Проект

Туламашзавод, АК (Тула)

Заказчики: Туламашзавод, АК

Тула; ВПК

Подрядчики: Компас
Продукт: Компас ERP-система

Дата проекта: 2005/12 — 2006/09
Количество лицензий: 76
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10612
системы - 725
вендоры - 302

Содержание

Выбор программного обеспечения

ОАО «АК „Туламашзавод`» — первое из отечественных предприятий, начавших внедрение ERP (сначала это была система SAP R2, впоследствии замененная на SAP R3). Однако, и по прошествии около 10 лет работы с ПО SAP не удалось с его помощью автоматизировать многие необходимые функции. Поэтому, если, например, учёт кадров вёлся в системе R3, то расчёт заработной платы производился с помощью нескольких программ, разработанных специалистами ИТ-департамента предприятия.

Такая ситуация перестала удовлетворять руководство завода, и в 2005 году было принято решение о замене действующего ПО на отечественную ERP-систему. В результате в середине 2005 года был заключен предварительный договор, по которому компания «Компас» предоставила заказчику право на бесплатное использование лицензий на все подсистемы не более чем с 5 компьютеров одновременно сроком на полгода. И только после того, как ИТ-специалисты заказчика самостоятельно убедились в полноте функционала и качестве ERP-системы «Компас», а также в том, что она позволит решить все актуальные задачи по автоматизации бизнес-процессов, был подписан договор на полноценную автоматизацию.

Общее описание проекта

Внедрение началось в декабре 2005 году. Уже в конце января 2006 года была сдана в опытную эксплуатацию подсистема «Управление персоналом», с помощью которой осуществлялся кадровый учёт и расчёт заработной платы. Для проверки и перестраховки заказчик в течение трёх месяцев проводил параллельные расчеты заработной платы посредством старого продукта и ПО «Компас» для всех 4000 сотрудников.

Полностью первый этап проекта, обеспечивший автоматизацию всех учетных функций, был выполнен всего за 8 календарных месяцев, включая летнюю паузу, сделанную по просьбе заказчика. Высокие темпы были обусловлены, среди прочего, тем, что заказчик принял решение об отказе от переноса в ERP-систему «КОМПАС» множества мелких, привычных для пользователей визуальных решений и печатных форм из эксплуатировавшихся ранее программных продуктов. Это же обеспечило и соответствие начальному бюджету проекта, так как не потребовалось никаких программных доработок ERP-системы для решения специфических задач заказчика. Многие специфические задачи решались и решаются силами ИТ-специалистов завода посредством мощного инструмента визуальной настройки «Мастера Компаса».«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов 4.3 т

По завершении первого этапа в эксплуатацию был введен следующий функционал, использовашийся по принципу одновременного доступа любых модулей с 55 рабочих мест (общее число автоматизированных рабочих мест не ограничено):

  • бухгалтерский учет;
  • связь с системами «клиент — банк»;
  • складской и материальный учет;
  • учет основных фондов;
  • учет специальных активов;
  • учет кадров;
  • расчет заработной платы;
  • оформление нарядов;
  • начисление заработной платы на банковские карточки;
  • сдача индивидуальных сведений в ПФ и ФНС в электронном виде.

Данные, необходимые для функционирования всех подсистем, поступают непосредственно с мест возникновения (цеха, отделы, склады и т. д.) и заносятся один раз.

Параллельно с выполнением первого этапа были составлены ТЗ на внедрение подсистемы «Управление затратами» и модуля «КОМПАС: Бюджетирование». Эти задачи включены во второй этап реализации проекта.

В данный момент силами сотрудников «Туламашзавода» в «Компасе» настроено 90 % алгоритмов формирования статей бюджетирования. Проведены тестовые расчеты.

К 2010 году количество лицензий увеличено до 72.

Некоторые специфические особенности проекта

  • Это первый широко известный проект, в ходе реализации которого была произведена замена внедренного импортного программного продукта, являющегося мировым лидером среди ERP-систем, SAP R3 на отечественную ERP-систему.
  • Как следствие большого количества расчетных счетов завода, сосредоточенных в различных банках, была произведена настройка связи с 6-ю системами «клиент — банк».
  • До внедрения ERP-системы «КОМПАС» функции управления персоналом были распределены между разнородным программным обеспечением (учет кадров — SAP R3, расчет заработной платы — несколько программ собственного производства, функционировавших, в том числе, и на мейн-фрейме). Поэтому был проведен комплексный импорт данных в подсистему «КОМПАС: Управление персоналом» из разнородных программных продуктов.
  • Была настроена новая разновидность наряда на выполнение работ, соответствующая историческим традициям завода и использующая многофакторное распределение заработной платы между рабочими. Принципы распределения зависят от таких исходных данных, как разновидность выполняемой работы, шифр и счет затрат, категория персонала и др. Для реализации сложного алгоритма всем работам в справочнике были поставлены в соответствие различные коды начислений.
  • При расчете заработной платы используется более 150 кодов начислений и удержаний.
  • В течение 3-х месяцев проводился параллельный расчет заработной платы в «КОМПАСе» и программных продуктах, использовавшихся ранее.
  • В процессе внедрения подсистемы «КОМПАС: Управление закупками, запасами и продажами» параллельно с учетом по номенклатурному номеру был организован учет по принятому на заводе классификатору материалов.
  • В процессе внедрения подсистемы «КОМПАС: Управление закупками, запасами и продажами» были реорганизованы бизнес-процессы учета материалов в цехах. Если раньше все материалы, передающиеся в цех, тут же списывались в производство, то теперь они передаются в виртуальные «цеховые кладовые», откуда списываются в производство в полном соответствии с реальной жизнью. Таким образом, удалось добиться точного учета неиспользованных остатков материалов.
  • Для завода характерна высокая детализация учета затрат, реализованная в подсистеме «КОМПАС: Управление затратами».
  • В процессе внедрения подсистемы «КОМПАС: Управление активами» в БД «КОМПАС» было импортировано около 100 000 инвентарных карточек основных средств.