Содержание |
Основная статья: Автомобильный рынок России
2024: «Скручивание» перекупщиками остаточного ресурса аккумуляторов у электромобилей
На российском рынке электромобилей выявлена новая схема мошенничества — недобросовестные продавцы начали корректировать показатели остаточного ресурса тяговых аккумуляторов перед продажей. Использование специальных устройств для искажения данных зафиксировано в октябре 2024 года.
Как передает «Автостат», за первое полугодие 2024 года в России продано 5164 подержанных электромобиля, что на 10% превышает показатели аналогичного периода 2023 года. Наибольшую долю рынка занимают марки Nissan (37%) и Tesla (21%).
Мошенники используют дистанционно управляемые устройства, которые временно завышают показатели остаточной емкости батареи во время осмотра автомобиля покупателем. После завершения сделки оборудование отключается, и реальные параметры аккумулятора, как правило, оказываются ниже 50% от первоначальной емкости.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
Подобные манипуляции чаще всего фиксируются на электромобилях Nissan Leaf, где информация о состоянии батареи отображается непосредственно на приборной панели. За первое полугодие 2024 года перепродано 1885 автомобилей этой модели.
Эксперты «Союза автосервисов» подчеркивают, что батарея является самым дорогостоящим компонентом электромобиля и ключевым показателем его износа. Манипуляции с показателями остаточного ресурса позволяют недобросовестным продавцам существенно завышать стоимость подержанных электрокаров.
В июне 2024 года объем вторичного рынка электромобилей снизился на 5% до 925 единиц по сравнению с маем, когда было продано 1111 машин. Среди наиболее популярных моделей после Nissan Leaf — Tesla Model 3 (529 единиц), Zeekr 001 (341 единица), Tesla Model Y (219 единиц) и Hongqi E-HS9 (186 единиц).
Эксперты рекомендуют при покупке подержанного электромобиля проводить диагностику батареи в специализированных сервисных центрах для получения объективных данных о ее состоянии.[1]
2023
Рост экспорта авто с пробегом из китайской Суйфэньхэ
В марте 2023 г через экспериментальную СЭЗ Суйфэньхэ набирает обороты экспорт в Россию подержанных авто из Китая.
Рост продаж в январе-феврале на 16% до 868 257 машин
Продажи подержанных легковых автомобилей в России в январе – феврале 2023 г. выросли на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего было продано 868 257 машин. Всего в январе – феврале в России было продано 634 485 иномарок (+18%) и 233 772 российские машины с пробегом (+10%).
У 35% проданных автомобилей был скручен пробег
Доля автомобилей со скрученным пробегом от общего числа проданных подержанных автомобилей в 2023 году составила 35%. Об этом в январе 2024 года сообщили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Ущерб для потребителей оценен более чем в 600 млрд рублей.
По словам представителей площадок по продаже авто, доля машин со скрученным пробегом выше всего была в Краснодарском крае (24% от всех проданных вторичных автомобилей), а также Самарской, Челябинской, и Ростовских областях (23%). По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэра, попасть на автомобиль со скрученным пробегом можно попасть как на интернет-площадке, так и у дилеров.
Вероятность приобрести такую машину в крупных городах меньше, чем на периферии, так как у местных сервисов нет достаточной квалификации и диагностического оборудования - добавил Хайцеэр. |
Президент ассоциации РОАД Алексей Подщеколдин также заострил внимание на влиянии пробега на цену. Например, Renault Logan с реальным пробегом в 329 тыс. километров мог бы стоить на 300 тыс. рублей дешевле, чем если бы его пробег соответствовал заявленному в 32,9 тыс. км. У других автомобилей, например Audi A8, разница в цене из-за пробега может составлять несколько миллионов рублей. Общая сумма ущерба для покупателей, по подсчетам РОАД, составляет 612 млрд рублей.
При этом управляющий директор Frank Auto Ирина Франк считает, что доля автомобилей со скрученным пробегом может быть еще больше, так как в 2021 году было отменено обязательное прохождение техобслуживания на сертифицированных станциях.
В целом, благодаря развитию онлайн-сервисов по проверке автомобилей, транспортных средств с ненастоящим пробегом стало меньше, считает член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. Он утверждает, что раньше число таких автомобилей доходило до 100%, из-за чего даже честным продавцам приходилось скручивать пробег, так как по-другому продать автомобиль было невозможно.[2]
2022
Сокращение продаж поддержанных автомобилей по итогам года на 18,8% до 4,86 млн
В 2022 году в России было продано 4,86 млн автомобилей с пробегом, что на 18,8% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», обнародованные в начале февраля 2023 года.
В тройку регионов-лидеров по продажам подержанных автомобилей по итогам 2022 года вошли Москва (303,1 тыс. шт.; - 12,4% к 2021 году), Подмосковье (299 тыс. шт.; -18%) и Краснодарский край (251,4 тыс. шт.; -16,9%).
Четвертый по объему в стране – вторичный рынок Санкт-Петербурга – снизился на 13,2% до 195,1 тыс. штук. Пятерку лидеров замыкает Ростовская область, жители которой в январе – декабре приобрели 145,6 тыс. б/у машин (-14,5%).
Почти весь топ-30 регионов, лидирующих по объему рынка подержанных машин, закончил 2022 год с отрицательной динамикой. Исключение составила только Чеченская Республика, вторичный рынок которой в 2022-м увеличился на 0,7%. Сильнее всего вторичный рынок в 2022 году упал в Пермском крае (-26,1%).
Во всех остальных российских регионах наблюдается падение вторичного рынка, причем в подавляющем большинстве оно выражено двузначными числами. Исключение составили только Дагестан (-0,4%), [[Кабардино-Балкарская Республика |Кабардино-Балкария]] (-5,2%) и Карачаево-Черкесия (-8,8%), Приморский край (-9,4%). Сильнее же всего вторичный рынок упал на Чукотке (-37,9%).
Основные причины падения рынка автомобилей с пробегом — это нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, людям просто не до машин, пояснил Forbes руководитель «Автостата» Сергей Целиков. И все же, по его мнению, рынок б/у авто чувствует себя более уверенно, чем рынок новых машин.
По словам эксперта, каналы поставок новых автомобилей, прерванные с началом«спецоперации РФ на Украине, не восстановлены. Новых машин практически нет, а среди автомобилей с пробегом выбор есть, вот спрос и переместился с новых на б/у, сказал он в разговоре с изданием.[3]