Fidel.ru

Компания

Проект Fidel.ru, владевший легальным цифровым каталогом из нескольких миллионов музыкальных треков, закрылся весной 2012 года после шести лет существования из-за плохой окупаемости.

Fidel.ru (ООО «Фидел солюшнс», Fidel Solutions) — российский интернет-магазин по продаже музыки. Fidel.ru и Soundkey — два самых крупных музыкальных магазина в Рунете, на них приходится до 70 % легальных продаж музыки онлайн, оценивает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

Акционеры

Насколько известно CNews, на май 2011 г. сервис в равных долях принадлежал четырем инвесторам - физическим лицам, один из которых — гендиректор Борис Голиков, а трое остальных не принимают участия в операционном управлении компанией[1].

Ранее сообщалось, что владелец (данные ЕГРЮЛ) — «Тиммейт ленд корп.» (Британские Виргинские острова, 100 %).

Менеджмент

Борис Голиков — гендиректор и совладелец.

Показатели деятельности

2011

На май 2011 г. порталом пользуются около 250 тыс. человек.

2009

Гарантированные платежи Fidel.ru в адрес Universal Music и Sony Music составят в 2009 году 400 000 долларов США, сообщил Голиков; как раз столько сайт заработал в 2008 году. В 2009 году его доходы вырастут, по прогнозу Голикова, до 18 млн руб. (570 200 долларов США по вчерашнему курсу), а в 2010 году — до 34 млн руб. (1,08 млн долларов США). Сейчас 70 % выручки Fidel.ru приносят партнеры, продолжает Голиков: через витрины этого магазина продают музыку «Сибирьтелеком» и «Эр-телеком», также идут переговоры с «Акадо» и «Уралсвязьинформом».

В августе 2009 года Владислав Кочетков из «Финама» оценивал стоимость Fidel.ru без учета инвестиций в 2—2,5 млн долларов США.

2008

Выручка (2008 г., данные компании) — около 0,4 млн долларов США.

История

Площадка продаж легального цифрового контента Fidel.ru была открыта компанией Fidel Solutions в 2007 г.

2008: Сделка с РБК

О покупке контрольного пакета Fidel.ru РБК сообщила зимой 2008 г. По условиям договора РБК в течение трех лет могла увеличить пакет до 75 %. Управлять этим активом должна была дочерняя структура РБК — «Медиа мир». Сумма сделки составила $8,5 млн, она включала обязательства по финансированию Fidel.ru и по рекламе проекта на сайтах РБК, рассказывал Борис Голиков.

2009: РБК вернул Fidel.ru прежним владельцам

Интернет-магазин Fidel.ru больше не принадлежит РБК. Об этом рассказал «Ведомостям» его гендиректор и совладелец Борис Голиков. По словам Голикова, процесс возврата акций прежним владельцам Fidel.ru начался еще в 2008 году, а завершился летом 2009 года.

Из-за кризиса РБК не смог финансировать этот проект в соответствии с планом и потому, по словам Голикова, передала свой пакет в Fidel.ru группе инвесторов во главе с ним самим.

В августе 2009 г. Владислав Кочетков из «Финама» оценивал стоимость Fidel.ru без учета инвестиций в $2-2,5 млн. Но РБК вернула этот сервис прежним владельцам бесплатно, утверждает источник, близкий к участникам сделки.

2011: Платные и бесплатные онлайн-сервисы

  • С начала 2011 г. сервис дает своим подписчикам возможность слушать аудио-треки в режиме онлайн на платной основе.

  • 23 мая 2011 г. Fidel.ru сделал доступ к своему контенту бесплатным. Бесплатный доступ к каталогу Fidel.ru реализован в форме тарифного плана «Открытый». При нулевой абонентской плате пользователям этого тарифа разрешено слушать весь музыкальный контент портала, причем ограничений на количество доступных треков нет.

Однако, пользователи-«бесплатники» будут лишены интересных платных опций, с помощью которых можно синхронизировать плейлисты на портале Fidel.ru и на собственных айфонах и айпадах пользователей (в перспективе разработчики сервиса обещают поддержку устройств на платформах Android, S60 и Windows Phone 7).Метавселенная ВДНХ 3.3 т

Генеральный директор Fidel Solutions Борис Голиков рассказал CNews[1], что «Открытый» тариф не является кратковременной акцией контент-сервиса, по его словам, он «введен навсегда». Голиков сообщил, что на май 2011 г. порталом пользуются около 250 тыс. человек, причем все они привлечены в эпоху «до введения бесплатного тарифа». По мнению Голикова, если для бесплатного музыкального сервиса 250 тыс. пользователей - это немного, «то для монетизируемого - это очень прилично».

Интересно, что, хотя в планах руководства Fidel Solutions присутствует монетизация «бесплатных» подписчиков сервиса по рекламной модели, по словам Бориса Голикова, они будут избавлены от показа рекламы, по крайней мере, до конца 2011 г.

Кроме того, в Fidel Solutions рассчитывают, что часть привлеченных пользователей «Открытого» тарифа со временем начнет пользоваться платными возможностями сервиса.

Ориентиром для Fidel служит сервис «Яндекс.Музыка», который предоставляет бесплатный легальный аудиоконтент, начиная с 2010 г. Борис Голиков говорит, что в перспективе хотел бы, чтобы Fidel.ru сравнялся по популярности с «Яндекс.Музыкой», которая, по словам ее руководителя Дениса Танаева сейчас обеспечивает «более 100 млн прослушиваний в месяц».

Как и бесплатный сегмент Fidel, «Яндекс.Музыка» монетизируется за счет рекламы, причем, по признанию Дениса Танаева, о ее окупаемости говорить рано: на сервисе сейчас проводятся тестовые рекламные размещения.

Продажа легальной музыки конечным пользователям не является главным бизнесом Fidel и его конкурента Soundkey. По мнению Елены Крыловой, существенную часть их выручки составляет трансляция полученных у правообладателя прав интеллектуальной собственности более мелким контент-провайдерам. По ее словам, в 2008-2009 г.г. Fidel и Soundkey вместе занимали не менее 70% этого рынка в России. В Fidel подтверждают наличие крупного B2B-сегмента в выручке, однако не раскрывают ее размеров и имен своих партнеров.

2012: Закрытие проекта

Проект Fidel.ru, владевший легальным цифровым каталогом из нескольких миллионов музыкальных треков, закрылся весной 2012 года после шести лет существования из-за плохой окупаемости. Теперь компания Fidel Solutions, которая развивала этот сервис, готовит новый проект Tracksflow.com, в котором будет использовать новые модели сотрудничества с правообладателями.

Fidel.ru отличался тем, что первым в СНГ подписал контракт со звукозаписывающей компанией Universal Music, а в дальнейшем и со всеми остальными мейджорами. Трафик на портале достигал 120 тыс. уникальных посетителей в сутки. Тем не менее компании не удалось даже приблизиться к окупаемости проекта.

По словам главы Fidel Solutions, по условиям договора правообладатели хотят минимум 50% от выручки сервиса за смежные права и еще 10-12% - за авторские права. 3-5% выручки компания тратит на биллинг.

Примечания


СМ. ТАКЖЕ (2)