Заказчики: Министерство ЖКХ Московской области Государственные и социальные структуры Подрядчики: Ростелеком Продукт: Индивидуальная разработка электронных госуслугДата проекта: 2015/09 — 2016/09
Бюджет проекта: 300 млн руб.
|
Технология: Информатизация госфункций
|
Содержание |
Команда проекта со стороны Заказчика | Интегратора-Консультанта |
не указана |
В июле 2015 года Подмосковное правительство объявило новый конкурс на выбор инвестора, готового за собственные деньги разработать информационную систему в его интересах и по его требованиям[1].
Создание Единой информационно-аналитической системы ЖКХ (ЕАИС ЖКХ) Московской области оценено в не менее чем 300 млн рублей (такую сумму должен будет вложить инвестор). К ней планируется подключить муниципалитеты региона, ресурсоснабжающие и управляющие компании.
По планам чиновников, к 2020 году ЕАИС будут пользоваться до 500 тыс. жителей Подмосковья. Инвестор получит право в течение 7 лет с момента создания системы различными способами зарабатывать на ней и таким образом попытается вернуть вложенные деньги.
Заявки на конкурс Правительство Московской области принимало с 3 августа 2015 года. Единственным его участником стал "Ростелеком", который и был признан победителем.
Инвестор получит от подмосковных чиновников копию единой базы данных, содержащей реестр паспортов многоквартирных жилых домов Московской области (за исключением персональных данных физических лиц, которые, как считают в правительстве, ему не потребуются).
На основе этого реестра оператор должен будет создать единый программно-аппаратный комплекс из нескольких подсистем и публичного портала, которым смогут пользоваться жители региона.
Права на систему ЖКХ будут принадлежать "Ростелекому", но только в течение 7 лет. После этого он должен будет передать их региональному правительству.
Функционал системы
Министр информационных технологий Московской области Максут Шадаев - идеолог частно-государственного партнерства при создании информационных систем - весной 2015 года описывал[2] предполагаемые возможности ЕИАС ЖКХ так:
"Мы должны раскрыть информацию нашим жителям: сколько начислено, сколько оплачено, какие расчеты. И главное, чтобы можно было `провалиться` в каждую цифру и понять, каким образом она формировалась (тариф зафиксирован в таком-то договоре, умножен на такое-то количество квадратных метров и т.д.). Все должно быть прозрачно. При этом должна быть возможность сравнить эти цифры – условно, с соседними домами, соседними муниципалитетами".
"Для жителей важно не только получить доступ к этим данным, но и, с учетом распределенной инфраструктуры в области, оплатить", - добавлял он.
"Инвестор должен будет создать систему, собрать данные со всех ресурсов, управляющих компаний, расчетных центров, и в удобном виде сделать доступными нашим жителям. А затем – предложить услугу оплаты прямо в этой системе", - говорил Шадаев.
Возможные способы и объемы заработка
За проведение оплаты через портал ЕИАС ЖКХ "Ростелеком" будет взимать комиссию. Ее начальное значение, с которого подмосковное правительство начинает торги вниз, составляет 1,5%. "То есть, мы выбираем инвестора по принципу, кто нам даст меньший процент для жителей", - объяснял Шадаев.
"Ростелеком" сможет зарабатывать и другими способами:
- рассылать жителям платные СМС с информацией о начислениях и задолженности;
- продавать рекламу на портале ЕИАС ЖКХ;
- формировать аналитические отчеты для муниципалитетов, управляющих и ресурсоснабжающих компаний;
- проводить электронные голосования собственников жилья.
После достижения инвестором выручки в размере 800 млн рублей, услуги муниципалитетам он должен будет предоставлять безвозмездно.
Когда и если выручка превысит 3 млрд рублей, инвестор будет обязан ежемесячно безвозмездно перечислять в бюджет Московской области 50% дополнительно полученной выручки.
Целевые показатели системы
Доля органов местного самоуправления муниципалитетов Московской области, осуществляющих полномочия по содержанию и использованию жилищного фонда и нежилого фонда, подключенных к подсистеме ввода информации:
- к 1 января 2016 года - 60%
- к 1 июля 2016 года - 100%
Доля ресурсоснабжающих организаций Московской области, подключенных к подсистеме ввода информации:
- к 1 января 2016 года - 50%
- к 1 августа 2016 года - 80%
Доля управляющих организаций Московской области, подключенных к подсистеме ввода информации:
- к 1 января 2016 года - 50%
- к 1 августа 2016 года - 80%
Количество уникальных пользователей, подключенных и использующих систему (данные за весь календарный год):
- на 2017 год - 100 000
- на 2020 год - 500 000
Интеграция с другими системами
Согласно конкурсной документации, ЕИАС ЖКХ Московской области должна иметь возможность интегрироваться с федеральной ГИС ЖКХ, которую создают Минкомсвязь и Минстрой.
В ЕИАС должна быть интегрирована информация из Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Также она должна будет взаимодействовать с РГИС Московской области (в части предоставления пространственной информации, необходимой для отображения объектов учета), а также с информационными системами Федеральной службы по тарифам России, биллинговыми системами Московской области и пр.
Возможные участники конкурса
Максут Шадаев говорил весной 2015 года, что проект создания информационной системы ЖКХ обсуждается с двумя инвесторами. Их имена он не называл.
Не первый опыт ЧГП
Создание ЕИАС ЖКХ является как минимум четвертым примером, когда правительство Московской области использует частно-государственное партнерство (ЧГП) для создания информационных систем.
Ранее в 2015 году по такому же принципу было решено создать систему учета школьников (в конкурсе также победил "Ростелеком", объем инвестиций - 57,2 млн рублей), запустить единую транспортную карту "Стрелка"[2] (партнером стал "Сбербанк", объем инвестиций - 6 млрд рублей) и организовать систему видео-фиксации нарушений правил дорожного движения (конкурс по состоянию на 19 августа не завершен, объем инвестиций должен составить 4,94 млрд рублей).
Недовольство участников рынка
В августе 2015 года на действия подмосковных властей по внедрению единой системы электронных дневников и журналов пожаловался разработчик сервиса школьных электронных дневников "ЭлЖур" - компания "Вебмост"[3]. Ее услугами пользуются более 270 подмосковных школ.
Компания обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области и областную прокуратуру с просьбой проверить законность действий подмосковного Министерства образования. По словам гендиректора "Вебмост" Дениса Кузнецова, "Ростелеком" при содействии Минобразования нарушает антимонопольное законодательство, права образовательных организаций области и хозяйствующих субъектов.
"Вышеуказанными субъектами осуществляются действия, вынуждающие школы отказываться от выбранных ими информационных систем для ведения учета успеваемости и использовать систему, внедряемую "Ростелеком" в рамках инвестиционного договора", - говорилось в тексте обращения в управление ФАС и прокуратуру Московской области.
В подмосковном Минобрнауки говорили, что система "Ростелекома" в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства в части обеспечения информации о текущей успеваемости учащихся.
При этом "школы могут использовать ранее выбранные ими электронные журналы и дневники, но в этом случае ответственность за соблюдение всех требований законодательства ложится на руководство школы", заключили в министерстве.
Примечания
- ↑ Открытый конкурс на право заключения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта по созданию и обеспечению функционирования Единой информационно-аналитической системы жилищно-коммунального хозяйства Московской области
- ↑ 2,0 2,1 Максут Шадаев: Век наката бюджетных денег в ИТ заканчивается
- ↑ Разработчик школьных электронных дневников пожаловался в ФАС на Минобрнауки Подмосковья