Содержание |
Предпосылки возникновения проблемы
Проблема интеграции данных является неотъемлемым аспектом проблематики развития информационной инфраструктуры предприятия.
Исторические корни проблемы тесно переплетаются с эволюцией подходов к автоматизации бизнеса. Неавтоматизированное хранение данных не предполагало широкой постановки вопроса о их повторном использовании — для использования данных, созданных в процессе деятельности предприятия и зафиксированных в бумажной или ином неэлектронной носителе, повторно на другом участке деятельности требовалось их дублирование в нужной форме.
Первые проекты автоматизации бизнеса, технологически связанные с использованием мэйнфреймов, предполагали автоматизацию конкретных функциональных задач без задела под их расширение и интеграцию в рамках процессов предприятия. Кроме того, решения этого этапа полагались при необходимости на повторный ввод однотипных данных, как за счет доминирования унаследованного от неавтоматизированных процессов работы с данными подходов, так и за счет того, что трудозатраты на повторный ввод в денежном выражении долгое время были несравнимо ниже затрат на организацию хранения данных в машинной памяти. Не была на этом этапе широко осознана и ценность реальных данных о бизнесе, которая в настоящее время иногда оценивается как равная (или превосходящая) ценности алгоритмов их анализа.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
По мере возникновения информационных систем, базирующихся аппаратно на миникомпьютерах и, впоследствии, ПК, расширился как круг предприятий, способных позволить себе внедрение таких систем, так и круг задач решаемых такими АИС. Однако, подавляющее превалирование логики разработчиков над логикой бизнеса и доминирующий подход по автоматизации функциональных задач, приводили к тому, что такие АИС становились участками так называемой «лоскутной» автоматизации, не предполагающей осознанного системного подхода к автоматизации бизнеса. При этом уже учитывается необходимость хранения данных конкретных АИС и их резервирования, часть систем реализуется с учетом многопользовательского доступа и на основе клиент-серверной архитектуры. Необходимость «обмена данными» между различными АИС предприятия, однако, практически не принимается в расчёт и по-прежнему в основном снимается за счет повторного ввода с редкими исключениями в виде отдельных специфичных решений.
С разрастанием участков автоматизации начинают в полной мере сказываться недостатки «лоскутной» автоматизации — отсутствие единого подхода к организации АИС, выбору платформы и инструментов, моделям организации данных приводят к нарастанию дублирования однотипных данных в различных АИС в рамках одного предприятия. Примером может служить ситуация, когда пользователь вынужден повторно вводить аналогичные или близкие данные в несколько смежных по функционалу систем. При этом организации взаимодействия систем на программном уровне часто мешает отсутствие Application Programming Interface (API). Помимо собственно роста трудозатрат на повторный ввод и нарастания рассогласованности данных в разных системах и числа ошибок, фрагментарность хранения данных приводит к отсутствию единой картины деятельности предприятия.
С появлением концепции BI и аналитических систем, в том числе, OLAP становится явной необходимость специальной подготовки данных для таких систем, обусловленная как фрагментарностью источников данных для анализа, так и особыми требованиями к организации данных для целей анализа, сформулированными Эдгаром Коддом (Edgar Codd) в рамках 12 правил OLAP, уточненными Найджелом Пендсом (Nigel Pendse) в рамках тестам FASMI и другими.
Подходы к интеграции данных
В настоящее время интеграцию данных принято делить по направлению распространения на три типа — консолидацию, федерализацию и обмен данными.
Консолидация
Консолидация — сбор данных из нескольких источников (обычно — учётных систем) в единое место хранения. Консолидированные данные чаще всего используются для целей анализа или подготовки отчётности, как, например, в случае с организацией хранилищ данных для BI. При этом специфика сбора разнородной информации из нескольких источников обсуловила ряд особенностей консолидации данных, в частности, задержку обновления данных в целевом месте хранения по сравнению с системами-источниками данных. Эта задержка вызвана как необходимостью согласования циклов обновлений в различных системах-источниках данных, так и необходимостью преобразования данных из различных форматов в формат целевого места хранения данных, которое во многих реальных приложениях является нетривиальной задачей. Для классических целей BI-приложений, небольшая задержка в обновлении данных в целевом месте хранения не являлась проблемной, так как аналитика и прогнозирование предполагали оперирование более широкими интервалами времени, нежели учетные системы. Однако, по мере появления требований к увязке бизнес-аналитики с операционным менеджментом, требования к скорости преобразования данных приобретают всё большую важность, предъявляя новые требования к технологиям, использующим консолидацию и заставляя искать альтернативные подходы.
Наиболее часто используемой технологией консолидации данных можно считать ETL (Extract Transform Load), предполагающей извлечение данных из внешних источников, их преобразование в соответствии с требованиями бизнес-модели, загрузку преобразованных данных в целевую систему. При этом современные ETL-системы под преобразованием (transformation) понимают не только техническое преобразование форматов, но и возможности унификации разнородных данных с точки зрения соответствующих регламентов, обеспечение единства применяемых систем кодирования информации, классификаторов и справочников.