Бизнес и кадровый голод
15.07.24, Пн, 13:00, Мск,
Бизнес в России сейчас сталкивается с новыми вызовами. Наиболее остро сейчас ощущается проблема нехватки квалифицированных кадров. Многие отрасли сейчас ощущают эту нехватку. Своим мнением на эту тему поделился бизнесмен, кризисный менеджер, бизнес-акселератор и стартапер из Республики Башкортостан Якупов Радик Рифович.
- Радик, каким вы видите решение этой насущной проблемы российского бизнеса?
- На мой взгляд, решение этой проблемы в современной России для бизнеса — это комплексная задача, которая требует стратегического подхода. Я вижу несколько возможных направлений:
1. Образование и повышение квалификации. Как это возможно реализовать?
Необходимо наладить сотрудничество с образовательными учреждениями: установить партнерские отношения с университетами и колледжами для создания актуальных образовательных программ, включая стажировки и практики для студентов. И параллельно с этим найти возможность для создания системы корпоративного обучения в своей компании. Здесь я вижу реализацию этого пункта во введение программ обучения и повышения квалификации для работников, чтобы они могли развивать новые навыки, соответствующие потребностям бизнеса.
2. Привлечение молодых специалистов. Здесь хорошо бы использовать старый советский инструмент - студенческие практики. Это организация стажировок и практик для студентов, что поможет им получить опыт и определить свое профессиональное направление. Так же организация молодежных конкурсов и выделение грантов замотивируют молодых специалистов к профессиональному развитию и росту. Проведение конкурсов для молодежи, поддержка стартапов и инновационных проектов – все это поможет привлечь молодые таланты.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
3. Переманивание и relocation. Здесь и привлечение специалистов из других регионов и там, где это возможно, удаленная работа. Сложность здесь состоит в создании привлекательных условий работы, включая конкурентоспособную зарплату, возможности для карьерного роста и качество жизни и в разработке стратегий для организации удаленной работы. Но все это позволит привлекать специалистов из других регионов и, возможно, стран. В последнем случае это актуально, конечно, для крупного бизнеса.
4. Формирование привлекательного имиджа компании. Думаю, что в последнее время для бизнеса стало необходимым создание такой корпоративной культуры, где сотрудники будут чувствовать себя ценными и мотивированными, отношения в коллективе будут экологичными и продуктивными. И в этом же пункте я поставил бы обязательным условием социальную ответственность. Участие компании в социальных проектах, экологии и других важных инициативах может повысить привлекательность работодателя.
5. Государственная поддержка. Естественно, что государство должно быть вовлечено в эту проблему и в способы ее решения. Всевозможные льготы и программы, такие как по субсидированию обучения, переквалификации работников и привлечению молодых специалистов – все это существенно снизит нехватку кадров для экономики.
6. Адаптация к новым технологиям. Без этого никуда! Мир меняется очень быстро и невозможно без оптимизации производства оставаться конкурентноспособным. Использование технологий для оптимизации рабочих процессов поможет уменьшить зависимость от большого количества сотрудников и увеличить производительность.
В заключении я бы отметил, что решение проблемы нехватки квалифицированных кадров требует как инициатив со стороны бизнеса, так и активного участия образовательных учреждений и государства. Комбинированный подход может помочь создать устойчивую систему р и привлечения квалифицированных специалистов.
- Радик, а какие из перечисленных способов решения проблемы кадрового голода помогли именно вашему бизнесу?
- Мы активно сотрудничаем с ВУЗами нашей специфики, регулярно приглашаем студентов на практику и активно обучаем. Многие работы у нас переведены на удаленный формат. Есть и практика привлечения специалистов из других регионов. И, конечно, для нас важна репутация нашей компании как глазами клиентов, так и сотрудников. Нам важно сформировать у обеих этих групп уверенность в нашей компании, создать ощущение стабильности, дать понять, что с нами можно уверенно выстраивать долгосрочные отношения. Помимо этого, для нас так же важна социальная составляющая – мы активно помогаем общественным организациям – к примеру, поддерживаем горнолыжный комплекс своего города, создаем дёрт – парк для его жителей, активно сотрудничаем с секцией биатлонистов.
- Радик, это очень здорово, что помимо процветания вашего бизнеса вы заинтересованы и развитием вашего города!
Исходя из вашей биографии можно сделать вывод, что ваша компания преодолела не один кризис. Вы давно в бизнесе и наверняка можете поделиться опытом с начинающими бизнесменами. Какое напутствие могли бы вы дать им.
- В современном стремительно изменяющемся мире очень трудно лавировать в море информации. Ничего догматичного в наши дни в бизнесе практически нет. Поэтому особенно ценны знания, выкристаллизованные из опыта. Даже начинающие сегодня не начинают с нуля, если с ними делятся опытом те, кто начал вчера. Я считаю это необходимо. Так как без обмена опытом невозможно развитие. Я дал бы совет активно использовать наработанный другими опыт - вступать в объединения, проходить тренинги у преуспевших, брать методики, проверенные опытным путем. Не скрою, что мой опыт так же трансформировался в своего рода методику управления бизнесом, которая апробирована на двух компаниях, одна из которых на рынке уже десять лет. Моя методика отлично подойдет как для новичков в бизнесе (так как я подробно освещаю все принципы и этапы управления), так и для бизнеса с имеющимся бэкграундом (так как в методике много внимания уделяется антикризисному управлению и так называемой «борьбе с хаосом»). К примеру, моя компания успешно преодолела ряд финансовых кризисов начиная с 2014 года, кризисный период 2020 года, наложенные санкции, не только удержавшись на плаву, не только не уволив ни одного сотрудника, но и повысила показатели, и расширила базу клиентов! Я подробно разобрал в ней методы выхода из кризиса для владельцев бизнеса и предложил несколько уникальных способов антикризисного управления. Я активно делюсь этим опытом и мне приятно видеть, когда мой опыт помогает другим.
- Радик, значит вы готовы делиться опытом и знаниями с конкурентами?
- Это необходимый обмен в любой сфере жизни. Мы должны делиться опытом, чтобы давать друг другу толчок в развитии, так как невозможно развиваться в закрытой системе. Я прошел долгий путь, решил множество проблем, так почему же не помочь другим, если я уже готов это сделать?
- Спасибо вам, Радик, за интересную беседу!