Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)

Персона

СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)
Галуппи Бальдассаре (Baldassarre Galuppi)

Основные статьи:

Биография

Бальдассаре Галуппи по прозвищу Буранелло (Buranello) родился 18 октября 1706 в Бурано, Венеция.

1765: Приезд на службу в Россию

Пребывание Бальдассаре Галуппи в России длилось 3 года (1765–68). К моменту приезда в Петербург Галуппи был уже всемирно известным композитором, прославившимся в первую очередь благодаря своим комическим операм; также в родной Венеции он занимал престижные должности maestro di capella собора св. Марка и одной из четырех знаменитых консерваторий — Инкурабили (Ospedale degli Incurabili).

Идея пригласить музыканта, достигшего расцвета своей славы, принадлежала Петру III[1], однако осуществилась она лишь при Екатерине II после долгих переговоров с итальянской стороной.TAdviser выпустил новую карту российского рынка информационных технологий: более 380 разработчиков и интеграторов 35.7 т

Несомненно, для Российского императорского двора Галуппи представлял интерес прежде всего как оперный композитор, однако его деятельность не ограничилась только сочинением и постановкой спектаклей. Неожиданным образом Галуппи оказал влияние на совершенно иную сферу русской музыкальной жизни — церковное пение. Многие исследователи связывают с Галуппи начало новой эпохи в истории жанра хорового концерта. И хотя на этот счет существуют иные мнения, влияние его композиций на развитие жанра бесспорно. Несмотря на то, что Галуппи провел в России не столь долгое время, он оставил здесь прочно укоренившуюся традицию: проводником ее стал вернувшийся в 1779 году, после десятилетнего обучения у Галуппи в Италии, на родину Дмитрий Бортнянский, один из самых влиятельных российских музыкантов своего времени.

Подробности пребывания Галуппи в России известны главным образом благодаря свидетельствам Якоба фон Штелина, немецкого ученого, работавшего в то время при Российском императорском дворе. В «Сообщениях о музыке в России», написанных в 1769 году, по прошествии всего лишь года после отъезда Галуппи из Петербурга, Я. фон Штелин передает восхищение композитора придворными певцами: «Такого великолепного хора я никогда не слыхал в Италии» (Un si magnifico coro non ho mai sentito in Italia). Возможно, именно высокий уровень хора и вдохновил прославленного итальянского капельмейстера на создание духовных концертов для богослужения на церковнославянские тексты. Также Галуппи отвел хору значительную роль в сочиненной им специально для России опере «Ифигения в Тавриде» на либретто М. Кольтеллини, десять хоровых номеров которой, по свидетельству Штелина, «были превосходно исполнены».

Императорский двор был в большей мере впечатлен его произведениями для оперной сцены, постановки которых имели шумный успех. Однако спустя короткое время после отъезда Галуппи из России его оперы были забыты. В то же время его духовные сочинения на церковнославянские тексты уже вскоре после своего создания зазвучали во многих областях Российской империи и сохранились в репертуаре церковных хоров и в середине 2010-х гг.

Установить точное количество произведений, написанных Галуппи для Русской православной церкви, к 2017 г не представляется возможным. Американский исследователь Д. Монсон в Словаре Гроува упоминает хранящуюся в Российской государственной библиотеке рукопись, которая содержит 15 произведений Галуппи для Русской православной церкви. Такие же сведения приводит российский музыковед А. Л. Порфирьева в энциклопедическом словаре «Музыкальный Петербург». Однако на 2017 год в Российской государственной библиотеке обнаружены только две рукописи, содержащие сочинения Галуппи на церковнославянские тексты, причем эти рукописи имеют разное происхождение: одна из них, песнопение Плотию уснув, — из фонда Шереметевых (Волочаново), другая, Служба Божия Галуппиева (Литургия), — из Ярославской области.

В статье «Итальянская диаспора в России XVIII века» (2001) М. Г. Рыцарева и А. Л. Порфирьева пишут: «на сегодняшний день известно около [!] 14 русских хоровых произведений Галуппи»; при этом авторами приводятся только шесть названий. Действительно, шесть духовных произведений Галуппи:

  • Слава. Единородный Сыне,
  • Благообразный Иосиф,
  • Плотию уснув,
  • Готово сердце мое,
  • Суди, Господи и
  • Услышит тя Господь —

были изданы во второй половине 1810-х годов его учеником Д. Бортнянским. Именно эти сочинения перечисляет композитор и преподаватель Придворной певческой капеллы П. Воротников в статье «Березовский и Галуппи», по-видимому, основываясь на изданиях капеллы. Очевидно, Галуппи создал и другие произведения на церковнославянские тексты: так, известны названия еще шести его духовных сочинений, которые фигурируют в объявлениях газеты «Московские ведомости» 1797 и 1804 гг., но ноты к 2017 году пока найти не удалось[2].

Автографы хоровых сочинений Галуппи на церковнославянские тексты не сохранились. Некоторые авторские рукописи принадлежали Придворной певческой капелле, но к 2017 году их следы потеряны. Рукописные источники русской церковной музыки Галуппи охватывают обширную географию. Они были обнаружены:

  • в Всероссийском музыкальном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки,
  • в Российской государственной библиотеке в Москве,
  • в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге,
  • в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины в Киеве,
  • в Берлинской государственной библиотеке (в коллекции К.Ф. Э. Баха из собрания Певческой академии, а также в коллекции Г. Пёльхау),
  • в Австрийской национальной библиотеке (собрание венской Придворной капеллы).

Эти источники содержат информацию об исполнительской практике своего времени.

1768: Отъезд из Петербурга

В 1768 году в должности главного придворного капельмейстера Екатерины II Галуппи сменил Томмазо Траэтта, в то время один из самых видных представителей неаполитанской оперной традиции.

1771: Опера "Женоненавистник"

Основная статья: Женоненавистник (опера Галуппи)

L'inimico delle donne (примерно: "Женоненавистник") - опера-буффа (оригинальное название: "Драма Джокозо") Бальдассаре Галуппи в трех действиях на либретто Джованни Бертати. Премьера спектакля состоялась осенью 1771 года в Театре Сан-Самуэле в Венеции.

1785: Смерть в Венеции

Галуппи скончался 3 января 1785 в Венеции.

Сочинения

Оперы

  • 1722 — «Верность в непостоянстве, или Друзья-соперники» (La fede nell’incostanza, ossia Gli Amici rivali).
  • 1729 — «Доринда» (Dorinda, Венеция).
  • 1730 — «Успокоенная ненависть» (Odio Placato).
  • 1733 — Argenide.
  • 1735 — L’ambizione depressa.
  • 1736 — «Элиза, королева Тира» (Elisa regina di Tiro).
  • 1736 — «Нимфа Аполлона» (La ninfa di Apollo).
  • 1736 — «Фамирид» (Tamiri).
  • 1736 — «Эргильда» (Ergilda).
  • 1737 — «Алвильда» (Alvilda).
  • 1737 — «Узнанный Кир» (Ciro riconosciuto).
  • 1740 — «Густаво I, король Швеции» (Gustavo I, re di Svezia, либретто Гольдони).
  • 1740 — «Аронте, король шиитов» (Aronte, re de' sciiti).
  • 1741 — «Береника» (Berenice).
  • 1741 — «Пенелопа» (Penelope, Лондон)
  • 1741 — «Покинутая Дидона» (Didone abbandonata, либр. П. Метастазио, Венеция)
  • 1742 — «Сципион в Карфагене» (Scipione a Cartagine, Лондон)
  • 1743 — «Энрико» (Enrico).
  • 1744 — «Мадам Чиана» (Madama Ciana).
  • 1744 — L’ambizione delusa.
  • 1744 — La libertà nociva.
  • 1745 — «Сила любви» (La forza d’amore).
  • 1746 — «Сципион в Испании» (Scipione nelle Spagne).
  • 1747 — «Арминий» (Arminio).
  • 1747 — «Олимпиада» (L’Olimpiade, либретто Метастазио, Милан).
  • 1749 — «Аркадия на Бренте» (L’Arcadia in Brenta, либретто Гольдони, Венеция).
  • 1750 — Il Paese della Cuccagna (либретто Гольдони).
  • 1750 — «Арчифанфано, король дураков» (Arcifanfano, re dei matti, либретто Гольдони).
  • 1750 — «Алкимена, принцесса Счастливых остров» (Alcimena, principessa dell’isole fortunate).
  • 1750 — «Лунный мир» (Il mondo della Luna, либретто Гольдони, Венеция).
  • 1750 — «Мир навыворот, или Женщины командуют» (Il mondo alla reversa, ossia Le donne che commandano).
  • 1751 — «Маскарад» (La mascherata).
  • 1752 — «Эрмелинда» (Ermelinda).
  • 1752 — Il mondo alla roversa (либретто Гольдони).
  • 1752 — Il conte Caramella.
  • 1752 — «Смешные виртуозки» (Le virtuose ridicole, либретто Гольдони по пьесе Жана-Батиста Мольера «Смешные жеманницы»).
  • 1752 — «Бедствия сердца» (Calamità de' cuori, либретто Гольдони).
  • 1753 — I bagni d’Abano (либретто Гольдони).
  • 1754 — «Сельский философ» (Il filosofo di campagna, либретто Гольдони).
  • 1754 — «Антигона» (Antigona).
  • 1754 — Il povero superbo (либретто Гольдони).
  • 1755 — «Александр в Индии» (Alessandro nell’Indie).
  • 1755 — «Дьяволица» (La diavolessa, либретто Гольдони).
  • 1756 — «Свадьба в Париже» (Nozze di Paride).
  • 1756 — «Свадьба Дорины» (Le nozze di Dorina, либретто Гольдони).
  • 1757 — «Сесострис» (Sesostri).
  • 1757 — La partenza e il ritorno de' marinari.
  • 1758 — «Король-пастух» (Il re pastore, Санкт-Петербург).
  • 1760 — «Адриан в Сирии» (Adriano in Siria).
  • 1760 — «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito).
  • 1761 — L’amante di tutte.
  • 1761 — «Артаксеркс» (Artaserse, либретто Метастазио).
  • 1761 — «Трое смешных влюблённых» (I tre amanti ridicoli).
  • 1761 — «Гипермнестра» (Ipermestra).
  • 1762 — «Антигон» (Antigono).
  • 1762 — «Маркиз-злодей» (Il marchese villano).
  • 1762 — «Вириат» (Viriate).
  • 1762 — L’uomo femina.
  • 1763 — «Упорством любви» (Il puntiglio amoroso).
  • 1763 — «Король на охоте» (Il re alla caccia).
  • 1764 — Cajo Mario.
  • 1764 — La donna di governo.
  • 1764 — La partenza e il ritorno de' marinari (Венеция).
  • 1766 — «Остроумная горничная» (La cameriera spiritosa, Милан).
  • 1768 — «Ифигения в Тавриде» (Ifigenia in Tauride, либретто М. Кольтеллини, Санкт-Петербург).
  • 1769 — «Ревнивый злодей» (Il villano geloso, Венеция).
  • 1770 — «Капризы любви» (L’amor lunatico, Венеция).
  • 1771 — «Женоненавистник» (L’inimico delle donne, Венеция, 1771).
  • 1771 — «Интриги любви» (Gl’intrighi amorosi, Флоренция).
  • 1772 — «Монтесума» (Montezuma, Санкт-Петербург).
  • 1773 — «Служанка ради любви» (La serva per amore).

Кантаты

  • Li amori sfortunati di Ormindo (Венеция, 1738)
  • La vittoria d'Imeneo (Teatro Regio di Torino, 1750 diretta da Giovanni Battista Somis con Giovanna Astrua, Gaetano Majorano, Anton Raaff e Francesco Maria Veracini)
  • I presagi (Venezia, 1755)
  • Le nozze di Paride (Venezia, 1756)
  • L'oracolo del Vaticano (Venezia, 1758)
  • La virtù liberata (Санкт-Петербург, 1765)
  • L'arrivo di Enea nel Lazio (Firenze, 1765)
  • La Pace tra la Virtù e la Bellezza (Санкт-Петербург, 1766)
  • Flora, Apollo, Medoaco (1769)
  • Venere al tempio (Venezia, 1775)
  • L'Anfione (Venezia, 1780)

Оратории

  • Sancta Maria Magdalena (Venezia, 1740)
  • Prudens Abigail (Venezia, 1742)
  • S. Maurizio e compagni martiri (Bologna, 1743 o Genova, 1737)
  • Isaac (Venezia, 1745)
  • Judith (Venezia, 1745)
  • Adamo (o anche La caduta di Adamo) (Roma, 1747)
  • Jahel (Venezia, 1747)
  • Devoti affectus erga lignum Sanctae Crucis et Iesu Christi Sepulcrum (Venezia, 1748)
  • Devoti sacri concentus (Venezia, 1748)
  • L'Jephta ossia Il trionfo della religione (o anche Il Sacrificio di Jephta) (Firenze, 1749)
  • Aqua et rupe Horeb (Venezia, 1750)
  • Gerusalemme convertita (Roma, 1752)
  • Sacrificium Abraham (Venezia, 1764)
  • Maria Magdalena (Venezia, 1765)
  • Triumphus divini amoris (Venezia, 1765)
  • Tres Mariae ad sepulcrum Christi resurgentis (Venezia, 1769)
  • Canticorum sponsa (Venezia, 1770)
  • Parabola coenae (Venezia, 1770)
  • Nuptiae Rachelis (Venezia, 1770 o 1771)
  • Dialogus sacer (Venezia, 1771)
  • Adam (Venezia, 1771)
  • Debbora prophetessa (Venezia, 1772)
  • Daniel in lacu leonum (Venezia, 1773)
  • Tres pueri hebraei in captivitate Babylonis (Venezia, 1774)
  • Exitus Israelis de Aegypto (Venezia, 1775)
  • Mundi salus (Venezia, 1776)
  • Moyses de Synai revertens (Venezia, 1776)
  • Il ritorno di Tobia (Venezia, 1782)

Духовная музыка

  • Requiem
  • 3 Magnificat
  • Dixit Dominus
  • Composizioni per la chiesa ortodossa russa a 4 voci
  • Te Deum
  • Beatus vir
  • Confitebor
  • Confitebor tibi Domine
  • Domine ad adiuvandum
  • 35 mottetti a più voci

Инструментальная музыка

  • 6 sonate per clavicembalo, op. 1 (1756, Лондон)
  • 6 sonate per clavicembalo, op. 2 (1759, Лондон)
  • Overtura per clavicembalo (Лондон)
  • 3 sonate per tastiera
  • 11 movimenti per clavicembalo
  • circa 125 sonate, toccate, divertimenti e lezioni per clavicembalo
  • Sinfonia a 4
  • Sinfonie e ouverture varie
  • 8 concerti per clavicembalo e archi
  • Concerto per flauto e clavicembalo
  • Concerto in mi minore per flauto
  • 7 concerti a 4 per due violini, viola e clavicembalo
  • Concerti vari
  • Trio in sol maggiore per flauto, oboe e basso continuo
  • 6 trii per 2 violini e basso continuo
  • Trii vari

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. Яшников А.А. "Творчество Галуппи и развитие итальянской оперной традиции в XVIII веке: диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 1998, с.14
  2. Антоненко Екатерина Юрьевна — аспирантка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Интрада»