"ВымпелКом": Благодаря CPM-системе мы в онлайн-режиме анализируем доходы и затраты
Представители компании "ВымпелКом" - директор Департамента по управлению эффективностью Марина Полякова и руководитель Департамента систем управления предприятием Константин Мельников - в интервью TAdviser рассказали о том, какие возможности для достижения наибольшей экономической эффективности использует один из крупнейших операторов связи России.
Как изменилось понимание управления эффективностью в крупном операторе связи в нынешней экономической ситуации? Предполагается акцент на тотальный и жесткий контроль за расходами и доходами, или вложения в инновационные направления развития бизнеса тоже будут?
Марина Полякова: Наша компания давно работает на телекоммуникационном рынке в условиях жесткой конкуренции, и тема повышения эффективности всегда являлась актуальной. Мы используем все возможности для достижения наибольшей экономической эффективности, и существующие информационные системы позволяют нам достаточно быстро проводить анализ и находить точки роста.
Сейчас мы, безусловно, усилили фокус нашего внимания на анализе бизнес-процессов подготовки и предоставления управленческой отчетности, позволяющей руководству компании оперативно получать информацию о текущем финансовом положении для принятия необходимых решений. И здесь, конечно, изменения не могли не затронуть ИТ-инфраструктуру.
Каким образом концепция управления эффективностью в кризисных условиях воплощается в изменениях на уровне ИТ-инфраструктуры?
Константин Мельников: В первую очередь, в кризисных условиях мы концентрируемся на упрощении ИТ-ландшафта (уменьшение количества систем, договоров, вендоров и интеграторов), виртуализации ИТ-инфраструктуры и передаче операционной поддержки на аутсорсинг. Тем самым компания уменьшает стоимость владения ИТ-инфраструктурой и сокращает время, необходимое на запуск новых продуктов или изменений.
Следует отметить, что очень важным показателем является скорость изменения и построения новых моделей и аналитик, позволяющих быстро оценить эффективность наших внутренних процессов и запускаемых продуктов. Поэтому мы выбираем такие ИТ-решения, которые могут конфигурироваться бизнесом с минимальным привлечением ИТ-ресурсов.
Какие компоненты корпоративной информационной системы «ВымпелКом» сегодня являются базовыми в плане управления эффективностью?
Марина Полякова: В качестве основной системы построения управленческой отчетности, а также системы бюджетирования и прогнозирования, мы выбрали Oracle Hyperion Planning. Она стала единым источником выверенной информации для любого из бизнес-подразделений компании.
Oracle Hyperion Planning работает в компании уже несколько лет, с конца 2009 года, когда в системе был впервые рассчитан совокупный бюджет «ВымпелКома» на 2010 год. Почему выбор пал именно на это решение?
Марина Полякова: Мы рассматривали несколько альтернативных вариантов. На тот момент Oracle предложил наиболее гибкую и производительную систему, которая была способна удовлетворить потребности нашего растущего бизнеса. Ну и, безусловно, опыт успешных внедрений решений Oracle сыграл свою роль.
Константин Мельников: Еще одним из факторов было то, что компания на момент выбора системы управленческого учета уже несколько лет использовала Oracle E-Business Suite как полнофункциональную ERP-систему, позволяющую эффективно управлять всеми аспектами деятельности компании: закупками, логистикой, финансами, персоналом, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами. Выбор управленческой системы от одного вендора (Oracle) облегчал интеграцию двух решений.
Какие основные требования предъявлял бизнес к системе на начальной стадии эксплуатации? Как изменились эти требования сегодня?
Марина Полякова: Основным требованием было поддержка глубокой степени аналитики в разрезе всех географических локаций, где присутствует «ВымпелКом». Кроме того была важна мобильность системы: быстрота и простота настройки под стремительно меняющиеся требования рынка, высокая производительность и скорость обработки данных.
С течением времени требования к используемым аналитическим срезам только увеличиваются, так же, как увеличиваются требования по быстродействию и надежности системы.
Создавались ли в рамках реализации проекта совершенно новые модели для выполнения задач бюджетирования и создания управленческой отчетности «ВымпелКома»?
Марина Полякова: Любой серьезный проект заставляет критически посмотреть на существующие процессы. Не нужно браться за внедрение ИТ-систем, имея целью лишь поменять оболочку – грубо говоря, картинку на пользовательском экране. Такой подход – пустая трата денег.
Мы пересмотрели весь цикл бюджетного процесса и подготовки управленческой отчетности. Пришлось изменить саму идеологию работы с системой, максимально привлекая к работе с ней функциональные подразделения. Сейчас они достаточно свободно ориентируются в системе, используя ее как для контроля входящей информации, так и – что крайне важно – для самостоятельного формирования и получения аналитической информации. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Внедрение Oracle Hyperion Planning в «ВымпелКоме» – результат совместной работы сводной проектной команды, включившей представителей всех функциональных подразделений. Как результат – работающая функциональность, удовлетворяющая потребностям компании. И этим проектом мы по праву можем гордиться.
Какие бизнес-подразделения используют сегодня систему планирования? Удовлетворяет ли функциональность системы их потребности? Каковы планы по дальнейшему развитию?
Константин Мельников: На сегодняшний день процесс бюджетирования построен таким образом, что все владельцы бюджетов непосредственно вовлечены в данный процесс и готовят первичную информацию для загрузки в систему. Также им доступен такой инструмент, как самостоятельный контроль бюджета с помощью аналитических отчетов. Это позволяет экономить время, дает возможность представителям каждой бизнес-функции в онлайн-режиме анализировать свои доходы/затраты и, как следствие, позволяет приблизиться к реализации одной из ключевых потребностей компании в условиях неблагоприятной экономической ситуации – оперативному получению структурированной информации для принятия решений.
Марина Полякова: При разработке системы планирования ее владельцы (финансовый Департамент) привлекали все структурные подразделения компании к проработке и формулированию требований к функциональности. Мы создавали инструмент не только для финансовой функции, а для всех бизнес-подразделений. Это совместная работа, совместный проект. И на текущий момент любое подразделение может инициировать необходимую доработку для обеспечения нужной функциональности в системе.
Конечно, эксплуатируя любую серьезную систему, со временем хочется чего-то большего: улучшить, оптимизировать, расширить и т.д. Системы подобного уровня – живой организм. И благодаря обратной связи от бизнес-подразделений, нам удается этот организм не только поддерживать, но и омолаживать. Наряду с удовлетворением потребностей бизнеса в оперативном предоставлении достоверной информации, очень важно иметь еще и дружественный интерфейс, позволяющей это делать. Одним словом, в таком непростом деле, как поддержание процесса бюджетирования и планирования, важно добиться гармонии.
Читайте также
73