Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Биография
1767: Премьера оперы "Китайский идол" в Неаполе
Весной 1767 года в Новом театре Неаполя (Teatro Nuovo) была представлена музыкальная комедия Паизиелло "Китайский идол". Либретто написал Джованни Батиста Лоренци (1719-1807).
Постановка имела огромный успех, на премьере присутствовал Неаполитанский король Фердинанд IV. Позже на карнавале в Венеции была представлена сцена шествия "китайского идола" в окружении жрецов.
1776
Назначение главным капельмейстером Екатерины II
В 1776 году в Италии находился на лечении граф Семён Романович Воронцов, который познакомился с композитором Джованни Паизиелло и склонил его к отъезду в Россию. В письме Екатерины II Гримму прямо сказано: "Именно граф Воронцов его хвалил, так и я пожелала его услышать; впрочем, в музыке я более не продвинута, чем прежде..."[1].
28 июля 1776 г из Неаполя с молодой женой Чечилией Паллини композитор отправился в Петербург, куда и прибыл в начале сентября.Метавселенная ВДНХ
В контракт Паизиелло был включен пункт, "что Паизиелло имеет преимущество над своими коллегами, капельмейстерами: это предоставление ему апартамента на четыре месяца в году в Царском Селе"[2]. Также в контракте был пункт "... поручение музыкального образования Великой княгини Марии Фёдоровны", жены наследника Павла Петровича.
Первое выступление в Царском Селе
24 ноября 1776 года Паизиелло первый раз приезжает в Царское Село. Вот как эпизод этого дня описан в камер-фурьерском журнале:
"По полудни, в половине 6-го часа, Ея Императорское Величество с его Императорским Высочеством изволила выйти в Картинное зало, где начался концерт, при обыкновенной итальянской музыке с певицами, на котором играл вновь приезжий капельмейстер вновь сочиненную кантату на духовой музыке"[3].
В этот вечер, когда императрица вошла в Картинный зал, Джованни Паизиелло показал ей свои замершие руки, так как приглашённые музыканты дожидались начала концерта в холодном тамбуре. Императрица просит принести маэстро меховую муфту, украшенную шестью большими бриллиантами, прося подержать руки в ней чтобы согреть их[4].
Сохранились сборники кантат [5] Паизиелло, исполнявшиеся при дворе, дающие возможность судить, какова в то время была придворная камерная музыка. Кантата, прозвучавшая в этот вечер в Царском Селе - Cantata a tre Voci com Cori (Кантата для трёх голосов с хором) в исполнении двух сопрано, тенора, хора и оркестра. В композиционном отношении кантаты и серенады либо одночастны, либо двухчастны. Каждая часть включает от четырёх до шести номеров - речитативы. Хоры звучат обычно в начале кантаты и в заключении.
Первое сопрано, Катерина Бонафини (1750-1800), была украшением придворной сцены и высоко ценима капельмейстером. Второе сопрано, Марфа Кролевна. Траэтта и Паизиелло восхищались ее голосом. Тенор, Антонио Амати (? - после 1802) служил в итальянской труппе с 1758 г., занимал первые роли в больших операх и придворных концертах.
На выступлении в Царском Селе присутствовал парижский корреспондент императрицы М.Гримм, который называл Паизиелло "Везувием". В своих письмах Гримм будет просить Екатерину II присылать ему все партитуры, "что пишет и ещё напишет "Везувий" Паизиелло...".
1777
Новая опера "Ниттета" поставлена в Петербурге
В 1777 году Паизиелло дебютировал в Петербурге новой оперой "Ниттета". Работа над ней началась осенью 1776 г. Премьера состоялась 17 января 1777 года в присутствии императрицы. 20 января была поставлена второй раз: "В продолжении оперы во втором действии Ея Императорское Величество изволили сесть играть в карты в той же ложе с князем А.М.Голицыным и с камергером А.Ю.Нелединским". Третий раз опера "Ниттета" была поставлена 24 января: "По прибытии до начала музыки Ея Императорское Величество" изволили сесть играть в карты в той же ложе...". Екатерина II не любила и не понимала серьёзной музыки оперы-сериа.
Постановка "Ниттеты" стала огромным событием по масштабности представления. В ней участвовало 144 человека, в том числе 6 солистов, 32 певчих, 24 артиста балета, 60 солдат-статистов, 22 полковых музыканта. Главную партию исполнила Катерина Бонафини. Она получила от императрицы бриллианты, а остальные участники спектакля денежные подарки.
Опера "Лючинда и Армидор"
Летом 1777 г Паизиелло живет в Царском Селе, где работает над новой оперой. Из письма Екатерины II М.Гримму: "Опера Паизиелло будет дана только в сентябре, а покамест он гуляет здесь и говорит, что без ума от моего сада, хорошеющего со дня на день; устраивают дорогу в большой Каприз, который кажется мне великолепным, но до сих пор ещё в воображении, потому что деревья на нём ещё не посажены и проложены только два ряда газона".
Опера, о которой говорится в письме, называется "Лючинда и Армидор". Премьера состоялась в Петербурге 24 октября 1777 г в присутствии императрицы и понравилась ей. В письме Гримму Екатерина II написала: " Опера Паизиелла была прелестной вещью, я была ухом для этой оперы, несмотря на естественную нечувствительность моей барабанной перепонки для музыки. Прибыл музыкант, который очень странен, сама музыка, что он написал, меня смешит".
Концерты в Царском селе
В это время капельмейстер также руководит концертами "такими же, как в С.-Петербурге с певицами и музыкантами". Концерты обычно проводились в Китайском зале при итальянской инструментальной и вокальной музыке. В отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина находятся копии двух сборников "дивертисментов" Д.Паизиелло, написанных им в России с 1776 по 1783 г. Первый сборник состоит из четырёх номеров (концертов) пасторального характера, которые исполнялись под руководством капельмейстера в Царском Селе. Каждый концерт имеет своё название:
- La Diana (Диана)
- Il mezzo giorno (Полдень)
- Il tramontar del sole (Заход солнца)
- L'andare a letto (Отход ко сну).
Второй сборник представляет собой небольшие пьесы (их двенадцать) для ансамбля духовых инструментов и принадлежат к типу так называемой "застольной" музыки, которой обычно сопровождались трапезы в присутствии императрицы. Состоит ансамбль (септет) обычно из двух флейт, двух кларнетов, двух валторн и фагота.
Обучение музыке фрейлин Е.Сенявиной и А.Левшиной
2 сентября 1777 г в Белой портретной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе состоялся концерт "с пением фрейлинами Е.А.Сенявиной и А.П.Левшиной по итальянски на клавецинах". Джованни Паизиелло обучал фрейлин императрицы не только итальянскому пению и игре на клавесине, но и сочинению музыки[6]. Капельмейстер аккомпанировал певицам, своим ученицам на клавесине.
1778
Новая опера "Ахилл на Скиросе"
26 января 1778 г Екатерина II в оперном доме в Петербурге посетила представление новой оперы Д.Паизиелло "Ахилл на Скиросе".
Серенада "Сюрприз богов" для Потёмкина
15 февраля 1778 г Паизиелло поставил по просьбе Григория Потёмкина серенаду "Сюрприз богов". В зале была "представлена Алимпийская гора, на которой итальянцы пели арии"[7].
Концерты в Царском Селе
Летом 1778 г Д.Паизиелло живёт в Царском Селе и по-прежнему занимается организацией концертов. 3 мая в здании "Адмиралтейства" состоялся концерт "при обыкновенной музыке". Присутствовала Екатерина II, императорские высочества, герцогиня Курляндская, кавалеры и фрейлины.
Из письма императрицы М.Гримму: "Паизиелло скажет вам, какую роль играет он в концерте, который он иногда устраивает и расстраивает на свой лад, как он приходит просить, чтобы ему сыграли, что ему нравится...".
1779
Постановка "Мнимых философов" в Малом Эрмитаже и Царском Селе
3 февраля 1779 г состоялось первое представление оперы Д.Паизиелло "Мнимые философы" по либретто Джованни Бертати (1735-1815) "Визионеры". Вот как описывала эту оперу императрица М.Гримму после просмотра:
"Паизиелло вчера угостил меня на моём театре в эрмитаже комической оперой в моём вкусе, сочиненной в три недели и уморительной до нельзя... там есть ария, в которой кашель положен на музыку... сцена, которой ни одна живая душа не выдержит без смеху".
Вторая постановка "Мнимых философов" прошла 29 июля 1779 года "во вновь построенном оперном доме" в Царском Селе в присутствии Екатерины II[8]. После представления императрица опть повторяет, "что она хохотала до упаду над той же арией и ещё над другой, которая начиналась словами:
Salve tu, domine: Argatiphontidas Tibi saluten Mittir per me ...
Я так хорошо мою эту арию, что на маскараде 22 июля я подошла к Паизиелло, напевая ему его арию, чем он не преминул похвастаться перед своими знакомыми".
На тему из оперы Паизиелло "Мнимые философы" Моцарт написал вариации для клавира, которые сам исполнял в концерте 23 марта 1783 г.
Постановка оперы "Деметрио" в Китайском театре Царского Села
19 апреля 1779 г императрица в Царском Селе собственноручно пишет записку И.П.Елагину: "Иван Перфильевич, оперу "Димитрия", которая капельмейстером Паизиелло со всем изготовлена, прикажите дать на здешнем театре после шести недель, и когда отделка оного театра будет окончена; а другую оперу может помянутый капельмейстер приуготовлять исподволь ко своему времени".
"Здешний театр" - это Китайский театр, который летом 1779 г открылся в Царском Селе на территории верхнего сада. Опера-сериа "Деметрио" в трёх действиях на либретто Метастазио, была поставлена Д.Паизиелло в 1770 г в г. Модена. В 1779 г в Царском Селе композитор переработал эту оперу, и теперь она записана в перечне опер, поставленных им в России, как "Деметрио, опера-сериа уменьшенная до двух действий с другой музыкой" («Дмитрий Артаксеркс»).
Имеется ещё одно доказательство того, что опера "Деметрио" была переписана. Неаполитанский король Фердинанд IV многократно напоминал вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману через полномочного посла в Неаполе А.К.Разумовского о желании иметь у себя все произведения Паизиелло, которые он сочинит в России. В Архиве внешней политики Российской империи сохранился список опер, переписанных придворным копиистом Гаспаро Пори по распоряжению композитора для неаполитанского короля. Под седьмым номером значится "Opera Demetrio in due atti".
13 июня опера "Деметрио" в переводе на русский И.А.Дмитревского была представлена в Китайском театре по случаю дня рождения великого князя Константина Павловича. Присутствовала императрица, и Их Императорские Величества, в средней парадной ложе великий князь Александр Павлович.
Действующие лица:
- Клеониса, царица Сирийская - г-жа Бонафина
- Альцест, любовник Клеонисы, который потом признаётся Димитрием царём Сирийским - Г.Компанучи
- Фениций, вельможа, опекун Альцеста - Г.Бабини
- Олинт, вельможа, сын Фенициев и соперник Альцестов - Г.Порри
- Бараева, наперсница Клеонисы и любовница Олинта - г-жа Сенковскаяя
- Митран, предводитель царских телохранителей, друг Финиция - Г.Амати.
Повторно опера "Деметрио" была поставлена в Царском Селе 16 июня, на представлении присутствовал граф Семён Романович Воронцов, состоявший в дружеской переписке с композитором.
Опера "Китайский идол" в Царском Селе
15 августа 1779 г в С.-Петербургской типографии Императорской Академии наук была напечатана программа на французском и русском языках "Китайский идол. Бурлескная драма в музыке представлена в новом Zarsco Selo".
- Музыка господина Паизиелло
- Балеты поставил господин Канциани
- Музыка балетов господина Канобио
- Декорации господина Бигарри (Biqarri)
- Машины изобретения господина Бригонци
- Костюмы господина Женнаро.
19 августа императрица со свитой и наследником изволила "следовать в Оперный дом (Китайский театр) и смотреть представленную вновь сочиненную итальянскую оперу, называемую "Идол Китайский" с балетами"[9].
25 августа постановка оперы была повторена в том же зале в присутствии императрицы и наследника престола.
В следующем 1780 г опера снова была поставлена в "Китайском театре" в присутствии Их Императорских Высочеств. Перед окончанием оперы в театр прибыл граф Фалькенштейн (австрийский император Иосиф II), о чём сообщает не только КФЖ, но и заметка в бельгийской ""Политической газете", издававшейся в провинции Люксембург.
Обучение фрейлины Синявиной и посвящение ей концерта для чембало и сборника канцонетт
20, 22 и 23 августа 1779 г в "Картинной комнате" Царского Села императрица Екатерина Вторая изволила играть в карты. "В продолжение сего, госпожа фрейлина Катерина Алексеевна Синявина и капельмейстер Паизиелли играли на клавикордах и припевали". Екатерина Синявина в 1770-е была не только певицей и клавесинисткой, но и автором нескольких инструментальных произведений. Она была ученицей Паизиелло и он высоко ценил её исполнительские способности как клавесинистки и посвятил ей "Концерт для чембало" (клавесина). На титульном листе значится фамилия Синявиной, можно предположить, что он был сочинён до 1781 г., когда она стала графиней Воронцовой[10].
Сохранилось ещё одно произведение Д.Паизиелло, посвященное Синявиной. Это сборник канцонетт, сочинённых для вокального дуэта с сопровождением фортепьяно на стихи Пьетро Метастазио. Копия произведения была отправлена композитором неаполитанской королеве Марии Каролине.
23 августа императрица пишет в письме М.Гримму: "Я очень рада, что Кваренги приедет с женою, это украсит общество мадам Паизиелло, которая гуляет почти всегда одна в моём саду, мне хотелось бы, чтобы у неё была спутница"[11]. Это говорит о том, что капельмейстер, как и в прошлые годы, живет летом в Царском Селе.
Постановка оперы-буффа "Осмеянный жених" в Царском Селе
В 1779 г. Д.Паизиелло начал сотрудничество с либреттистом Джованни Батиста Касти (1724-1803), прибывшим в Петербург с австрийским министром. Композитор написал на одно из либретто Касти оперу-буффа La Sposo burlato ("Осмеянный жених"), прозвучавшую в 1779 году в Царскосельском театре[12]. У оперы есть и другое название - "Ворчливый муж"[13]. В этом же году текст оперы был напечатан на русском языке в типографии Академии наук.
1780
24 апреля 1780 г Екатерина II постановила проводить спектакли в Царском Селе каждый понедельник.
9 мая императрица отправляется из Царского Села в Могилёв для встречи с австрийским императором Иосифом II. 25 мая 1780 г. в театре Могилёва исполнялось новое интермеццо Паизиелло "Притворство влюблённой" (La Finta amante)[14].
1781
Письмо с претензиями Екатерине II
Спустя пять лет после своего приезда в Петербург в личном письме Екатерине II от 7 февраля 1781 г композитор осмелился напомнить об обещаниях, будто бы данных ему при заключении контракта: "Прошло уже около четырёх или пяти лет с тех пор, как Ваше Величество соизволили предложить мне через князя Потёмкина заняться за мой счет постановкой для публики представлений итальянской оперы-buffa, назначив мне за это дело вознаграждение в 8 тысяч рублей в год и театральное помещение, обязуясь ещё оплачивать отдельно в указанном театре ложу, предназначенную исключительно для Вашего Величества. Получив эти предложения от его сиятельства князя Потёмкина, я немедленно изложил князю мои соображения в письменной форме для предоставления их на рассмотрение Вашему Величеству, но до сего дня не имею на них никакого заключения"[15].
Создание оперы "Служанка-госпожа" к именинам Александра Павловича в Царском Селе
В сентябре 1781-го императрица Екатерина II праздновала в Царском Селе именины любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего Александра I). К этому событию Паизиелло подготовил оперу "Служанка-госпожа". Героиня оперы - служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Уберто, увальня-аристократа, которому остаётся лишь покориться и сдаться.
1788: Опера «Любовь с препятствиями, или Мельничиха»
В 1788 Паизиелло пишет оперу-буффа `L`amor contrastato, o sia La molinarella` «Любовь с препятствиями, или Мельничиха», в три акта на либретто Джузеппе Паломбы.
Сюжет:
В очаровательную мельничиху Ракелину влюбляются барон Каллоандро, собиравшийся жениться на баронессе Эуджении, и судья Росполоне. Им неудобно самим открывать свои чувства мельничихе, и они поручают это нотариусу Пистофоло. Но ему это не по душе, поскольку он сам влюблен в Ракелину. Мельничиха не знает, как ей избавиться от назойливых кавалеров. К тому же ее преследует ревнивая баронесса, подозревающая барона в неверности. После комических переодеваний и буффонных сцен Ракелина отдает свою руку Пистофоло, который из любви к красавице готов сделаться мельником. Баронесса прощает своего легкомысленного жениха, и опера заканчивается приготовлениями к двум свадьбам.
Список произведений Паизиелло
Оперы
Titolo | Жанр | Atti | Либреттист | Première | Город и театр | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Le virtuose ridicole | dramma giocoso | 3 | Carlo Goldoni | 21 gennaio 1764 | Парма, Teatro Regio Ducale | |
La moglie in calzoni | dramma giocoso | 3 | J. A. Nelli | 1764 | Модена, Teatro Rangoni | |
Il ciarlone | dramma giocoso | 3 | Giuseppe Palomba | 12 maggio 1764 | Болонья, Teatro Marsigli-Rossi | |
I francesi brillanti | dramma giocoso | 3 | Pasquale Mililotti | 24 giugno 1764 | Болонья, Teatro Marsigli-Rossi | |
L'amore in ballo | dramma giocoso | 3 | Antonio Bianchi | inizio gennaio 1765 | Венеция, Teatro San Moisè | |
Madama l'umorista | dramma giocoso | 3 | Antonio Palomba | 26 gennaio 1765 | Модена, Teatro Rangoni | Revisione di La donna di tutti i caratteri, di Pietro Alessandro Guglielmi (1762) |
Le nozze disturbate | dramma giocoso | 3 | Gaetano Martinelli | carnevale 1766 | Венеция, Teatro San Moisè | |
Le finte contesse | intermezzo | 2 | febbraio 1766 | Рим, Teatro Valle | Da Il marchese villano di Pietro Chiari | |
La vedova di bel genio | commedia per musica | 3 | Pasquale Mililotti | primavera 1766 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Il furbo malaccorto | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | inverno 1767 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Le 'mbroglie de la Bajasse | commedia per musica | 3 | Pasquale Mililotti | carnevale 1767 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | Revisione: La serva fatta padrona, Napoli, Teatro dei Fiorentini, estate 1769 |
L'idolo cinese (Китайский идол) | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | primavera 1767 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Lucio Papirio dittatore (Lucio Papirio, Quinto Fabio) | dramma per musica | 3 | Apostolo Zeno | 30 giugno 1767 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
Olimpia (Alceste in Ebuda ovvero Olimpia) | dramma per musica | 3 | Andrea Trabucco | 20 gennaio 1768 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
Peleo (Le nozze di Peleo e Tetide) | festa teatrale in musica | 2 | Giovanni Battista Basso Bassi | (forse 31 maggio) | 25 maggio 1768Неаполь, Teatro San Carlo | |
La luna abitata | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | estate 1768 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
La finta maga per vendetta | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | autunno 1768 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | |
L'osteria di Marechiaro | commedia per musica | 2 | Francesco Cerlone | carnevale 1769 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | |
Don Chisciotte della Mancia (Дон Кихот Ламанчский) | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | estate 1769 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | Мигель де Сервантес |
L'arabo cortese | commedia per musica | 3 | Pasquale Mililotti | inverno 1769 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
La Zelmira | commedia per musica | 3 | Francesco Cerlone | estate 1770 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Le trame per amore | commedia per musica | 3 | Francesco Cerlone | 7 ottobre 1770 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Annibale in Torino | dramma per musica | 3 | Jacopo Durandi | 16 gennaio 1771 | Torino, Teatro Regio | |
Demetrio | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | carnevale 1771 | Модена, Teatro di Corte | Prima versione |
La somiglianza de' nomi | commedia per musica | 3 | Pasquale Mililotti | primavera 1771 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
I scherzi di amore e di fortuna | commedia per musica | 3 | Francesco Cerlone | estate 1771 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Artaserse | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 26 dicembre 1771 | Модена, Teatro di Corte | Da Le Cid di Pierre Corneille e Xerxès di Prosper Jolyot de Crébillon |
Montezuma | dramma per musica | 3 | Vittorio Amedeo Cigna-Santi | gennaio 1772 | Рим, Teatro delle Dame | |
La Semiramide in villa | intermezzo | 2 | carnevale 1772 | Рим, Teatro Capranica | ||
La Dardané | commedia per musica | 3 | Francesco Cerlone | весна 1772 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Gli amanti comici | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | autunno 1772 | Неаполь, Teatro Nuovo | Revisione: Don Anchise Campanone, Венеция, Teatro San Samuele, осень 1773 |
L'innocente fortunata | dramma giocoso | 3 | Filippo Livigni | carnevale 1773 | Венеция, Teatro San Moisè | Revisione: La semplice fortunata, Napoli, Teatro Nuovo, estate 1773 |
Sismano nel Mogol | dramma per musica | 3 | Giovanni De Gamerra | 30 gennaio 1773 | Милан, Teatro Regio Ducale | |
Il tamburo | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | primavera 1773 | Napoli, Teatro Nuovo | Da The Drummer di Joseph Addison Revisione: Il tamburo notturno, Venezia, Teatro San Moisè, осень 1773 |
Alessandro nell'Indie | dramma serio | 3 | Pietro Metastasio | 26 dicembre 1773 | Modena, Teatro di Corte | |
Andromeda | dramma per musica | 3 | Vittorio Amedeo Cigna-Santi | carnevale 1774 | Милан, Teatro Regio Ducale | |
Il duello | commedia per musica | 1 | Giovanni Battista Lorenzi | primavera 1774 | Napoli, Teatro Nuovo | Revisione: Il duello comico, Царское Село 1782 Revisione: Le duel comique (libretto di (P.-L. Moline), Parigi, Comédie-Italienne, 16 ottobre 1776 |
Il credulo deluso | commedia per musica | 3 | settembre 1774 | Napoli, Teatro Nuovo | Da Il mondo della luna di Carlo Goldoni | |
La frascatana | dramma giocoso | 3 | Filippo Livigni | autunno 1774 | Венеция, Teatro San Samuele | Revisione: L'infante de Zamora, (libretto di N. E. Framery) Strasburgo 1779 и Версаль 1781 |
(Lo scherzo degli dei) | Il divertimento de' numischerzo rappresentativo per musica | 1 | Giovanni Battista Lorenzi | 4 dicembre 1774 | Неаполь, Palazzo Reale | |
Demofoonte | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 3 gennaio 1775 | Venezia, Teatro San Benedetto | |
La discordia fortunata | dramma giocoso | 3 | carnevale 1775 | Венеция, Teatro San Samuele | ||
Le astuzie amorose | commedia per musica | 3 | Francesco Cerlone | primavera 1775 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Il Socrate immaginario | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi e Galiani | ottobre 1775 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Il gran Cid | dramma per musica | 3 | Giuseppe Giovacchino Pizzi e Giovan Gualberto Bottarelli | autunno 1775 | Firenze, Teatro della Pergola | Da Le Cid di Pierre Corneille |
Le due contesse | intermezzo | 2 | Giuseppe Petrosellini | 3 gennaio 1776 | Рим, Teatro Valle | Revisione: Les deux contesses, (libretto di N. E. Framery) Strasburgo e Versailles 1781 |
La disfatta di Dario | dramma per musica | 3 | Duca di S. Angelo Morbilli | carnevale 1776 | Рим, Teatro Argentina | |
Dal finto il vero | commedia per musica | 3 | Saverio Zini | Весна 1776 | Неаполь, Teatro Nuovo | |
Nitteti | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 28 gennaio 1777 | Петербург, Palazzo Imperiale | |
Lucinda ed Armidoro | azione teatrale | 2 | Marco Coltellini | 24 ottobre 1777 | Петербург, Palazzo Imperiale | |
Achille in Sciro | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 6 febbraio 1778 | Петербург | |
Lo sposo burlato | dramma giocoso | 2 | Giovanni Battista Casti | 24 luglio 1778 | Петербург, Palazzo Imperiale | Pasticcio comprendente musiche di altri compositori |
(Gli astrologi immaginari) | I filosofi immaginaridramma giocoso | 2 | Giovanni Bertati | 14 febbraio 1779 | Санкт-Петербург, Эрмитажный театр | Col titolo Le philosophe imaginaire, (libretto di P. U. Du Boisson): Parigi, Théâtre des Tuileries, 1780 Col titolo I visionari: Dresda, 1793 |
Demetrio | dramma per musica | 2 | Pietro Metastasio | 24 giugno 1779 | Санкт-Петербург, Царское Село | Seconda versione |
(La contadina di spirito) | Il matrimonio inaspettatodramma giocoso | 1 | Pietro Chiari | Санкт-Петербург, Kamennij Ostrov | Col titolo Le marquis Tulipano, (libretto di C. J. A. Gourbillon): Parigi, Théâtre de Monsieur, 28 gennaio 1789 | |
La finta amante | opera buffa | 2 | (attribuzione dubbia) | Giovanni Battista Casti5 giugno 1780 | Малороссия (Могилёв) | |
Alcide al bivio | festa teatrale | 2 | Pietro Metastasio | 6 dicembre 1780 | Петербург, Эрмитаж | |
Служанка-госпожа (La serva padrona) | intermezzo | 2 | Gennaro Antonio Federico | 10 settembre 1781 | Царское Село | |
Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile | dramma giocoso | 4 | Giuseppe Petrosellini | 26 settembre 1782 | San Pietroburgo, Teatro dell'Ermitage | Da Севильский цирюльник Бомарше. Col titolo Le barbier de Séville, (libretto di N. E. Framery): Версаль, 14 settembre 1784 Col titolo Le barbier de Séville, (libretto di P.-L. Moline): Parigi, 1787 |
Il mondo della luna | festa teatrale comica | 1 | 5 ottobre 1783 | Петербург, Каменный остров | Da Carlo Goldoni | |
Il re Teodoro in Venezia | dramma eroicomico | 2 | Giovanni Battista Casti | 23 agosto 1784 | Вена, Burgtheater | Da Candide di Voltaire. Col titolo Le roi Théodore à Venise, (libretto di P. U. Du Boisson): Fontainebleau, 28 ottobre 1786 Col titolo Le roi Théodore à Venise, (libretto di P.-L. Moline): Parigi, Opéra, 11 settembre 1787 |
Antigono | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 12 gennaio 1785 | Napoli, Teatro San Carlo | con Giacomo David |
L'amore ingegnoso | intermezzo | 2 | carnevale 1785 | Roma, Teatro Valle | ||
La grotta di Trofonio | commedia per musica | 2 | Giuseppe Palomba | autunno 1785 | Napoli, Teatro dei Fiorentini | Da Giovanni Battista Casti |
Olimpiade | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 20 gennaio 1786 | Napoli, Teatro San Carlo | Revisione: Napoli, Teatro San Carlo, 30 maggio 1793 |
Le gare generose | commedia per musica | 2 | Giuseppe Palomba | primavera 1786 | Napoli, Teatro dei Fiorentini | Da Amiti e Ontario, o i selvaggi di Ranieri de' Calzabigi Col titolo Gli schiavi per amore: Лондон, King's Theatre, 24 aprile 1787 Col titolo Le bon maître, ou L'esclave par amour, (libretto di Gourbillon e P. G. Parisau): Parigi, Théâtre de Monsieur, marzo 1790 |
Pirro (Pirro re di Epiro) | dramma per musica | 3 | Giovanni De Gamerra | 12 gennaio 1787 | Napoli, Teatro San Carlo | |
Giunone Lucina (Giunone e Lucina) | componimento drammatico | 1 | Carlo Sernicola | 8 settembre 1787 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
La modista raggiratrice | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | autunno 1787 | Napoli, Teatro dei Fiorentini | Da Il Filippo di Gennaro Antonio Federico. Col titolo La scuffiara raggiratrice: Firenze, 1788 Col titolo La scuffiara amante, o sia Il maestro de scuola napolitano: Рим, 1788 Col titolo La cuffiara: Monza, 1789 |
Fedra | dramma per musica | 3 | Luigi Bernardo Salvioni | 1º gennaio 1788 | Napoli, Teatro San Carlo | Da Ippolito e Aricia di Carlo Innocenzo Frugoni |
L'amor contrastato (La molinara) | commedia per musica | 3 | Giuseppe Palomba | autunno 1788 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | |
Catone in Utica | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 5 febbraio 1789 | Неаполь, Teatro San Carlo | con Giacomo David |
Nina, o sia La pazza per amore | commedia in prosa ed in versi per musica | 1 | Giuseppe Carpani | 25 giugno 1789 | Caserta, Belvedere di San Leucio del Palazzo Reale | Da Nina ou La folle par amour di Benoît-Joseph Marsollier des Vivetières. Con aggiunte di Giovanni Battista Lorenzi Revisione: Неаполь, Teatro dei Fiorentini, 1790 |
I zingari in fiera | dramma per musica | 2 | Giuseppe Palomba | 21 novembre 1789 | Неаполь, Teatro del Fondo | |
Le vane gelosie | commedia per musica | 3 | Giovanni Battista Lorenzi | primavera o inizio estate 1790 | Неаполь, Teatro dei Fiorentini | |
Zenobia in Palmira | dramma per musica | 2 | Gaetano Sertor | 30 maggio 1790 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
Ipermestra | dramma per musica | 3 | Pietro Metastasio | 13 giugno 1791 | Padova, Teatro Nuovo | |
(Lo strambo in berlina) | La locandadramma giocoso | 2 | Giuseppe Tonioli | 16 giugno 1791 | Londra, Pantheon Theatre | Da Giovanni Bertati Revisione: Il fanatico in berlina (3 atti), Неаполь, Teatro dei Fiorentini, carnevale 1792 |
I giuochi d'Agrigento | dramma per musica | 3 | Alessandro Ercole Pepoli | 16 maggio 1792 | Венеция, Teatro La Fenice | |
Elfrida (Adelvolto) | tragedia per musica | 2 | Ranieri de' Calzabigi | 4 novembre 1792 | Неаполь, Teatro San Carlo | Da Elfirda di William Mason |
Elvira | tragedia per musica | 3 | Ranieri de' Calzabigi | 12 gennaio 1794 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
Didone abbandonata | dramma per musica | 2 | Pietro Metastasio | 4 novembre 1794 | Неаполь, Teatro San Carlo | |
La Daunia felice | festa teatrale | 1 | F. P. Massari | 25 giugno 1797 | Foggia, Palazzo Dogana | |
Andromaca | dramma per musica | 2 | Giovanni Battista Lorenzi | 18 novembre 1797 | Неаполь, Teatro San Carlo | Da Antonio Salvi e da Andromaque di Jean Racine |
L'inganno felice | commedia per musica | 2 | Giuseppe Palomba | inverno 1798 | Неаполь, Teatro del Fondo | |
L'isola disabitata | intermezzo (cantata seria per musica) | 2 | Pietro Metastasio | 3 luglio 1799 | Лиссабон, Theatro de São Carlos | |
Il nuovo maestro di cappella | intermezzo giocoso | 1 | 10 luglio 1801 | Париж, Opéra Comique | ||
Proserpine | tragédie lyrique | 3 | Pierre-Nicolas-François Guillard | 29 marzo 1803 | Parigi, Opéra (Théâtre des Arts) | Da Philippe Quinault Revisione: Proserpina (libretto di G. Sanseverino) |
Il passaggio del Monte S. Bernardo | scene | (attribuzione dubbia) | Antonio Nicolini19 marzo 1807 | Napoli, Teatro San Carlo | Epilogo per Elisa di Simone Mayr | |
I pittagorici | dramma | 1 | Vincenzo Monti | 19 marzo 1808 | Неаполь, Teatro San Carlo |
CD с музыкой XVIII века
Примечания
- ↑ СИРИО №23. С.135
- ↑ СИРИО №23. С.119
- ↑ КФЖ за 1776 год. 24 ноября
- ↑ Florimo F. Cenno Storico sulla Scuola Musigale di Napoli Vol.I/ - Napoli, 1869 - С.316
- ↑ РНБ ОР. ф 775 Тит.4069, 4272. Сборник катов и кантат на линейных нотах XVIII век
- ↑ Прянишникова М.П. Из истории нотного собрания Воронцовых. Музыка в жизни Е.А.Сенявиной, в замужестве Воронцовой. - С.174
- ↑ КФЖ за 1778 г. 15 февраля
- ↑ КФЖ за 1779 г. 29 июля
- ↑ КФЖ за 1779 г. 19 августа
- ↑ Пряшникова М.П. "Из истории русской музыкальной культуры XVIII века". М., 2010 - С.74
- ↑ СИРИО №23 - С.158
- ↑ Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII векаю - Л., 1981. - С.91
- ↑ Музыкальный Петербург XVIII века. - Спб., 1998. - Кн. 2. - С.325
- ↑ Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII векаю - Л., 1981. - С.91
- ↑ "Письма зарубежных музыкантов", Л. Музыка, 1967 с.28