2010/12/23 11:46:17

Информационная сущность и характеристики бизнеса

Выдержка из книги «Обеспечение информационной безопасности бизнеса, ISBN 978-5-9614-1364-9. Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов

[[Читайте также::Новости:Trend Micro SafeSync - резервирование в личных "облаках"| ]]

2.1.1 Информационная сущность бизнеса

Информация является неотъемлемой частью бизнеса. Бизнес-процессы не могут существовать без информации и вне информации, хотя бы потому, что бизнес существует в рамках определенной правовой среды, определяемой совокупностью информационных объектов, таких как законодательные и нормативные акты, постановления правительства и других подобных документов, и формирует отчетность по нормам этой правовой среды, т. е. порождает информацию определенного вида. Сущность бизнес процесса представляется как процесс достижения некоторой совокупности целей (бизнес-целей) на основе управления активами. Информационной сущностью бизнеса и является этот процесс управления. Если правовое поле, отчетность, активы и возможные операции над ними во многом зависят от природы бизнеса, то процесс управления в большой степени инвариантен к ней.

Главная особенность управления в бизнесе, существенно отличающая его от некоторых других, например, технических систем автоматического управления и регулирования, является большая задержка между моментом принятия решения и получаемым результатом, что иллюстрируется рисунком 1. После принятия решений по управлению реализуется некий процесс бизнеса, протекающий в слабо детерминированной внешней среде, не все параметры которой контролируются организацией, осуществляющей бизнес. Таким образом, результат принятых решений наблюдается с задержкой и иногда весьма значительной. Поэтому важнейшей для бизнеса является способность предвидеть возникновение разного рода ситуаций (как благоприятных, так и неблагоприятных) в среде бизнеса и в самом бизнесе. Это чисто информационная задача, в основе которой лежит прогноз.

Когда задумывается и реализуется какой-либо процесс целенаправленной деятельности необходимо поставить и ответить на следующие вопросы:

  • будет ли достигнута цель в том виде, как предполагается?
  • достаточно ли в нашем распоряжении операционных возможностей, знаний (опыта), соответствует ли потребностям качество подготовки персонала и система менеджмента?
  • достаточно ли привлечено ресурсов для достижения поставленной цели?
  • достаточен ли интервал времени, устанавливаемый для достижения цели?

Из поставленных вопросов видно, что ответы на них требуют анализа различных информационных сущностей, описывающих в формализованном или неформализованном виде различные аспекты деятельности, отраженные в заданных вопросах. Ясно, что ответы на эти вопросы могут быть получены только в виде прогнозов, т. е. тоже в виде информационных сущностей. Очевидно также, что все вопросы взаимозависимы и, следовательно, ответы на них должны быть взаимоувязаны. Совокупная погрешность ответов на вопросы создает консолидированный риск достижения цели. Величина этого риска зависит еще и от того, насколько изменятся условия реализации цели в процессе ее достижения, и от характера этих изменений.

2.1.2 Информационные характеристики бизнеса

Все необходимые для прогноза данные: все прошлое и будущее, включая любые формулировки целей и планы их реализации, вся среда бизнеса и вообще материальный мир существуют в виде описаний, т. е. в виде информации. Чем больше интервал времени T и связанный с ним прогноз (см. рисунок 1), тем лучше должен быть организован бизнес. Но тем труднее сделать точный прогноз, и тем более качественная информация для него требуется. Информационное поле бизнеса или его информационная сфера образуется из:

  • правовой среды (законодательных и нормативных актов, постановлений правительства и прочих документов);
  • отчетности по нормам правовой среды;
  • специфичной информации бизнеса.

Эта последняя информация наиболее динамична и включает:

  • субъекты, объекты и процессы бизнеса, представленные в информационном виде;
  • нормативную, организационно-распорядительную и иную документационную базу организации;
  • данные мониторинга бизнес-среды и собственной среды;
  • аналитические данные (обзоры) и прогнозы состояния внешних и внутренних факторов влияния;
  • накопленные и обобщенные практики (знания);
  • стратегические и оперативные планы организации и решения по ним.

Качество информации, используемой для прогноза при принятии решений определяется не только количеством используемых данных, но и, в наибольшей степени, тем, как эти данные систематизированы и обобщены, насколько адекватно используемые понятия, теоретические построения и представления отражают материальный мир и среду бизнеса и организации. Поэтому надо говорить не просто о данных или информации, а о знаниях, помогающих рационально организовывать деятельность организации по достижению поставленных целей и решать различные проблемы, возникающие в процессе этой деятельности. Следовательно, главная проблема бизнеса в информационной сфере – это проблема накопления хорошего знания, являющегося единственной гарантией точности прогноза.Метавселенная ВДНХ 3.6 т

Основные требования к качеству информации и знаний иллюстрируются рисунком 2. Данные нижнего уровня пирамиды управления, накапливаясь и подвергаясь систематизации и обобщению, должны превращаться в отфильтрованную полезную информацию, а затем накапливаться в виде знаний и использоваться на всех уровнях иерархии управления.

С точки зрения возможностей по накоплению знаний можно выделить информационно опасные виды бизнеса. Приведем признаки, позволяющие отнести бизнес к информационно опасному виду:

  • бизнес, требующий долговременных инвестиций. Здесь требуется очень долговременный прогноз, который сделать практически невозможно. Ситуация усугубляется, если инвестиции делаются в новое, слабо исследованное, направление;
  • бизнес, реализующийся в сильно изменчивой среде. Основная сложность организации такого бизнеса состоит в накоплении знаний. Как следствие точный прогноз становится невозможен;
  • краткосрочный (однократный) бизнес, требующий быстрого накопления знаний. Организаторы бизнеса, как правило, надеются на «удачу» и часто проигрывают;
  • абсолютно новый вид бизнеса. Накопление знаний происходит в процессе развертывания бизнеса, осуществляемого путем инвестиций мелкими порциями. При этом часто оказывается необходимой модификация первоначально поставленной цели;
  • бизнес «реального» времени – условия (среда) изменяются одновременно с возвратом инвестиций.

Знания невозможно накопить вообще.


В настоящее время наблюдается существенное повышение роли информатики в бизнесе, что обусловлено информационными характеристиками современного бизнеса. Информационная составляющая бизнеса постоянно растет и этот рост ускоряется. Прежде всего, это резкое возрастание количества факторов, влияющих на успешность бизнеса, и их пространственно-временная распределенность. Стремление организаций учесть максимальное число этих факторов в условиях сокращения времени на принятие решений, приводящего к необходимости быстрой обработки большого количества информации требует использования соответствующих технических средств, компьютерных сетей и телекоммуникаций. Эти потребности и стремление к снижению издержек все более перемещают бизнес из материального мира в информационный. Но одновременно при сокращении времени на принятие решений затрудняется проверка достоверности информации, на которой эти решения должны быть основаны. Необходимость повышения точности прогноза и принимаемых решений сопровождается неполнотой, неточностью и несвоевременностью получаемых и используемых для него данных.