Заказчики: Аэрофлот Продукт: Техносерв: ИТ Экипаж (модульный ЦОД) Второй продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры Третий продукт: ЦОД Проекты создания и модернизации Дата проекта: 2015/12 — 2016/09
|
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
|
Содержание |
Кирилл Богданов: Новый ЦОД был развернут в рекордные сроки
Заместитель генерального директора по ИТ в компании «Аэрофлот – Российские Авиалинии» Кирилл Богданов рассказал CNews о строительстве модульного дата-центра, пилотном проекте по виртуализации и построению частного облака, а также пояснил, чем построение ИТ-инфраструктуры в авиакомпании сходно с аналогичными задачами в ритейле, телекоме и банковской сфере.
Развитие проекта
19 сентября 2016 года компании «Аэрофлот» и «Техносерв» объявили о завершении проекта организации центра обработки данных (ЦОД) на аппаратной платформе HPE.
До начала этого проекта «Аэрофлот» располагал двумя ЦОДами: основным, расположенным в здании офисного комплекса в Мелкисарово, и резервным модульным ЦОДом на территории летного комплекса «Аэрофлот». Проект внедрения последнего был выполнен в 2013 году.
Используя опыт создания и эксплуатации резервного дата-центра, авиакомпания выбрала вариант монтажа модульного ЦОДа в качестве расширения мощности основного дата-центра. Исполнителями проекта заказчик выбрал компании HPE и «Техносерв».
Подрядчики предложили решение - модульный ЦОД «ИТ-Экипаж» и ИТ-инфраструктуру на аппаратной платформе HPE.
Ход проекта
Строительство ЦОД выполнено на основе быстровозводимых модульных конструкций с установленными на заводе-изготовителе инженерными системами. В его составе:
- серверные блоки для установки вычислительного оборудования,
- инженерные блоки для бесперебойной работы активного оборудования,
- диспетчерский блок
- складской блок
- коридорный блок
- лестнично-лифтовой блок.
Серверный и инженерный блоки располагаются вертикально — в два яруса. При этой конфигурации основное инженерное оборудование размещено на первом ярусе, вычислительная инфраструктура — на втором. При стыковке серверных блоков образуется единое технологическое помещение для установки активного оборудования. Подобная реализация обеспечила авиакомпании экономию площади в условиях городской застройки. Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Инженерные системы модульного ЦОДа «Аэрофлот» рассчитаны на круглосуточную бесперебойную работу. При выборе системы холодоснабжения особое значение уделялось технической эстетике, компактному размещению оборудования и соблюдению нормативных значений шума.
Основное оборудование холодоснабжения установлено в трех блоках первого этажа ЦОДа. Снаружи размещены только градирни на кровле. Для охлаждения машинных залов и инженерных блоков использована двухконтурная система чиллер-фанкойл (chiller-fancoil), с четырьмя независимыми лучами. Схема резервирования системы охлаждения N+1. При отключении одной единицы оборудования возможно объединение лучей в единую систему, это создает избыточность остальных компонентов.
В состав каждого луча входит накопительный бак, содержащий запас хладагента, достаточный для автономной работы более 10 минут. В состав системы входят два дополнительных контура естественного охлаждения. Переход в режим частичного естественного охлаждения производится с t +20 °С. При снижении наружной температуры до +11 °С ЦОД переходит полностью на естественное охлаждение.
Электроснабжение ЦОДа в штатном режиме производится от двух независимых внешних источников электроснабжения и ДГУ, как резервного источника питания. Безостановочную работу ЦОДа в моменты переключения между источниками электроснабжения гарантирует система бесперебойного электропитания, зарезервированная по схеме 2N. Время автономной работы ИБП от комплекта аккумуляторных батарей — более 10 минут при полной загрузке ЦОДа. Каждая стойка и все основное инженерное оборудование обеспечены электроснабжением по двум независимым линиям.
Итог проекта
ИТ-инфраструктура должна удовлетворять потребностям бизнеса, гибко подчиняться и реагировать на внешние а, тем более, внутренние изменения в компании и процессы M&A. Стремительное развитие бизнеса, увеличение самолетного парка и объемов перевозок, а с ними – внедрение и расширение использования в компании новых ИТ-решений и сервисов, потребовали существенного увеличения вычислительных мощностей «Аэрофлота» и его дочерних предприятий. Исходя из этого, в 2015 году мы приняли решение об увеличении мощности основного ЦОДа компании путем развертывания нового модульного дата-центра. |
Проект стал органичным продолжением плодотворного сотрудничества «Аэрофлота», HPE и «Техносерва». Перед нами стояла серьезная задача — консолидировать ИТ-ресурсы «Аэрофлота» на единой платформе и обеспечить высокую надежность инфраструктуры. Кроме того, заказчик выдвинул требования по быстроте развертывания, компактности и эстетичности объекта, так как ЦОД должен был органично войти в существующий ансамбль офисного комплекса «Аэрофлот». |
Этим проектом мы в очередной раз продемонстрировали всему рынку наши возможности по построению современных эффективных ЦОДов. Во-первых, отмечу сроки выполнения: обычно больше времени требуется даже для того, чтобы оборудовать ЦОД в уже существующем здании, а тут речь шла о постройке ЦОДа практически «в чистом поле». Во-вторых, идя в ногу со временем и реализуя инновационный подход «ИТ как услуга», мы не просто поставили заказчику наши флагманские продукты, но и обеспечили их финансирование. Наконец, подчеркну, что этот ЦОД мы с нашим партнером сдали в лизинг, как единый программно-аппаратный комплекс. Думаю, этот проект можно считать образцовым. |
Срок сдачи и запуска дата-центра в эксплуатацию - шесть месяцев. В объединенном машинном зале ЦОДа общей площадью 175 м² размещены 78 серверных строек мощностью 10 кВт на каждую. Это позволило авиаперевозчику в 2,5 раза увеличить мощность основного ЦОДа.