Больница онлайн: как создать современный сайт
Государственные медицинские учреждения конкурируют как между собой, так и с коммерческими клиниками. В цифровом мире, где практически любой пациент — это интернет-пользователь, становится важным не просто наличие у больницы сайта, но и его содержание, структура и удобство для пользователей. Каким должен быть современный интернет-портал медучреждения и каких ошибок нужно избегать при его создании, рассказал Максим Каморников, исполнительный директор Greenlabs.
Содержание |
Требования к сайтам государственных медицинских учреждений прописаны в Приказе Минздрава №956н. Из ключевых — это размещение полных сведений об организации, ее руководителе и сотрудниках, наличие информации о порядке предоставления различных услуг (запись на прием, госпитализация, диспансеризация), а также наличие версии для слабовидящих. Обязательных требований существенно меньше, чем, например, к интернет-порталам госорганов. Нет указаний насчет точного расположения элементов или использования шрифтов. Здесь больше простора для творчества: можно свободно выбирать дизайн, структуру сайта и интерфейс главной страницы.
Разберем, какие ошибки допускают заказчики и разработчики сайтов для больниц и что мешает им создать современный интернет-портал.
Ошибка №1. Консервативный дизайн
Чем отличается сайт государственной больницы от сайта коммерческой клиники? В первую очередь, устаревшим дизайном. Пора отказываться от стереотипов: государственное учреждение — не значит консервативное. Наоборот, стоит подчеркнуть инновационность и высокотехнологичность организации с помощью современного дизайна.
Разработка сайта — хороший повод задуматься о фирменном стиле в целом. Например, обновить логотип. Придать устаревшим формам новое звучание могут дизайнеры со стороны подрядчика.
Заказчиками сайтов обычно являются пресс-службы и главврачи больниц. Считается, что обращаться к подрядчику нужно с готовым техническим заданием. Рекомендую этого не делать. Не всегда заказчики в курсе последних тенденций в дизайне сайтов или их современных технических возможностей. Составить грамотное техзадание поможет подрядчик. Задача заказчика — показать на примерах, что он хочет увидеть в итоге. А затем прислушаться к специалистам, которые подскажут, как сделать еще лучше.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Идея создать новый сайт, как правило, возникает тогда, когда он становится неудобным для пользователей или есть проблемы с отображением страниц на мобильных устройствах. Но дело далеко не только в дизайне: придется пересматривать структуру сайта и большую часть контента. Просто сменить «обертку» не получится, она неотделима от «каркаса» и «начинки».
Ошибка №2. Запутанная структура
Структура сайта — это совокупность его разделов, подразделов и страниц. Продумывая это «дерево», важно понимать, зачем нужен сайт. Это поможет расставить приоритеты, сформулировать главное меню и оставить на главной странице только самое важное.
Коммерческие клиники заточены под продажу своих услуг. Государственные больницы, в первую очередь, должны обеспечить запись на прием, а также предоставить полную информацию об учреждении, отделениях и врачах. В последнее время госорганизации тоже оказывают платные медицинские услуги. Если стоит задача развивать это направление, то стоит включить его в список приоритетов при формировании структуры сайта.
Сервис записи на прием должен быть на виду — как на главной странице, так и любой внутренней. Поэтому ссылку на него стоит разместить в сквозной «шапке» портала. Форма онлайн-записи должна быть лаконичной и понятной для человека, в том числе пожилого.
Таким образом, главное меню может состоять из 5-7 пунктов. Ориентиром может служить такой список:
- О больнице. Здесь можно рассказать о ее истории и современной деятельности, представить руководство и структуру управления, а также опубликовать обязательные сведения (нормативные документы, лицензии).
- Отделения. Каждому отделению посвящается свой подраздел, где рассказывается о его деятельности (идеально — с выделенными цифрами и фактами в виде графики), врачах (желательно с качественными фотографиями), отзывами пациентов. Бывает, что какое-то ключевое подразделение стоит вынести в главное меню. Например, если при больнице действует поликлиника.
- Пациентам. Здесь может быть несколько крупных подразделов, которые включают в себя до 15 страниц каждый. Например, подраздел «Госпитализация» может рассказывать о подготовке к исследованиям, порядке госпитализации, часах посещения пациентов. Каждая тема — на отдельной странице. В подразделе «Лечение» стоит рассказать о порядке записи на прием, видах помощи, графике работы и т.д. Информацию о платных услугах можно включить в этот раздел или сделать отдельным пунктом меню.
- Специалистам. Информация о научной деятельности и вакансиях актуальна для тех учреждений, у кого стоит задача привлекать кадры.
- Новости. Иногда этот раздел включают в первый пункт — «О больнице». Но если стоит задача PR-продвижения медучреждения и создания определенного имиджа, стоит вынести его отдельным пунктом меню.
- Контакты. Обязательный раздел, где, помимо адресов и телефонов, стоит разместить план территории — особенно, если учреждение включает несколько корпусов, разбросанных на большой площади.
При составлении структуры важно соблюсти баланс между требованиями о размещении обязательной информации (ее можно «спрятать» внутрь пунктов меню) и приоритетами больницы.
Ошибка №3. Нагромождение информации на главной странице
Для создания гармоничного вида главной страницы придется чем-то пожертвовать: невозможно отразить всю важную информацию сразу. Что выбрать?
Стоит проанализировать, к каким разделам сайта посетители обращаются чаще всего, и вынести их на главную страницу. Например, это могут быть правила организации передач пациентам.
Отдельными блоками стоит разместить наиболее актуальную информацию на данный момент (например, сейчас это сведения о проведении вакцинации или особом графике работы в связи с пандемией).
Несколько блоков можно оставить для новостей о наиболее важных событиях из жизни больницы. Не стоит размещать на главной странице все новости за несколько месяцев, а то и год (такое тоже можно встретить). Достаточно 5-10 публикаций, «упакованных» в слайдер.
Из полезных сервисов на главную страницу можно вынести поиск по врачам. Он поможет найти, к примеру, всех кардиологов или конкретного специалиста по фамилии. Стоит разместить «донорский светофор» — информацию по наличию или отсутствию разных групп крови для переливания. Вместе с телефоном в верхнем «колонтитуле» можно указать ссылки на группы больницы в социальных сетях. В «подвал» спускаются обязательные к размещению баннеры со ссылками на вышестоящие инстанции и госорганы.
Ошибка № 4. Бедный или сложный для восприятия контент
Будьте проще! Это касается любого контента, представленного на сайте, за исключением, пожалуй, научных публикаций и нормативных документов. Ведь о больнице можно рассказать просто — без штампов и официозных оборотов. Специализация и достижения врачей должны быть понятны любому пациенту, а не только их коллегам. Правила и распорядки также не должны вызывать вопросов.
Заголовки — короткие и по существу. Текст — разделенный на абзацы, предложения — понятные и с правильным порядком слов. Не нужно «писать» диссертации, нужно рассказывать истории — как если бы вы разговаривали с ребенком или мамой.
Современные сайты — это не только текст, но и много графического контента. Во-первых, важны качественные фотографии врачей, оборудования, интерьеров больницы. Не стоит экономить на фотосессии при создании сайта: эти снимки не раз пригодятся для презентаций, публикаций и информационных буклетов. Во-вторых, хорошо воспринимается графическая информация — крупные цифры, отражающие важные показатели, или графики и схемы.
При разработке сайтов для государственных больниц больше внимания следует уделить подготовке контента — это их наиболее «слабое» место. Стоит провести мастер-класс для сотрудников, которые будут готовить и размещать тексты, привлечь специалистов для разработки графического контента и опытных фотографов.
Ошибка №5. Проблемы интеграции с МИС
В каждой больнице есть своя медицинская информационная система (МИС). Для создания сервиса записи на прием интернет-портал интегрируется с МИС, обмен информацией между ними должен происходить в режиме реального времени.
Разработчик сайта, как правило, при интеграции привлекает поставщика МИС. Вместе они выстраивают процессы так, чтобы сервис записи на прием работал быстро и бесперебойно. Итогом такого сотрудничества может стать создание и других удобных для пациентов и сотрудников сервисов. Например, автоматическое добавление на сайт новых платных услуг и изменение цен: как только информация обновляется в МИС, она автоматически меняется и на сайте. Это экономит много часов работы специалистов, которые должны переносить эти сведения вручную.
Кейс
Примером, на который можно ориентироваться, является сайт Мариинской больницы. Видео на первом экране главной страницы выглядит современно и подчеркивает высокотехнологичность медучреждения. В «шапке» сайта размещена ссылка на онлайн-запись на прием и страницы в соцсетях, а также кликабельный номер телефона (можно позвонить, просто нажав на него). Главное меню состоит из семи понятных пунктов, которые упорядочивают серфинг пользователя по сайту. На главной странице можно воспользоваться сервисом поиска по сотрудникам, быстро перейти на страницу ключевых отделений больницы, прочитать последние новости. Обязательные ссылки на сайты государственных органов размещены внизу сайта в виде баннеров. Стоит отметить качественные фотографии интерьеров больницы, оборудования и всех сотрудников (их больше 2 тыс.). Это трудоемкая работа, но ее нельзя игнорировать — визуальное исполнение современного сайта должно быть на высоте.
***
Запуск сайта — это не конец истории. Для интернет-порталов больниц важно организовать техническое сопровождение 24/7, ведь запись на прием должна быть доступна круглосуточно. Придется поддерживать заданный уровень контента — как текстового, так и графического. Быстро откликаться на меняющиеся реалии, трансформируя «сетку» сайта под новые задачи, возникающие перед медучреждением. Сайт — это гибкий инструмент, нужно учиться эффективно с ним работать.