2017/09/28 14:32:52

Информатизация контрольно-надзорной деятельности

.

Содержание

Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности» (ТОР КНД)

Единый реестр видов контроля (надзора)

История автоматизации контрольно-надзорной деятельности

2021

Создание единой системы контроля за всем надзором в стране

19 июля 2021 года стало известно о создании в России цифровой платформы для контрольно-надзорной деятельности (КНД). Она объединит все ИТ-систему госструктур, связанных с КНД, и обеспечит аналитическую обработку этой информации в режиме реального времени на территории всей страны. Подробнее здесь.

Завершение проекта по запуску ФГИС ЕРКНМ в промышленную эксплуатацию

НИИ «Восход», стратегический партнер государства в сфере информационных технологий, 30 июня 2021 года сообщил о завершении проекта по запуску в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ). Проект реализован по заказу Генеральной прокуратуры РФ. Подробнее здесь.

Взаимодействие информационных систем в рамках КНД

Данные презентации Херсонцев Алексей Игоревич, Статс-секретарь – заместитель Министра, Министерство экономического развития РФ, "Модель данных в контрольной (надзорной) деятельности"

2020: Завершена разработка сервисов мониторинга для госплатформы сбора данных

11 августа 2020 года WaveAccess сообщила о включении в число исполнителей проекта по разработке Единой платформы сбора и анализа данных по контрольно-надзорной деятельности. ИТ-компания отвечала за создание четырех вертикальных решений в составе платформы: систем дистанционного надзора за состоянием объектов культурного наследия, мониторинга состояния атмосферного воздуха, дистанционного контроля незаконной вырубки лесов и зарастания земель сельскохозяйственного назначения. Системы выполнены с использованием технологий Интернета вещей и машинного обучения. Ввод в опытную эксплуатацию завершился в июле 2020 года. Проект реализован по заказу ФГБУ НИИ Восход. Подробнее здесь.

2019

Ростехнадзор просит денег для внедрения систем дистанционного контроля

Ростехнадзор разрабатывает информационные системы для контрольно-надзорных мероприятий. В частности, ведомство планирует внедрить систему с условным названием «Электронный инспектор», а также систему дистанционного мониторинга технологических процессов. Для реализации этого проекта федеральная служба просит правительство выделить ей средства на модернизацию ИТ-инфраструктуры, которая практически не обновлялась с 2014 года и устарела «не только морально, но и физически». Подробнее здесь.

2017

Разработка типового решения для автоматизации контрольно-надзорной деятельности

В сентябре 2017 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий («дорожную карту») создания, развития и ввода в эксплуатацию типового облачного решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами (скачать в PDF). Рассчитан план на 2017-2019 гг.

Согласно плану, осенью 2017 года должны быть разработаны положение о типовом облачном решении и стандарт информатизации контрольной-надзорной деятельности. Ввести решение в эксплуатацию планируется до 1 октября 2018 года, а подключение к системе органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль - до 1 августа 2019 года. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

Ответственными исполнителями по мероприятиям плана выступают Минкомсвязи и Минэкономразвития.

Дмитрий Медведев утвердил план создания и ввода в эксплуатацию облачного решения для автоматизации деятельности контрольно-надзорных органов (источник фото - "Алтайская правда")

Облачное решение планируется создать с целью оптимизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении государственного и муниципального контроля, повышения результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности.

Объясняя необходимость внедрения нового решения, власти ссылаются на положительный мировой опыт автоматизации проведения надзорных мероприятий и рассчитывают достигнуть схожего результата. В числе ожидаемых эффектов от автоматизации - сокращение числа личных визитов инспекторов в проверяемые организации.

«
Сокращение числа проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации «дорожной карты», - говорится в распоряжении.
»

Ранее, в 2016 году был разработан прототип облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций. Об этом свидетельствовали материалы к подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении государственных и муниципальных услуг от 27 декабря 2016 года[1]. Разработкой занимался подведомственный Минкомсвязи НИИ «Восход». Пилотная апробация прототипа планировалась на первое полугодие 2017 года.

На 2017 год планировались также: адаптация прототипа типового облачного решения к требованиям создаваемого в 2017 году стандарта информатизации контрольно-надзорной деятельности, подключение типового облачного решения к источникам информации посредством СМЭВ и проведение опытной эксплуатации в контрольно-надзорных органах.

Медведев: надо переходить от очных проверок к дистанционным методам контроля

На заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в сентябре 2017 года председатель правительства Дмитрий Медведев рассказал о достижениях и планах в области реформы контроля и надзора. Он отметил, что в данном случае речь идёт не о поверхностных изменениях, а о коренном преобразовании работы этой огромной системы.

«
Мы здесь сформировали необходимую базу. Сейчас начала проходить проверка на основе профилей риска. Важно переходить от дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля с помощью телеметрии, датчиков, фотофиксации, видеофиксации, - заявил Медведев. - В последнее время ведомства стали публиковать на своих сайтах планы проверок, статистику, проверочные листы и нормативные акты, которые содержат обязательные требования. Заработал и единый реестр проверок, что само по себе неплохо, но всё равно нужно эти практики расширять, тем более что мы утвердили новые показатели эффективности для целого ряда ведомств – это и МЧС, и антимонопольная служба, и таможня, и МВД, и Ростехнадзор, и некоторые другие.
»

Председатель правительства добавил, что надо координировать действия с программой «Цифровая экономика». Особенно это актуально, по его мнению, для контрольно-надзорных ведомств. Им следует предусмотреть средства для цифровизации своей работы в рамках имеющихся ресурсов.

План Минкомсвязи по автоматизации контрольно-надзорной деятельности

В сентябре 2017 года директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи Олег Качанов представил план проекта по автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

Слайд из презентации Олега Качанова
Слайд из презентации Олега Качанова

Суть реформы контрольно-надзорной деятельности

Приоритетная программа "Реформа контрольной и надзорной деятельности" включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт приоритетной программы был утвержден на заседании президиума Совета 21 декабря 2016 года.

Программа реализуется в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам[2]. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Программа реформы включает в себя создание единой информационной среды (ЕИС). ЕИС КНД должна предоставить интерфейсы для всех участников деятельности: регионы, бизнес, контроль и общественный контроль, Минэкономразвития[3]