Аркадий Мохирев: «Главный тренд — цифровизация взаимодействия бизнеса с регуляторами»

04.09.24, Ср, 18:08, Мск,

Директор по развитию финансовых и операционных технологий VK Tech Аркадий Мохирев рассказал о ключевых трендах взаимодействия государства и бизнеса. Поговорили о цифровизации, B2G-платформах и унификации подходов к регуляторной отчетности.

Тренд на цифровизацию, электронный документооборот и B2G-платформы

Аркадий, что нового происходит сейчас в России в сфере взаимодействия федеральных органов государственной власти и коммерческих компаний?

Главный тренд — цифровизация взаимодействия бизнеса с регуляторами. Контролирующие органы один за другим переходят на электронное взаимодействие и создают на своей стороне геоинформационные системы для получения и обработки данных от компаний. Коммерческий сектор, в свою очередь, обязан выполнять требования регуляторов и предоставлять информацию через специальный софт.

Ранее информационное взаимодействие бизнеса и органов власти выглядело следующим образом: представители бизнеса создавали на своей стороне витрины данных, куда загружали информацию по требованиям регулятора и предоставляли сотрудникам регулятора доступ в личный кабинет этой витрины для проверки. Но со временем объем информации в этих витринах рос и сейчас достиг такого объема, что грешно, да и скорее даже невозможно проверить ее вручную. Поэтому текущий тренд заключается в том, чтобы наравне с предоставлением доступа в личный кабинет этой витрины передать всю информацию на сторону органа власти в их информационную систему, где ФОИВы осуществляют ее автоматизированную проверку.

Важно сказать, что со стороны регуляторов нет единого унифицированного подхода к истребованию данных с бизнеса: каждый надзорный орган выдвигает свои требования, при этом запросы отличаются по форме и содержанию. Способы связи тоже разные: одному регулятору нужно отправлять документы по почте, другому по ТКС, а для третьего требуется установить специальное ПО.«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов 4.3 т

Разнообразие способов взаимодействия с регуляторами сильно увеличивают административную нагрузку на бизнес. Компании вынуждены обслуживать различные каналы связи для передачи информации регулятору, а также поддерживать несколько информационных систем для агрегации первичных данных в различные отчеты, по индивидуальным требованиям каждого из регуляторов в отдельности.

Каждому регулятору нужно доставить данные в соответствии с его требованиями

И это становится большой проблемой. Одна крупная горно-металлургическая компания говорила нам, что им приходится передавать подобную информацию в 83 различных органов власти по их индивидуальным требованиям, выделенным каналам связи и т.д. Данная задача потребовала создания нескольких отдельных структурных подразделений внутри компании и выделить штат работников, только для того, чтобы поддерживать эту коммуникацию с органами власти со стороны компании.

Бизнес должен подключить и содержать несколько цифровых сервисов для каждого регулятора. Не увеличивает ли это нагрузку на ИТ-отделы компаний?

Да, сейчас все обстоит именно так. Решая проблему ручного формирования и передачи отчетности в органы власти, безусловно создается дополнительная нагрузка на ИТ-подразделения компаний, но это нормально в условиях повсеместного тренда цифровизации всех секторов экономики.

С другой стороны, содержать несколько цифровых сервисов для каждого регулятора – это не совсем правильно. Чтобы сэкономить силы и деньги на обслуживании нескольких сервисов, компании находятся в поиске специальных платформ для B2G-процессов, для автоматической интеграции с принимающими системам регуляторов и передаче им данных в полном соответствии с их требованиями.

С такой платформой бизнесу не нужно будет беспокоиться о том, как перенастроить свои внутренние учетные системы и упорядочить данные в соответствии с регуляторными нормами — B2G-система автоматизирует эти процессы и возьмет их на себя.

В витрине данных платформы нет ничего лишнего — только та информация, которая требуется контролирующему органу

Какие есть выгоды для бизнеса в цифровизации взаимодействия с государственными органами?

Регуляторы используют риск-ориентированный подход: чем меньше у бизнеса нарушений, тем менее интенсивными становятся формы контроля. Если всё безупречно — во многих случаях можно обойтись вообще без проверок. Это сильно снижает административную нагрузку на бизнес.

Госорганы настраивают в своих ГИС индикаторы риска и контрольные диапазоны данных, чтобы подсвечивать зоны повышенного интереса и выявлять нарушения. При этом они смотрят не только на статические данные, но и на динамические показатели в режиме реального времени.

Когда регулятор находит нарушение, он направляет компании заключение, которое можно исполнить или оспорить. В первом случае бизнес получает возможность исправить недочеты без штрафов, пени и санкций, а во втором — выстроить конструктивный диалог с инстанцией в правовом поле.

Вот некоторые примеры инициатив федеральных органов исполнительной власти.

Статус уполномоченного экономического оператора присваивается компаниям, которые ввозят из-за рубежа товары, включенные в специальный реестр. Компания с таким статусом может выпускать товары до подачи деклараций, совершать таможенные операции в первоочередном порядке, отсрочить оплату ТП до сорока дней, хранить товары в отдельных складах и уменьшать таможенные сборы.

Таможенный мониторинг помогает ФТС России выявлять риски участников внешнеэкономической деятельности. У участников режима нет ни ежегодных отчетов, ни выездных проверок. Внеплановую проверку могут назначить только если компания получила заключение о нарушении и никак на него не отреагировала.

Система дистанционного контроля промышленной безопасности — эксперимент Ростехнадзора. Регулятор получает информацию о срабатывании аварийной защиты, регистрации инцидентов и аварийный ситуаций. Участники эксперимента значительно снижают для себя инспекционную нагрузку, «физическая» форма контроля заменяется для них на цифровую.

VK Compliance — единая бизнес-платформа для взаимодействия с регуляторами

Что VK Tech может предложить бизнесу для решения описанных проблематики в сфере B2G взаимодействия?

Мы разработали технологию, на основе которой, создали единую платформу для взаимодействия бизнеса с регуляторами — VK Compliance. Решение выполняет роль мастер-системы в ИТ-ландшафте компании и может интегрироваться со всеми системами-источниками.

VK Compliance автоматически собирает все данные в контуре группы компаний, ведет журналы учета, рассчитывает показатели, формирует дашборды и отчеты, отправляет информацию регуляторам. Внутри платформы — уже есть все для взаимодействия с различными органами власти.

Например, для взаимодействия с ФНС России в платформе реализован сервис для налогового мониторинга VK Tax Compliance

VK Compliance знает, какие данные из систем-источников нужно передавать ведомствам, умеет собирать эти данные и преобразовывать их в консистентную модель. В процессе сырые данные можно дообогащать вручную — если это нужно для более качественного анализа.

Далее платформа интегрируется с приемными комплексами регуляторов. Она создает сообщения по триггерам в соответствии с форматом метода, фиксирует срезы от изменений, подписывает сообщения и отправляет их регуляторам.

VK Compliance закрывает сразу несколько рабочих задач бизнеса:

  • не нужно кастомизировать и перенастраивать внутренние информационные системы компании для соответствия требованиям законодательства;
  • не придется подключать дополнительные цифровые сервисы — в платформе можно вести дополнительную аналитику и автоматизировать любые отчеты;
  • специализированный софт значительно легче настраивать для интеграции с регуляторами;
  • не нужно создавать или покупать отдельные решения для «покрытия» каждого регулятора;
  • данные из нескольких систем консистентны и сопоставимы между отчетами в разные ФОИВ;
  • платформа создает единый поток данных в надзорные органы — это помогает уйти от дублирования информации, повысить прозрачность процессов и избежать ошибок.

VK Tech предлагает комплексный подход к проектированию и внедрению решений. Мы проводим для клиентов демо по функционалу продуктов, рассказываем, как строится проект внедрения, помогаем обучить сотрудников и начать работать с сервисами. Если что-то непонятно или пошло не так — служба поддержки всегда на связи.

Интерфейс одного из сервисов платформы VK Compliance

Чего нам ожидать в ближайшем будущем? Что будет нового?

Сейчас на стороне регуляторов создано и продолжают создаваться геоинформационные системы с индивидуальными требованиями к предоставляемой отчетности, и бизнес находится в поиске решения для удовлетворения требований каждого из них. Унифицированного подхода со стороны государства по этому вопросу пока нет — это повышает административную нагрузку на компании.

Сейчас мы совместно с крупнейшими игроками бизнеса и регуляторами прорабатываем подход, при котором требования со стороны всех органов власти будет едиными к бизнесу. Данный подход должен позволить существенно снизить нагрузку с компаний и повысить консистентность данных в государственных органах.

VK Compliance — комплексное решение от VK Tech, которое помогает компаниям соответствовать нормам контролирующих органов. В основе продукта принципы сотрудничества, открытости и доверия, определенные международным фреймворком Co-operative Compliance (CCF).