Проект

Beluga Group применяет нейронную сеть для автоматизации торгового аудита

Заказчики: Beluga Group

Продукт: SmartMerch Нейросеть для мерчендайзинга
На базе: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)

Дата проекта: 2020/02 — 2020/07
Технология: BI
подрядчики - 452
проекты - 3080
системы - 1154
вендоры - 561

Содержание

2020: Внедрение ST SmartMerch для автоматизации торгового аудита

13 августа 2020 года стало известно о том, что Beluga Group — производитель водки и ликеро-водочных изделий, импортеров крепкого алкоголя — выбрала сервис ST SmartMerch для автоматизации торгового аудита. По отзыву компании, нейронная сеть определяет данные с фотографий с точностью 96%.

Задача

Beluga Group поставила задачу автоматизировать процесс распознавания наименований (бренд, марка и литраж SKU), определять полку, на которой размещен товар, распознавать ценники.

Аудит мест продаж проводят мерчандайзеры и торговые представители Beluga Group: они фотографируют магазинные полки и заполняют мерчандайзинговые отчеты в приложении "ST Мобильная Торговля" (поставщик – "Системные Технологии"). Собранные данные поступают в центральный офис компании, где для их обработки подключается штат операторов. Команда Beluga Group проанализировала технологические инновации и предположила, что применение нейронных сетей позволит оптимизировать и ускорить процесс обработки данных.

Пилоты

Первый пилот по оцифровке категорий "Водка" и "Вино" Beluga Group провела в 2018 году. Лучший результат показала система SmartMerch, но точность данных составила всего 70%.

«
"Мы начали с невысоких показателей. Это был первый проект в отрасли, и не было гарантий, что технологию можно адаптировать для нашего сегмента. Эксперты не знали, как использовать нейросети на рынке крепкого алкоголя, и поставщики решений допускали ошибки. Основная трудность — научить нейросеть распознавать объем SKU. Бутылки водки разного литража, например, 0,5 и 1 литр, на фото часто выглядят одинаково. Если они стоят рядом, то система может сравнить размеры и сделать выводы. А если нет? Во время "пилота" мы проверили несколько подходов к повышению качества данных, один из которых: высчитывать площадь бутылки и сравнивать ее с окружающими объектами", — рассказал менеджер проектов Beluga Group Петр Кузин.
»

Вторая итерация состоялась в 2019 году на ограниченной выборке: в процессе распознавания участвовал не весь ассортимент, а несколько позиций. SmartMerch вновь показал лучший результат: качество приблизилось к 90%. Но оставался вопрос — удастся ли сохранить такой высокий уровень на полном ассортименте. В это же время Beluga Group провела дополнительный пилот по выбору новых устройств для "полевых" сотрудников.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

И в третий пилот по Image Recognition компания вошла с новыми смартфонами и планшетами. Тестирование проводилось на всех SKU в трех торговых сетях. Средняя точность определения SKU системой SmartMerch достигла 96%, качество распознавания ценников — 100%.

«
"Нас более чем устроили итоги пилота, и, спустя 2 года после первого тестирования, Beluga Group объявляет о запуске проекта", – сообщил Петр Кузин.
»

Итоги проекта

В июле-августе 2020 года модуль SmartMerch (интегрирован в SFA-систему "ST Чикаго") заработает на устройствах мерчандайзеров в Москве и Санкт-Петербурге. Осенью планируется запустить проект на территории всей России. Переход на цифровой мониторинг приведет к переосмыслению доли полки Beluga Group в торговых сетях.

При ручном аудите информация о ситуации в торговой точке, в том числе об аутофстоках, поступает с задержкой до 5 дней; нет гарантии, что операторы исследуют все фотографии; при расчете используются предустановленные значения для определенных категорий торговых точек.

После внедрения цифромерча сформированный отчет приходит уже к 8 утра следующего дня; система гарантированно обрабатывает все загруженные снимки; доля полки рассчитывается исходя из текущей ситуации в конкретной торговой точке — компания получает данные о ситуации "здесь и сейчас".

«
"Мы уже давно внедрили систему автоматизации мобильной торговли, и "полевой" персонал привык работать со специализированным мобильным приложением. Разработка компании "Системные Технологии" дает нам, в числе прочего, функционал контроля: мы точно знаем о посещении торговой точки, времени и продолжительности визита, составе выполненной работы. В свое время это позволило нам повысить трудовую дисциплину, отработать шаги визита, исключить возможность подтасовки координат и фотографий. Поэтому с точки зрения мерчандайзера рабочий процесс не изменится. Сотруднику нужно делать фотографии в мобильном приложении комплекса "ST Чикаго" и отправлять снимки и отчеты в офисную часть системы", - объяснил Петр Кузин.
»

Изменятся стандарты фотоотчетности — как, что и под каким углом фотографировать. При ручном аудите оператор распознавал даже плохо выставленные SKU. А SmartMerch может не определить бутылку, которая повернута боком, что приведет к фиксации "ложного" аутофстока. Значит, сотрудники должны делать мерчандайзинг тщательнее, чтобы получать правильную картинку ситуации на полке".[1]

Примечания