Заказчики: Министерство региональной безопасности Омской области Омск; Государственные и социальные структуры Продукт: АПК Безопасный городДата проекта: 2016/03
Бюджет проекта: 989,7 млрд руб.
|
Технология: Информатизация госфункций
Технология: Системы видеонаблюдения
Технология: Ситуационные центры
|
9 марта 2016 года Главное управление региональной безопасности Омской области отменило открытый конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»[1]. Причиной отмены стало предписание Омского УФАС России от 25 февраля 2016 года.
Жалобу в антимонопольную службу подали активисты проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». Эксперты ОНФ изучили условия технической документации[2] и отметили, что источником финансирования должны были стать средства областного бюджета, которые предусмотрены в рамках региональной программы, утвержденной еще в октябре 2013 г. По условиям контракта выполнение работ и финансирование должно было осуществляться в течение пяти лет. При этом в 2016 г. заказчик не должен был платить ничего, а в последующие годы средства выделялись бы по утвержденному графику: в 2017 г. – 121,3 млн руб., в 2018 г. – 202,3 млн руб., в 2019 г. – 367,18 млн руб., в 2020 г. заказчик должен был заплатить сумму в 298,9 млн руб. Эксперты ОНФ подсчитали, что общая стоимость «опытного образца» составляла бы более 1,6% общего объема годового бюджета Омской области, иначе говоря, его разработка обошлась бы в 1 тыс. руб. каждому жителю города.
Сам предмет закупки, по мнению активистов проекта ОНФ «За честные закупки», был сформулирован очень размыто, именно поэтому потенциальные участники аукциона многократно просили представителей заказчика детально разъяснить положения документации. А после анализа пояснений на поступившие запросы общественники пришли к выводу, что заказчик и сам не имеет четкого представления о конечном результате работы.
Поэтому эксперты ОНФ предположили, что и обоснование начальной максимальной цены контракта было разработано не вполне объективно по той причине, что в его основу легли три коммерческих предложения о стоимости работ, при подборе которых использовался метод сопоставимых рыночных цен. При этом в самом обосновании цены не была указана информация о том, из чего в конечном счете складывается такая внушительная сумма, что, по мнению активистов Народного фронта, могло свидетельствовать о формальном подходе заказчика к выполнению своих обязанностей.
Нас смутил и тот факт, что заказчик, отвечая на запросы участников, по сути, вольно или не вольно, расширяет условия технического задания, в которое неожиданно добавляются еще и муниципальные районы Омской области. Для того чтобы исключить все возникшие вопросы, необходимо провести конструктивный диалог между госорганами, представителями общественности и экспертного сообщества, именно поэтому формат общественных обсуждений на площадке ОНФ просто необходим, – отмечала эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» в Омской области Анна Никитина |
Антимонопольная служба признала жалобу общественного движения обоснованной[3] в части неустановления порядка оплаты работ по контракту, необъективного описания объекта закупки (в части установленных требований к помещению центра обработки вызовов) и неразмещения в полном объеме в единой информационной системе проектной документации.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В итоге Главному управлению региональной безопасности Омской области было предписано в срок до 14 марта 2016 года аннулировать открытый конкурс.
Предмет закупки
Напомним, что с помощью АПК «Безопасный город» Омская область рассчитывала автоматизировать деятельность по прогнозированию, мониторингу, предупреждению и ликвидации возможных угроз общественного правопорядка и общественной безопасности.
Главной целью создаваемого комплекса являлось повышение уровня безопасности жителей Омской области за счет применения информационных технологий.
Согласно документации к тендеру, при создании АПК должно было быть использовано ПО и аппаратное обеспечение во взаимодействии с размещаемыми на территории города Омска компонентами Системы-112: ЦОВ (Центр обработки вызовов), включающим в себя ЦОД, резервным ЦОВ.
К "Безопасному городу" должны были быть подключены компоненты систем оповещения населения, системы видеонаблюдения и комплексы фото- и видеофиксации правонарушений ПДД. Всего должно было быть установлено не менее 120 комплексов видеофиксации и не менее 100 комплексов видеонаблюдения.
Для приема и обработки информации с указанных комплексов госзаказчику необходимо было предоставить коммутационное и серверное оборудование, а также ПО. Программное обеспечение АПК "Безопасный город" должно было представлять собой совокупность общего и специального ПО. Оно должно было обладать открытой, компонентной (модульной) архитектурой, обеспечивающей возможность эволюционного развития, в частности, с учетом включения в состав средств информатизации новых объектов. Используемая в АПК СУБД должна была быть промышленного изготовления с необходимыми лицензиями. Специальное ПО подсистем "Безопасного города" должно было быть реализовано преимущественно на базе отечественных программных разработок.
АПК "Безопасный город" должен был включать в себя 8 функциональных подсистем:
- подсистема поддержки принятия решений;
- подсистема приема и обработки обращений;
- подсистема комплексного мониторинга;
- интеграционная ГИС;
- интернет-портал;
- подсистема обеспечения координации и взаимодействия;
- подсистема комплексного информирования и оповещения;
- подсистема интеграции данных (интеграционная платформа).
Кроме того, в состав комплекса также должны были входить обеспечивающие подсистемы:
- подсистема вычислительных комплексов;
- транспортная подсистема;
- подсистема хранения данных;
- подсистема виртуализации;
- подсистема резервного копирования и восстановления данных;
- подсистема администрирования;
- подсистема обеспечения информационной безопасности.
Все работы по проекту были поделены на 10 этапов и должны были быть выполнены до конца 2020 года. При этом, предварительные испытания нового комплекса необходимо было начать в 2018 году, а ввод в эксплуатацию - не позднее 31 декабря 2019 года.
Начальная цена контракта составляла 989,7 млн рублей.
Аналогичные конкурсы были завершены в Вологодской и Архангельской областях. Победителем в обоих случаях был объявлен «Ростелеком», вторым участником был "Техносерв". В Вологодской области выигравший оператор предложил выполнить работы за 809,7 млн рублей, в Архангельской – за 586,6 млн рублей.