «Школьницы осматривают картину Василия Сурикова „Утро стрелецкой казни` в Третьяковской галерее» стала лауреатом «New York Times» в номинации «Фотография 2019 года»

1993

93 года было Татьяне Мавриной, когда она написала этот пасхальный натюрморт. Художница уже практически не выходила из дома, но продолжала много и плодотворно работать.

Татьяна Маврина. Пасхальный натюрморт. Бумага, акварель, гуашь, масло. 1993 год. Собрание Третьяковской галереи.

Изображая пасхальное угощение, Маврина, по своему обыкновению, сжала пространство и словно переместила к столу пейзаж за окном. Такой прием усиливает всеобщее ощущение весенней радости.

1912

"Посещение царевной женского монастыря", Суриков, 1912, Третьяковская галерея.

Ни одна из многочисленных дочерей правителей этой эпохи не вышла замуж. Часть из них были сосланы в монастырь, другие провели всю жизнь девицами в женских палатах. Это происходило из-за того, что царевнам было запрещено выходить замуж за мужчину, ниже себя по статусу. То есть в родной стране никто не мог стать их женихом.

Оставались заморские принцы. Но при замужестве царевне нельзя было менять религию. А где взять православных принцев? Византия уже пала к тому моменту. Теоретически можно было выйти замуж за принца другой религии при условии, что он не настаивал на смене религии его жены. Но таких просто не было в XVI-XVII веках.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Для образа царевны Сурикову позировала его внучка Наталья Кончаловская. В юности она сбежала с женихом в Америку, но быстро развелась и вернулась в Россию, где и встретила второго мужа, Сергея Михалкова.

Так что на последней исторической картине Сурикова мы видим лицо мамы режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

1881: «Три царевны подземного царства» Васнецова

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. В 1878 году он построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжетом для картины стала русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое». Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен.

Однако для своей картины Васнецов позаимствовал из сказки только Золотую царевну. Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. А поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов.

Золотая царевна и царевна Драгоценных камней изображены одетыми в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. А младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. Но эти работы во многом определили дальнейшее творчество художника: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин.

1875

В.В.Верещагин, Повозка богатых людей в Дели, 1875, Третьяковская галерея

1871

Портрет А.Н.Островского. Перов В.Г., 1871 г., Третьяковская галерея

1869

Раньше на месте современных районов Южное Тушино и Северное Тушино в Москве располагалась загородная дача в усадьбе Братцево, где в шестидесятых годах XIX века жил художник И.И. Шишкин. Именно здесь И.И. Шишкин и написал картину «Полдень. В окрестностях Москвы», которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

1827: Портрет Пушкина работы Кипренского

Одной из вершин творчества выдающегося художника Ореста Адамовича Кипренского по праву считается портрет А.С. Пушкина 1827 года.

Лицейский товарищ и близкий друг поэта А.А. Дельвиг (1798-1831) стал инициатором создания этого живописного шедевра. Художник в то время работал в мастерской, устроенной во флигеле дворца Д.Н. Шереметьева (современный адрес: наб. реки Фонтанки, 34). С конца мая до начала июля 1827 г проходили сеансы, во время которых Пушкин позировал Кипренскому.

Портрет А.С.Пушкина Ореста Кипренского, 1827 г. Третьяковская галерея

И художник, и поэт, очевидно, высоко ценили этот портрет. Кипренский выставил его на ежегодной осенней выставке в Академии художеств, а в 1831 году Пушкин выкупил свой портрет у вдовы Дельвига. После смерти самого Пушкина он хранился в семье, а в 1916 году был приобретён Третьяковской галерей, где находится по сей день.

Живописное произведение Кипренского послужило оригиналом для огромного числа пушкинских портретов: в его иконографии существует отдельное понятие - «тип Кипренского». Помимо внешнего сходства, отмеченного многими современниками, художнику удалось главное – передать зрителю гармоничный и завершенный образ поэта. Подробнее о портрете см. Пушкин Александр Сергеевич

1823

Василий Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея

1762

Портрет Екатерины II в трауре – один из многих портретов императрицы, написанных ее придворным живописцем датчанином Вигилиусом Эриксеном. Он портретировал еще ее предшественницу на троне – императрицу Елизавету Петровну.

Портрет Екатерины II в трауре, Вигилиус Эриксен. Размер - 20 x 18. Материал - медь. Техника - масло. Третьяковская галерея. Приобретено у Вышеславцевой. 1917

Репутация Эриксена при императорском дворе была чрезвычайно высока. Его главной моделью была Екатерина II. Современник художника Якоб Штелин писал: «Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена». Датский художник написал не менее 30 портретов государыни в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Эриксен писал Екатерину в великолепном, пышном парадном туалете, в национальном народном русском костюме, стоящей в дворцовом интерьере среди зеркал и драпировок. На его полотнах она представлена также среди зелени парка, в гвардейском мундире, уверенно сидящей верхом на белом коне. Писал ее анфас, в профиль, в полный рост и погрудно. Эти портреты не раскрывают внутреннего мира изображенной, они скорее – сумма знаний и наблюдений за моделью.

Екатерина была чрезвычайно довольна этими портретами. Часть из них императрица разослала в качестве подарков своим зарубежным корреспондентам и иностранным дворам. Она рассказывала о них в письмах к философу-просветителю барону М. Гримму. Эти произведения находятся в разных музейных собраниях – в Эрмитаже, Царском Селе и других.

На небольшом по размеру камерном портрете Екатерина изображена в трауре, в который она облачилась после смерти императрицы Елизавете Петровне (25 декабря 1761 г). Во время долгого траура Екатерина почти не отходила от гроба почившей государыни, что очень расположило к Екатерине многих влиятельных персон при русском дворе. Они увидели в этом дань уважения и глубокого почтения, которое оказывала сначала великая княгиня, а потом и императрица, немка по национальности, усопшей русской царице.

Екатерина носила траур и в первое время после своего воцарения после убийства её супруга Петра III (7 июля 1762 г). У Екатерины были также также интимные причины, ограничивающие её участие в светской жизни: закрытое чёрное платье и возможность реже появляться на публичных светских мероприятиях помогали ей скрывать беременность. 11 апреля 1762 года императрица родила сына, будущего А.Г.Бобринского, отцом которого был Григорий Орлов.

Траурное одеяние, в котором изображена Екатерина, включало в себя черное широкое платье с белыми нашивками – плерезами, а также головной убор – черный чепчик со шнипом, полностью закрывающий волосы. Поверх платья на Екатерине лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, который она возложила на себя в день дворцового переворота, возведшего ее на престол.

Миниатюрность произведения, внимание к деталям костюма, а также миловидность лица модели свидетельствуют о влиянии стиля рококо.