Содержание |
Основная статья: История музыки в России
Василий Поликарпович Титов (настоящие имя и фамилия Василий Титович Коробов) - русский композитор, выделяется масштабом дарования и плодовитостью.
Биография
Точных данных о датах рождения и смерти Титова нет. Предполагается, что композитор родился около 1650 года.
В 1678 году он впервые упоминается как певчий в Хоре Государевых певчих дьяков. Судя по архивным данным, певец вскоре занял в хоре Ивана V ведущее положение - очевидно, благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
Вероятно, уже к середине 1680-х Титов был достаточно известен как композитор. Титов сочинил музыку к «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого (экземпляр этой рукописи с посвящением композитор подарил правительнице царевне Софье), а также к сборнику Полоцкого «Месяцеслов». «Псалтирь рифмотворная» - сборник трёхголосных обработок Псалтири, над которой Титов работал в 1682—1687 годах (по другим данным: в 1680 году, после 1682 года, во 2-й половине 1680-х годов), была опубликована в 1687 году.
Псальмы Титова на эти тексты и считаются в российском музыкознании началом кантовой традиции в русской музыке, хотя, видимо, дальнейшее и частично уже начавшееся изучение различных архивов позволит установить и более ранние памятники этого жанра.
До 1698 года Титов продолжал служить певчим дьяком (до роспуска хора), затем был инспектором в Московской ратуше и, вероятно, заведовал певческой школой. Рукопись рубежа XVII-XVIII вв. называет Титова также «царственным мастером, что у Спаса в Нове» (т.е. в одном из соборов Московского Кремля) «верьховым дьяком».
Используя тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную, обращенную к человеку. Примером тому служит праздничный хоровой концерт «Рцы нам ныне» (1709), в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в Полтавской битве, - одна из вершин произведений Титова. Пронизанный ощущением светлого торжества, мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие его времени.
О дальнейшей судьбе музыканта документальных сведений нет. Некоторые исследователя вслед за историком музыки Н. Финдейзеном относят дату смерти Титова предположительно между 1710 и 1715 годами.
Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного письма - Дилецкого, Давидовича, С. Пекалицкого - Титов придает своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка завоевывает широчайшее признание. Судить об этом можно по многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих рукописных хранилищах.
Композитор создал более 200 крупных произведений, среди которых такие монументальные циклы, как службы (литургии), «Догматики», «Богородичны воскресни», а также многочисленные партесные концерты (ок. 100).
Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора.
Музыкант использовал разнообразные исполнительские составы: от скромного трехголосного ансамбля кантового типа в «Стихотворной Псалтыри» до многоголосного хора, включающего 12, 16 и даже 24 голоса.
Будучи опытным певчим, Титов глубоко постиг секреты выразительного, богатого нюансами хорового звучания. Хотя в его произведениях не участвуют инструменты, умелое использование возможностей хора создает сочную, многотембровую звуковую палитру. Красочность хорового письма особенно характерна для партесных концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров.
Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни. Однако вскоре после смерти Титова музыкальные вкусы русской публики изменились, и композитор, как и традиция, которую он представлял, были практически забыты. В 2022 году музыка Титова входит в репертуар концертных хоровых коллективов, в храмах звучит его «Большое многолетие»[1].