Фейхтнер Франц-Адам

Персона

СМ. ТАКЖЕ (4)

Содержание

Фейхтнер Франц-Адам
Фейхтнер Франц-Адам

Основная статья: Музыка в России в XVIII веке

Биография

1760: Стажировка у Франца Бенды в Потсдаме и выступления в концертах капеллы Фридриха Великого

Родившийся 10 февраля 1741 г. в Регенсбурге (Германия) в семье скрипичного мастера, Франц-Адам Фейхтнер еще в детстве стал известен как блестящий скрипичный виртуоз. Его покровитель – князь Александр-Фердинанд Турн-унд-Таксис рекомендовал его для обучения выдающемуся мастеру берлинской школы Францу Бенде, у которого Фейхтнер с 1760 г. стажировался в Потсдаме. Бенда отшлифовал природный талант юноши, и он с успехом выступал в концертах капеллы Фридриха Великого. Фейхтнер особенно ярко интерпретировал сольные Каприсы Бенды – жанр, которому он сам впоследствии отдал дань как композитор. Партнерами Фейхтнера в камерных концертах были столь известные музыканты, как Карл-Филипп-Эммануил Бах и Карл-Фридрих Фаш[1].

1763: Поступление на службу к российскому дипломату графу Герману фон Кейзерлингу

В 1763 г. двадцатидвухлетний артист поступает на службу к известному российскому дипломату и покровителю искусств графу Герману фон Кейзерлингу, с которым впервые посещает Санкт-Петербург. Около года проводит он затем во дворце графа в Кёнигсберге, где дает многочисленные концерты, а также занимается педагогической работой. В это время у него учится будущий известный композитор скрипач прусской королевской капеллы (1775–1794) Иоганн-Фридрих Рейхардт. В опубликованной в 1805 г. автобиографии Рейхардт так вспоминает о своем учителе:

«Труднее всего было найти в нашем городе исполнителя на клавире, который смог бы чисто и ясно аккомпанировать господину Фейхтнеру – так, как это делали в Потсдаме Карл-Филипп-Эммануил Бах и Карл-Фридрих-Кристиан Фаш и другие, стоящие на одном с ним художественном уровне <…>»[2]

1764: Смерть графа Кейзерлинга. Капельмейстер герцога Петра Бирона в Митаве

В 1764 г. во время очередной дипломатической поездки в Варшаву граф Кейзерлинг умирает, и Фейхтнер вынужден подыскивать себе новое место. Он находит его в столице Курляндии Митаве (Елгава, современная Латвия), где усердно трудится в течение тридцати лет в качестве придворного капельмейстера герцога Петра Бирона.

1769: Три Русские симфонии

Именно здесь в самом конце 1760-х или в 1770 г. пишет он свою «Русскую симфонию» (Simphonie russienne), изданную Харткнохом в Риге в 1771 г. Хронологически это одна из наиболее ранних из ныне сохранившихся симфоний, использующих русский интонационный материал.

Поскольку нотные издания русских народных песен появились лишь в середине 1770-х гг., очевидно, что цитируемые мелодии были либо записаны самим Фейхтнером с голоса кого-то из русских жителей или гостей Митавы, либо сообщены ему кем-то из российских музыкантов, работавших при курляндском дворе. Не исключено, что композитор мог воспользоваться старыми записями, сделанными в период службы у графа Кейзерлинга и первого посещения Петербурга.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.3 т

Само сочинение – типичный образец эпохи становления венской классической школы, по канонам коей оно и построено, писал Владимир Гуревич. Оно близко симфониям Гайдна этого периода – и четырехчастной структурой с характерными тональными соотношениями между частями (Т-D-Т-Т), и составом оркестра (струнные, флейты, валторны), и формой каждой из частей (сонатное аллегро, двойная двухчастная, простая трехчастная (менуэт с трио и рондо), и способами тематического развития материала, а главное, общим жизнерадостным эмоциональным тонусом. Использованы следующие народные мелодии:

  • в главной теме начального Аллегро – «Ах вы, сени, мои сени»,
  • в Аллегретто – «Во саду ли, в огороде».
  • В Менуэте цитированных русских тем нет, по мелодике он ближе к немецкому лендлеру[3].
  • Наконец, в финале рефрен близок русской плясовой «Как мне пашеньку пахати», но в точности ее не цитирует.

В общем, хотя симфония не отличается особой оригинальностью, она показывает уверенное владение автором набором определенных стилистических приемов, его хорошую ориентацию в жанровой структуре раннего венского симфонизма. Русские народные мелодии, бесспорно, – самый интересный элемент этого сочинения.

Показательно, что Фейхтнер, видимо, попытался развить русское начало в симфониях: «Музыкальный словарь» Г. Менделя–А. Рейсмана (Т. 10. Берлин, 1878) упоминает еще две его «русские симфонии». Однако музыка этих опусов не сохранилась.

«Русская симфония» зафиксировала переломный момент в эволюции творчества Фейхтнера: она значительно сложнее всех его предыдущих симфонических сочинений, что заметно, например, при сравнении с четырьмя симфониями, изданными Штейделем в Митаве в 1770 г. Если эти трехчастные опусы по многим признакам сходны с произведениями Манфредини и Ф.-Э. Баха и лишь отчасти фиксируют влияние маннгеймской школы, то «Русская симфония» устремлена в будущее и параллели с гайдновскими симфониями не лишают ее права на самостоятельное осмысление формирующегося классического стиля.

1779: Серия зингшпилей

Придворные обязанности Ф. Фейхтнера не мешали ему довольно энергично творить в разных жанрах: его перу принадлежат скрипичные концерты и Каприсы, струнные квартеты и оркестровые дивертисменты, духовные и светские кантаты. Как член Академии искусств «Петрина» (названной так в честь ее основателя – герцога Петра Бирона) Фейхтнер небезуспешно пробовал силы и в жанре зингшпиля: в конце 1770-х – начале 1780-х один за другим ставятся его:

  • «Сципион» (Митава, 1779),
  • «Цефал и Прокрис» (Берлин, 1780),
  • «Гирос и Кассандра» (Либава, 1784).

Евгении Гуревич удалось обнаружить партитуры «Цефала и Прокрис» и «Гироса и Кассандры» в архивах Дрездена и Гамбурга. Это вполне добротные, драматургически детально разработанные композиции, стилистически параллельные глюковским опусам (хотя и, разумеется, не достигающие глубин глюковских обобщений). Приятная, изящная музыка с преобладанием элегически-сентиментальных настроений и редкими эмоциональными всплесками-кульминациями (вроде трагической арии Цефала в финале оперы) пользовалась успехом у аристократических слушателей – не случайно инициатором берлинской постановки был покровительствовавший Фейхтнеру кронпринц – будущий король Пруссии Фридрих-Вильгельм II.

1797: Переезд в Петербург на должность концертмейстера Первого придворного оркестра на замену Тица

Стабильно размеренная жизнь в Митаве, изредка нарушавшаяся путешествиями в герцогской свите в Италию, Германию и другие страны Европы, постоянно растущая семья (в 1768 г. Фейхтнер женился на Катарине-Марии Гётш, с которой счастливо прожил полвека) мало способствовали мыслям о переменах. Однако грянул 1795 г. Курляндия потеряла независимость, герцог отбыл доживать свой век в Германию, а его служащие оказались без работы. Какое-то время Фейхтнер размышлял, куда направить свои стопы, возможно, собирался переехать в Италию (по неподтвержденным сведениям Грова, он побывал там около 1796 г.). Но в итоге Фейхтнер предпочёл перебраться в Петербург, где оказался в конце 1797 г. Фейхтнер попал в Россию будучи уже опытным, умудренным жизнью музыкантом. Конечно, в Петербурге о нем знали, иначе вряд ли пригласили бы 56-летнего артиста на престижное место придворного камермузыканта и концертмейстера первого (оперного) оркестра (Фейхтнер был, по-видимому, старшим по возрасту из всех когда-либо приглашенных на царскую службу зарубежных мастеров).

В Петербурге Фейхтнер трудился в атмосфере вполне благоприятной для творчества. Известно, что после смерти матери Павел Первый стремился убрать с глаз долой ее приближенных, что коснулось и музыкантов. Место уехавшего в Дрезден любимого квартетиста Екатерины Августа Тица и занял Франц Фейхтнер.

Своему новому господину Фейхтнер посвятил три квартета, изданные Герстенбергом и Дитмаром (единственный полный экземпляр этого издания хранится в музее замка Кестхеи в Венгрии). Квартеты Фейхтнера не отличаются столь ярким русским колоритом, как квартеты Тица, но по уровню мастерства ничуть им не уступают. Сочиняя их, композитор, разумеется, не мог не учитывать вкусы царственных заказчиков. Фейхтнер, без сомнения, знал о трепетном отношении Павла к квартетам Гайдна (опус 33), посвященным Гайдном будущему русскому императору (1781). Однако, при всем сходстве с гайдновским стилем, квартеты Фейхтнера отнюдь не являются их копией. Например, в Ре-мажорном квартете (переизданном в 1988 г. в Германии с предисловием Эрнста Штёкля) Фейхтнер допускает смелые перестановки материала внутри частей: в итоге реприза начального аллегро динамизируется за счет введения новых гармонических и мелодических связок, а рондо образный финал мало похож на истинное рондо: заглавная его тема в полном виде проходит лишь один раз – в его начале. Вершина квартета – медленная часть – Анданте с вариациями. В ней композитор смог достичь органичного соединения гармоний и интонаций в духе европейской квартетной традиции предбетховенской эпохи с лирической красотой и напевностью, отчетливо ассоциирующейся с модным вокально-бытовым жанром «российской песни». Если, к тому же, учесть баснословную популярность самого жанра вариаций в России конца ХVIII в., то Фейхтнер сразу попал в точку и, надо полагать, вполне удовлетворил императора и его семью.

Процесс включения Фейхтнера в петербургскую музыкальную жизнь шел плавно и поступательно. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Наиболее ранний из них относится к 1799 г. В нем Фейхтнер перечислен среди музыкантов первого придворного оркестра, притом дана точная дата его зачисления в штат: «в службе с 14 января 1798 года, жалованье – 450 рублей (без проездных и квартирных), квартиру иметь (ему) казенную и дров натурою десять сажень или деньгами». Надо отметить, оклад Фейхтнера был одним из самых низких, другие скрипачи получали от 700 до 2500 руб.

Приход к власти Александра I и затеянные им реформы театрального дела привели скрипача в оркестр французского театра, где он занял пост концертмейстера. Фейхтнер проявил себя с лучшей стороны в дни пышного празднования 100-летия со дня основания Петербурга, выступив во главе оркестра из ста музыкантов. Александр выделил Фейхтнера и с тех пор неоднократно поручал ему обслуживание подобных публичных мероприятий. Можно с уверенностью сказать, что значительные перемены в его материальном положении проистекали из успеха этих выступлений. Если выделенные в феврале 1806 г. Конторой императорских театров «за наем вольной квартиры и покупку дров 190 рублей» составляли тогда для Фейхтнера немалую сумму, то уже спустя три года (согласно списку оркестрантов французской труппы) его жалованье достигло 1500 руб., и он мог чувствовать себя материально вполне обеспеченным.

С 1 июня 1810 г. Францу Фейхтнеру была назначена пенсия за выслугу лет (пол-оклада, или 750 руб.), и он стал одним из самых высокооплачиваемых музыкантов на царской службе. Очевидно, продолжил Фейхтнер и педагогическую деятельность. Его лучший ученик – старший сын Константин двадцати лет от роду – был принят в тот же оркестр, в котором играл отец, и зарекомендовал себя с лучшей стороны (по контракту 1809 г. получал 1200 руб.).

Принимал композитор активное участие и в жизни немецкой общины Петербурга, католического прихода Св. Екатерины. Входил в состав членов петербургского Филармонического общества, для которого написан монументальный «Te Deum», прозвучавший под управлением автора в 1818 г. и ставший завершением его карьеры. Из других его хоровых опусов назовем четырехчастную Мессу Ре-мажор, посвященную небезызвестному австрийскому эрцгерцогу Рудольфу.

Композиторская активность Фейхтнера с наступлением старости постепенно снижается. Помимо вышеупомянутых произведений он сочинил:

  • скрипичные «Русскую ариетту» с шестью вариациями и Каприччио (1817), согласно Фетису, изданные Брейткопфом и Гертелем;
  • затем в том же издательстве увидели свет Шесть сонат для скрипки с басом и две тетради Фантазий для скрипки соло (1818), из коих сохранились лишь три сонаты (№ 4–6), обнаруженные В.Гуревич в спецхране Российской государственной библиотеки и попавшие туда после войны из Берлинской государственной библиотеки.

Франц и Константин Фейхтнеры числятся в списках служащих Конторы императорских театров 1814 г., притом материально их положение по сравнению с предыдущим трехлетием не изменилось, что, судя по всему, было следствием ухудшения финансового положения страны в период антинаполеоновских войн и отсутствия средств в казне. Обязанности отца и сына можно проследить по сохранившемуся контракту Константина Фейхтнера (май 1816). Приведем этот любопытный документ:

Я, нижеподписавшийся, вступил в службу Дирекции императорских театров <…> на нижеследующих условиях: 1. Играть мне на скрипке в оркестре, где от Дирекции приказано будет, кроме балов и маскарадов. 2. Находиться мне на всех пробах и репетициях в точности в назначенные от Дирекции часы. 3. Употреблять все свои дарования к благу и пользе Дирекции и повиноваться всем узаконениям, для порядка и службы установленным. 4. В вознаграждение трудов моих и стараний буду я получать жалованья ежегодно тысячу пятьсот рублей, которые будут мне платимы равными частями каждые два месяца, во всё время прохождения моей службы, которая по заключении контракта сего долженствует продолжаться три года.

Показательно, что документ писан на русском и немецком языках, а не по-французски, как было принято до войны 1812 г. Возраст не мог не сказаться и на исполнительских качествах Франца Фейхтнера, но до 75 лет он чувствовал себя вполне комфортно. Вслед за вторым поколением в Петербурге появилось третье – дети Константина Фейхтнера и его жены Вильгельмины: Константин младший, Александр, Федор, которых можно уже назвать российским немцами.

1818: Выход на пенсию

Благополучное течение жизни нарушила внезапная смерть Константина Фейхтнера (31 мая 1816) в возрасте 31 года. После этого Франц Фейхтнер стал быстро сдавать и в 1818 г. был отправлен на пенсию. В протоколе заседания Театрального комитета от 8 мая 1818 читаем: «Состоящий в службе Театральной дирекции музыкант скрипач Фейхтнер, примерным усердием к должности и похвальным поведением обращал на себя особенное внимание начальства, – но нынче сделался к службе вовсе неспособным по преклонности лет». И далее, в письме управляющего сенатора А. Тюфякина на имя императора:

«Фейхтнер в службе Дирекции с 1798 года. Хотя состоит уже около 15 лет в подданстве России, но вступил в оное после поступления в Дирекцию; следовательно, на основании Высочайше конфирмованных Вашим Императорским Величеством в 25-ый день августа прошедшего 1817 года дополнительных правил о пансионах, не может воспользоваться при получении оного, правом, дарованным российским подданным».

В связи с этим по указу 1809 г. Францу Фейхтнеру как поступившему на службу будучи иностранным подданным и проработавшему более восемнадцати лет назначили пенсию в объеме половинного жалованья, т. е. 750 руб. в год. Решение Театрального комитета было утверждено Комитетом министров 21 мая 1818 г. и скреплено указом Александра I от 12 июля того же года. Правда, еще два сезона Фейхтнер должен был, по положению, отработать в оркестре бесплатно, «в благодарность», и окончательно завершил свою музыкантскую карьеру в 1820 г. (79 лет!).

1822: Смерть в Курляндской губернии

Последние месяцы жизни он вновь провел в Курляндской губернии Российской империи, где неподалеку от Митавы трудился лесничим его сын Карл Людвиг. Здесь, в Клевенхофе (ныне Калнциемс, Латвия), 3 марта 1822 г. Франц Фейхтнер скончался и был похоронен. Его старшая невестка Вильгельмина Осиповна (урожд. Гримм) продолжала жить в Петербурге вместе с тремя внуками композитора: по архивным документам мы знаем, что, например, Константин-младший обучался в 1834 г. в Дерптском университете. Следы семьи Фейхтнеров теряются в 1840-е гг., и только новые архивные поиски способны прояснить судьбу потомков немецкого музыканта – автора «Русской симфонии», одного из значительных деятелей отечественной музыкальной культуры конца ХVIII – первой четверти ХIХ в[4].

Сочинения

Список сочинений Ф. А. Фейхтнера

Около 60 симфоний. Из них документально подтверждены:

  • Четыре симфонии (изд. 1770);
  • Русская симфония (изд. 1771);
  • Четыре симфонии (изд. 1777).

Два концерта для скрипки с оркестром (изд. 1771, 1775).

Два дивертисмента для оркестра (до 1795).

Камерные опусы:

  • Соло До мажор для скрипки с басом (начало 1760-х);
  • Три квартета. Посвящены императору Павлу I (изд. 1798 или 1799);
  • Каприччио для скрипки с басом (1817);
  • Русская ариетта с шестью вариациями для скрипки с басом (1817);
  • Шесть сонат для скрипки и виолончели (изд. 1818);
  • 24 фантазии для скрипки соло (изд. 1818).

Зингшпили:

  • «Сципион» (пост. 1779);
  • «Цефал и Прокрис» (пост. 1780);
  • «Гирос и Кассандра» (пост. 1784).

Духовная музыка:

  • «Вознесение». Оратория для солистов и оркестра (текст К. Ф. Неандера, исп. 1787);
  • Месса Ре мажор. Для хора с оркестром. Посвящена эрцгерцогу Рудольфу (ок. 1815);
  • «Te Deum» (исп. 1818).

Более десяти светских кантат «по случаю», в том числе:

  • «Мы с радостью идем за Тобой, о светлейшая пара» (к бракосочетанию кронпринца Петра и графини Каролины Луизы фон

Вальдек, 1765);

  • «Славим твое прекрасное имя» (к именинам вдовствующей герцогини Бенигны Готтлиб, 1778);
  • «Сплетай, о счастливая Отчизна, венки радости» (к именинам герцога Петра, 1780);
  • «Золотые лучи утренней зари» (ко дню рождения герцога Петра, 1786);
  • «Радуйся, Отчизна» (по случаю рождения кронпринца, 1787);
  • «Он грядет» (к возвращению герцога Петра, 1787) и др.

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. В.Гуревич "Франц-Адам Фейхтнер и его «Русская симфония»"
  2. Цит. по: Scheunchen H. Franz Adam Veichtner. Oldenburg, 1991. S. 5
  3. В статье о Фейхтнере, опубликованной в выпуске 11 сборника «Musik des Ostens» (Кассель, 1989), Эрнст Штёкль утверждает, что в Менуэте композитор цитирует песню «При долинушке», но интонационные связи с ней объективно весьма относительны, считает В.Гуревич
  4. Возможно, потомком Ф.-А. Фейхтнера был альтист Владимир Эдуардович Фехнер (1892–1942), окончивший Петроградскую консерваторию в 1923 г. по классу С. П. Коргуева и работавший в ней с 1929 по 1942 г. Но это предположение нуждается в документальном подтверждении.