Формоза

Компания

Группа компаний «Формоза» – ранее один из крупнейших российских разработчиков и производителей компьютерной техники под брендом Formoza.

У компании было несколько сопоставимых направлений бизнеса: дистрибуция, розничные магазины и собственное производство ПК («Формоза-Альтаир»).

2016: Суд вводит внешнее наблюдение

25 апреля 2016 года Арбитражный суд Москвы вынес решение о том, чтобы ввести наблюдение в компании «Научно-производственный компьютерный центр «Формоза-Альтаир», которая выпускала компьютеры для группы «Формоза».

2015: "ВТБ факторинг" подает иск о банкротстве

В феврале 2015 г. суд встал на сторону «ВТБ факторинга», а в апреле стороны пришли к мировому соглашению: «Формоза-Альтаир» признал долг. Однако выплат так и не последовало, после чего в августе 2015 г. «ВТБ факторинг» подал иск о банкротстве, следует из материалов другого дела.

К производителю компьютеров «Формоза» подан банкротный иск

Сумма долга по иску о банкротстве оказалась чуть меньше первоначальной – 591,5 млн руб. Задолженность была частично погашена по мировому соглашению самим «Формоза-Альтаиром» и его дебиторами, сообщил «Ведомостям» представитель группы ВТБ.

На дебиторов повлияла волатильность валютных курсов, знает собеседник «Ведомостей», знакомый с участниками процесса. Далее финансировавшие эти компании финансовые организации обнулили кредитные лимиты, из-за чего летом 2015 г. компании-дебиторы прекратили работу, говорит он.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

Согласно «СПАРК-Интерфаксу», в 2015 г. «Би ти кей трейдинг» была ответчиком по 17 арбитражным делам на общую сумму 2,6 млрд руб., ООО «Спектр» – на 424,8 млн руб. [1]

2014

Выручка «Формоза-Альтаира» 13 млрд руб, прибыль 567 тыс руб

Выручка «Формоза-Альтаира» в 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 13 млрд руб., это больше, чем годом ранее, когда он получил доход в 11,9 млрд руб. Прибыль компании в 2014 г. составила 567 000 руб.

"ВТБ факторинг" подает иск о взыскании задолженности

В мае 2014 г. «Формоза-Альтаир» получил финансирование, которое должны были оплатить три его контрагента: ЗАО «Би ти кей трейдинг лтд.» (400 млн руб.), ООО «Спектр» (185,6 млн руб.) и ООО «Корвет трейдинг» (31 млн руб.). Но этих денег «ВТБ факторинг» не получил, говорится в материалах дела.

По договору факторинга если не платит дебитор, то это должен сделать сам «Формоза-Альтаир», говорится в документах суда. Поэтому в октябре 2014 г. «ВТБ факторинг» подал иск к «Формоза-Альтаиру» о взыскании задолженности.

2009: Договор с "ВТБ факторингом"

Из материалов связанного с иском судебного дела о взыскании задолженности с «Формоза-Альтаира» в пользу «ВТБ факторинга» следует, что в сентябре 2009 г. стороны заключили договор факторинга, по которому «Формоза-Альтаир» получал возможность финансировать свои проекты из средств «ВТБ факторинга» в обмен на его требования к дебиторам.

Руководство компании в 2009 году:

  • Капитонов Сергей Викторович - Президент,
  • Абачев Абулферз - Исполнительный вице-президент группы компаний «Формоза»
  • Труфанов Андрей - Руководитель отдела продаж,
  • Мазаева Алеся - Руководитель программ «Франчайзинг» и «Сервис»,
  • Дружинин Александр - Руководитель направления совместных проектов с партнерами.

В это время Научно-производственный комплекс группы компаний «Формоза» – ЗАО НПКЦ «Формоза-Альтаир» - специализируется на производстве и продаже персональных компьютеров Formoza. Деятельность подразделения Formoza Distribution направлена на дистрибуцию периферийного оборудования и компьютерных комплектующих.

Производственный комплекс ГК «Формоза» занимает более 25 000 кв. м. и обеспечивает разработку и производство широкого спектра персональных компьютеров, серверов и комплектующих для компьютеров по мировым стандартам качества. Производство сертифицировано по стандартам ISO 9001/9002.

Группа компаний «Формоза» создала и продолжает развивать централизованную дилерскую сеть, специализирующуюся на поставках компьютеров, комплектующих, программного обеспечения и оргтехники во все регионы РФ. Федеральная розничная сеть компании «Формоза» – «Компьютеры FORMOZA» – объединяет 300 магазинов по всей России.

Вся продукция ГК«Формоза» обеспечивается сервисной поддержкой, которая реализуется в 140 Уполномоченных сервисных центрах Formoza по всей России.

2008: Рост дебиторской задолженности

По бизнесу компании ударил кризис 2008 г., повлекший за собой проблемы с дебиторской задолженностью, а затем ситуация в компании усугубилась из-за падения рынка ПК.

2003

Оценка объема продаж в $350 млн

Финансовые показатели компания не раскрывает; по оценкам, в 2003 году объем продаж «Формозы» составлял $350 млн. После разрыва с Intel (см. ниже), компания закупает процессоры (они составляют около 20% стоимости компьютера) у российских и иностранных дистрибьюторов Intel, в связи с чем теряет несколько долларов на каждом ПК.

Увольнение управляющего Олега Фефелова и его супруги

В 2003 году из «Формозы» были уволены два ключевых топ-менеджера — управляющий Олег Фефелов и его жена, вице-президент фирмы Светлана Тулаева. По словам генерального директора "Формозы" Александра Купряшкина, конфликт с Intel сыграл определенную роль (см. ниже), хотя у уволенных было немало и иных менеджерских ошибок. Это косвенно подтверждает Николай Казак, приглашенный в «Формозу» в 2003 году в качестве консультанта по налаживанию бизнес-процессов. Он так описывает состояние системы управления компании на тот момент: «Элементарные вещи не были сделаны». По словам Казака, в компании не было бюджетирования, не существовало точной управленческой отчетности.

Покинувшие «Формозу» менеджеры открыли собственную фирму, торговавшую ПК,— «Кибертронику». Летом 2004 года Олег Фефелов был убит (следствие по этому делу не завершено). После его смерти «Кибертронику» возглавила Светлана Тулаева.

2002: Разрыв с Intel

В 2002 году «Формоза» вступила в конфликт с корпорацией Intel, которая в это время безраздельно правит на рынке, ее процессорами оснащены около 85% компьютеров в России. Такая популярность — следствие мощной маркетинговой поддержки: компания в отличие от своих конкурентов (AMD, например) ежегодно тратит миллионы долларов на собственную рекламу. Кроме того, у Intel существует программа спонсорства рекламы партнеров. Суть ее в следующем. При продаже процессоров российским сборщикам Intel перечисляет в маркетинговый фонд до 6% от стоимости контракта. После этого сборщик может возмещать из средств фонда до 80% затрат на продвижение собственной продукции. Если полоса рекламы в журнале стоит, скажем, $10 000, то производителю компьютеров достаточно будет оплатить лишь $2000, остальное внесет фонд. Обязательное условие: в рекламе компьютеров должен фигурировать логотип Intel Inside.

При всей своей эффективности эта программа открывала возможности для мелкого мошенничества — например, производитель компьютеров мог неформально договориться с изданием о существенных скидках на размещение рекламы, а компания Intel, ни о чем не догадываясь, тратила деньги фонда по максимуму, исходя из прейскуранта. Дополнительный доход участники неафишируемой сделки могли поделить между собой.

«Формоза» была участником программы Intel Inside с 1995 года и входила, по словам Алексея Наволокина, руководившего российским офисом Intel в 2000-2003 годах, в десятку крупнейших партнеров. Но в мае 2002 года она была неожиданно исключена из списка счастливцев. Кроме того, она потеряла возможность покупать процессоры на привилегированных условиях—по партнерским, пониженным ценам.

В Intel комментировать причины разлада с «Формозой» отказываются, ссылаясь на корпоративный запрет разглашать информацию об отношениях с партнерами. Представители компьютерных фирм, которые остаются в партнерах Intel, высказали предположение, что «Формоза» могла попасться на нарушении договоренностей с американской компанией. Например, вместо того чтобы устанавливать приобретенные у Intel процессоры на свои компьютеры в России, фирма могла перепродавать их в других странах. Такие действия могли сорвать глобальные планы продаж компании Intel.

Генеральный директор «Формозы» Александр Купряшкин в интервью Forbes не стал опровергать эту версию.

«Ни один прямой партнер Intel не свободен от подобных претензий,—предположил Купряшкин. — У Intel хорошая служба безопасности, и они имеют компромат на всех. Нельзя сказать, что к нам у них были какие-то особые претензии».

Действительно ли нарушения соглашений — обычное дело на рынке? Другие партнеры Intel не желают распространяться на эту тему. Например, Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании Marvel, одного из российских дистрибьюторов Intel, отказался отвечать как на вопрос, нарушает ли его компания правила, установленные Intel, так и на вопрос, могут ли быть подобные нарушения у его коллег по цеху.

Позже в 2003 году в «Формозе» утверждали, что потери от разрыва отношений с Intel оказались «незначительными». В то же время «Формозе» пришлось избавиться от непрофильных подразделений — были закрыты транспортное подразделение, отдел разработки программного обеспечения, производство мониторов. Возможно, все было бы иначе, если бы отношения с Intel не разладились.

Лидер по продажам ПК в России

В 2000-2001 годах, по данным аналитиков агентства IDC, эта фирма была лидером по продажам персональных компьютеров.

Примечания


СМ. ТАКЖЕ (1)