Содержание |
Основные статьи:
Процентные ставки по автокредитам
2023
Россияне взяли рекордный объем автокредитов - 1,3 трлн рублей
В 2023 году россияне оформили автокредиты на рекордную сумму в 1,3 трлн рублей, что стало значительным увеличением по сравнению с 2022 годом. Об этом говорится в данных «Скоринг Бюро», о которых стало известно в июне 2024 года.
Как пишут «Известия», за период с января по декабрь 2023 года было заключено 932,1 тыс. автокредитных договоров, что на 70% больше, чем в 2022 году. По данным «Скоринг Бюро», общий объем автокредитов увеличился вдвое, достигнув рекордных 1,3 трлн рублей. Средняя сумма займа на покупку автомобиля в декабре 2023 года составила 1,4 млн рублей, что на 20% больше по сравнению с 2022 годом. Средний срок кредита приблизился к 70 месяцам, что составляет почти шесть лет.
По словам Игоря Лисянского из «Скоринг Бюро», одной из причин такого роста стала низкая база 2022 года. В крупнейших банках подтвердили, что выдачи автокредитов в 2023 году достигли рекордных показателей. Алексей Волков из Национального бюро кредитных историй (НБКИ) добавил, что на увеличение числа сделок повлияло возобновление госпрограмм льготного автокредитования и предложение новых автомобилей.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Рост объемов автокредитов также объясняется увеличением среднего чека. По словам представителей бюро кредитных историй, цены на самые популярные модели автомобилей значительно выросли. Это способствовало росту общего объема выдач автокредитов.
Сейчас можно сказать, что сегмент автокредитования относительно восстановился после внешних шоков, что, безусловно, свидетельствует о положительной динамике даже на фоне всех структурных изменений на рынке, — отметил Игорь Лисянский. |
По его мнению, возобновление государственных программ льготного автокредитования сыграло ключевую роль в стимулировании спроса на автокредиты. Это позволило многим россиянам воспользоваться выгодными условиями для приобретения автомобилей. Как пишет издание, рынок автокредитования демонстрирует устойчивый рост и адаптацию к новым экономическим условиям.[1]
Выдача автокредитов остаётся на максимуме - по 57 млрд рублей в месяц
По итогам декабря выдача автокредитов в России оставалась на максимуме – с августа по декабрь 2023 чистый прирост по 57 млрд в месяц по сравнению с 31 млрд в январе-июле 2023 и 19 млрд руб в 2021 году. Рост может быть связан с отложенным спросом, реализацией дисконтных программ у дилеров под конец года и ожиданиями роста цен на авто из-за девальвации.
Выделение 17,3 млрд рублей госсредств на льготные автокредиты
15 ноября 2023 года Госдума одобрила проект федерального бюджета с возросшим финансированием программ поддержки спроса на автомобили и другую технику. На льготное кредитование предусмотрено 17,3 млрд рублей. Такой объем средств выделялся лишь однажды - в 2020 году на фоне пандемии коронавируса COVID-19.
Изначально проектом бюджета на грядущую трехлетку было предусмотрено 50,1 млрд рублей на льготные автокредиты – 12,3 млрд рублей в 2024 году, 18,07 млрд – в 2025-м и 19,7 млрд – в 2026-м. Принятые поправки к бюджету предполагают увеличение объема финансирования программ льготного автокредитования на дополнительные 5 млрд рублей на каждый год следующей трехлетки. Для программ льготного лизинга предполагается увеличение на дополнительные 7 млрд рублей, также ежегодно. Таким образом, в 2024 году плановый объем финансирования льготных автокредитов вырос до 17,3 млрд рублей, льготного лизинга - до 9 млрд рублей.
Автомобили стоят очень дорого и есть категории населения, которые не могут себе позволить покупку за собственные деньги, бизнесу также нужно обновлять свои автопарки, поэтому без господдержки рынка не обойтись, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, главное, чтобы поддержка была правильно структурирована, а ее бенефициарами среди производителей были те компании, которые реально увеличивают локализацию своей продукции. Также важно, чтобы в целом рос объем выпуска автотехники к стране, добавил он в разговоре с «Ведомостями».
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что рынок автокредитования в 2024 году, вероятно, останется на уровне 2023-го или немного снизится. При этом программа льготного автокредитования продолжит пользоваться спросом, поскольку дает возможность приобрести автомобиль выгоднее, чем в кредит без господдержки, считает он.[2]
2022: Запуск льготных автокредитов
В середине июля 2022 года Минпромторг объявил о возобновлении программ стимулирования спроса на автомобили российского производства — в том числе за счет льготного автокредитования и лизинга — с общим бюджетом 20,7 млрд рублей. Подробнее здесь.
2021: Объем выдачи автокредитов в России достиг 1,1 трлн рублей
Объем выдачи банковских кредитов на покупку автомобилей в 2021 году достиг рекордных 1,1 трлн рублей, увеличившись почти в 1,5 раза относительно 2020-го. Такие данные 13 января 2022 года привели в ВТБ.
Речь идет обо всем рынке автокредитования. Сам ВТБ в 2021 году заключил более 86 тыс. таких сделок на сумму 101 млрд рублей (+27% к 2020-му). Доля онлайн-заявок на кредиты составила 29%.
По словам вице-президента ВТБ Владимира Высоцкого, на динамику рынка автокредитования в 2021 году повлияли отложенный спрос из-за пандемии коронавируса COVID-19, государственная программа поддержки и выгодные ставки кредитования. В 2022 году на фоне замедления роста цен спрос клиентов на автокредиты останется высоким, а их выдача достигнет 1,2-1,3 трлн рублей, прогнозируют в банке.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков в разговоре с РБК отметил, что рекорд автокредитования россиян в 2021 году не стоит записывать в «разряд серьезных побед», поскольку он стал следствием провального 2020 года. По данным бюро, в 2020 году, когда ставки по кредитам снижались, российские банки выдали автокредитов на 769,8 млрд рублей (это и есть предыдущий рекорд), что лишь немногим больше, чем в докризисном 2019 году (749,7 млрд рублей). Данные по 2021 году в НБКИ к 13 января 2022-го не приводят.
Пандемия COVID-19 и ее последствия повлияли на автомобильный рынок во всем мире. Это и кризис полупроводников, повлекший за собой дефицит на рынке новых автомобилей, и прогнозируемые экспертами в 2022 году перебои с поставками других материалов и элементов, а также другие факторы, — отмечает начальник управления «Автокредитование» ВТБ Иван Жигарев. |
Недостаток предложения на рынке и рост цен обеспечили увеличение среднего чека автокредитов. По данным Frank RG, средний размер ссуды на покупку машины в России в 2021 году вырос примерно на треть.[3]
Согласно данным НБКИ, в 2021 году самый большой объем выданных автокредитов в регионах РФ был отмечен в Москве (138,6 млрд руб.), Московской области (88,6 млрд руб.), Санкт-Петербурге (77,4 млрд руб.), а также в Краснодарском крае (57,0 млрд руб.) и Республике Татарстан (43,7 млрд руб.). В то же время, сильнее всего объем выданных автокредитов в 2021 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2020 годом вырос в Краснодарском крае (+82,1%) и Ставропольском (+69,0%) краях, Иркутской области (+68,1%), Красноярском крае (+64,7%), а также в Московской области (+61,5%). В Москве и Санкт-Петербурге объем выданных кредитов на покупку автомашин в 2021 году увеличился на 57,4% и 46,6% соответственно. Подробнее с данными по регионам РФ можно ознакомиться в таблице, составленной НБКИ.
2016: Просроченная задолженность 102,4 млрд. рублей (+6,7%)
По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2016 году просроченная задолженность свыше 30 дней по автокредитам выросла на 6,7% (или на 6,5 млрд. руб.) и по состоянию на 01.01.2017 года достигла 102,4 млрд. руб. (на 01.01.2016г. – 95,9 млрд. руб.). При этом общий объем действующих автокредитов на 1 января 2017 года составил 1,02 трлн. руб., сократившись за год на 6,5% (или 70 млрд. руб.) (на 01.01.2016г. – 1,09 трлн. руб.)
Таким образом, доля просрочки в этом сегменте розничного кредитования к общему объему портфеля автокредитов на начало текущего года составила 10,1%, увеличившись за год на 1,3 процентного пункта (на 01.01.2016г. – 8,8%)
Самая высокая динамика роста доли просроченной задолженности к общему объему действующих автокредитов отмечена в Республике Алтай (+7,8 п.п.), Ненецком АО (+7,6 п.п.) и Тверской области (+6,1 п.п.). В то же время в ряде регионов доля просрочки в портфеле автокредитов снизилась. Самое серьезное снижение продемонстрировали Чеченская Республика (-7,4 п.п.), Республика Ингушетия (-3,4 п.п.) и Республика Адыгея (-1,7 п.п.)