Импортозамещение HR Tech в ИТ-компании: опыт, сложности и результаты
За последние два года в России увеличился спрос на HR-решения. Это связано в том числе с развитием внутренних ИТ-департаментов и кэптивных ИТ-компаний, где управление персоналом стало одной из важнейших задач. При этом многие западные поставщики HR-решений ушли с российского рынка, и перед компаниями встал вопрос замены текущих систем на импортонезависимые. С такой ситуацией столкнулась и компания RNT Group — российский разработчик ИТ-решений (входит в группу «Рексофт»). О том, как ИТ-компания с нуля создала HR Tech систему Brain для взаимодействия со своими сотрудниками и чем этот опыт может быть полезен другим организациям, у которых возникла необходимость замены HR-решений западных вендоров, — в обзоре TAdviser.
Содержание |
История создания системы
В 2022 году в RNT Group появилась задача по переходу на новую импортонезависимую систему управления персоналом. Специфика бизнес-процессов компании тесно связана с процессами HR — для работы над проектами менеджеры формируют команды с учетом навыков и компетенций ИТ-специалистов. Поэтому компания искала решение, которое бы обладало данным функционалом, позволяло вести список персонала и организационную структуру в целом, управлять компетенциями и загрузкой на проектах. При этом необходимо было обеспечить тот высокий уровень корпоративных сервисов, к которому сотрудники компании привыкли ранее. Это понятный и удобный функционал для обучения и развития, оформления кадровых документов, участия в пульс-опросах, опросах вовлеченности и многое другое. RNT Group нужно было решить сразу несколько задач в сжатые сроки: системно организовать всю информацию о специалистах, сохранить корпоративную культуру и восстановить привычные сервисы.
Тщательное изучение готовых отечественных продуктов показало, что оптимального решения, которое полностью удовлетворяло бы запросам компании, на рынке нет. Тогда RNT Group воспроизвела критический функционал с помощью открытого ПО и уже имевшихся инструментов, таких как Confluence и JIRA, и приступила к созданию Brain — сотрудникоцентричной экосистемы, основанной на опыте компании в управлении персоналом и автоматизации процессов.
Разработка Brain
Идея создания собственной HR-системы возникла летом 2022 года, а уже в сентябре была собрана команда и началась разработка.
Наш основной посыл при проектировании системы был в том, чтобы упростить взаимодействие между компанией и сотрудниками и сделать его максимально прозрачным, понятным и эффективным, — сказала Мария Давыдова, аккаунт-менеджер, RNT Group. |
Поэтому в компании решили назвать платформу Brain по аналогии с ведущей ролью мозга в процессе принятия решений и хранения данных в голове человека. Изначально целью было создание платформы, идентичной той, которой специалисты RNT Group пользовались раньше. Но при этом Brain, в отличие от своего предшественника, сразу разрабатывался как коммерческий продукт с учетом анализа требований и задач заказчиков. Несмотря на точное представление о требуемой системе и обширные знания в области функционала в определенный момент проектная команда столкнулась с неожиданными вопросами.
Сложности оказались связаны с тем, что наши ожидания об объеме нужного бизнес-функционала и реальность не совпали, мы недооценили размах требований. Все члены команды ежедневно пользовались подобной системой, некоторые из них даже принимали участие в разработке ее функционала, и мы думали, что знаем продукт от А до Я. Знаем в том числе его минусы и понимаем, что нужно реимплементировать и какие болевые точки закрыть. Оказалось… нам казалось, — вспоминает Александра Лебедева, менеджер продукта, RNT Group. |
По мере работы над платформой команда открывала все новые бизнес-сценарии, о которых и не предполагала ранее. Оказалось, что каждая функция, каждый справочник в системе требует большого объема кропотливой работы, которая не всегда оправдана, и что изначальный подход к исходному продукту не так идеален и требования можно и нужно дорабатывать. Специалисты RNT Group построили свою архитектуру платформы, каждый сценарий исходного продукта был проверен и приоритизирован в соответствии с концепцией Brain для максимально корректной и эффективной работы платформы. Тщательная проработка на каждом этапе позволила создать продуманную систему с уникальным полезным функционалом на импортонезависимом стеке технологий.
Brain сейчас
Brain — это цифровая платформа с набором модулей для управления взаимоотношениями сотрудников и компании, которые можно внедрять поэтапно и независимо друг от друга. Решение полностью разработано на импортонезависимых технологиях, легко масштабируется и интегрируется с другими внутренними и внешними системами компании.
Brain аккумулирует всю нашу экспертизу в области управления кадрами, автоматизации HR- и других процессов, создания решений мирового уровня, — отмечает Александра Лебедева. — На данный момент платформа состоит из следующих модулей: технологическое ядро, профиль сотрудника, оргструктура, портал (как единое окно доступа). Brain интегрирован с большинством наших внутренних систем, таких как портал, где сотрудники могут отмечать достижения коллег, присылая им картинки — «бейджи», магазин с брендированными сувенирами и аксессуарами компании, тренинг-портал для самостоятельного обучения и другие. |
Система сочетает в себе сервисы и инструменты для управления персоналом, обеспечивая взаимодействие с кандидатами и сотрудниками на протяжении всего их пути в компании, в том числе сохранение и глубокий анализ цифрового следа для составления полноценных портретов специалистов. Помимо этого, Brain предусматривает инструменты для управления навыками и компетенциями, а также поддерживает карьерное развитие, кадровый резерв и преемственность, что способствует эффективному управлению талантами внутри компании. Современный интерфейс с элементами геймификации обеспечивает комфортную навигацию и быстрый поиск информации, при этом поддерживая персонализацию в соответствии с ролью каждого сотрудника. Brain также позволяет автоматизировать административные рутинные задачи, освобождая время руководителей и HR-специалистов для стратегических вопросов.
Результаты и планы
На данный момент в RNT Group работают около 1000 специалистов, и все они так или иначе взаимодействуют с Brain. Благодаря внедрению платформы компании удалось добиться полной прозрачности процессов управления и взаимодействия с сотрудниками и снижения текучести персонала примерно на 7%. Brain позволяет экономить время на такие рутинные действия, как создание отчетности и кадровые операции, и на 10% увеличивает эффективность процессов онбординга и адаптации.
На данный момент мы работаем над наращиванием функционала в текущих сервисах и разработкой новых модулей. В ближайших планах добавление сервиса «Команда», который обеспечит менеджерам прозрачное управление работой команд и ее отдельных членов. Модуль будет предоставлять информацию для анализа сводных данных по командам, отображать индикаторы рисков, событий и красных флагов. Также у нас в работе модуль «Учет рабочего времени» для удобного анализа затрат временных ресурсов команды или отдельных сотрудников. Следующими мы хотим добавить модули ведения личной матрицы навыков специалиста, ведение календаря, оформления отсутствий и многие другие, — делится планами Александра Лебедева. |
Несмотря на то, что разработка Brain стала, можно сказать, вынужденной, мы уже оценили первую версию платформы, которая есть сейчас, и могу сказать, что она полностью соответствует нашим требованиям и ожиданиям в части HR Tech. Мы также взаимодействуем с крупными компаниями на рынке, изучаем и учитываем их потребности и ожидания в плане развития Brain для создания продукта с актуальной функциональностью и свойствами. Это дает нам возможность обеспечить востребованность Brain на рынке и запустить первые проекты по его внедрению у наших заказчиков, — подчеркивает Мария Давыдова. |