2020/05/06 15:48:36

Интервью TAdviser: Роман Гоц, Atos - о том, как передовая видеоаналитика помогает в борьбе с Covid-19

Пандемия коронавируса всколыхнула весь мир. Каждый противостоит ей в меру своих возможностей, а кто может – помогает побороть страшную напасть. ИТ-профессионалы не остались в стороне. Так, Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos в России, рассказывает о специализированных решениях видеоаналитики, которые предназначены для помощи в борьбе c распространением Covid-19.

Роман
Гоц
Видеоаналитика и ее применение в периферийных вычислениях были серьезно недооценены, пока не наступила пандемия

Компания Atos выводит на российский рынок специализированное решение ПАК AntiCovid. Похоже, что оно выходит далеко за рамки некоторого нишевого предложения «на случай удаленки». Скорее, это выход в новый сегмент рынка – периферийные вычисления. Это так?

Роман Гоц: И да, и нет. С одной стороны, это нишевое решение для обеспечения безостановочной работы на период пандемии корпоративных заказчиков и государственных учреждений. С другой стороны, Вы абсолютно правы: мы эти задачи решаем с помощью видеоаналитики и периферийных вычислений. Новые технологии здесь и сейчас, в новых реалиях, оказались как нельзя кстати для решения насущных вопросов.

О периферийных вычислениях (Edge Computing) в последние годы много говорят. Однако в высокотехнологичной области нередко бывает так, что разговоры и ожидания начинаются задолго до более-менее массовых практических внедрений. Как далеко продвинулась мировая отрасль ИТ в массовом применении решений периферийных вычислений?

Роман Гоц: До массовости или выхода на «плато» данной технологии еще далековато. В России - своя специфика: некоторые организации только вчера организовали и построили единые ЦОД, некоторые уже присмотрелись к частным или глобальным облакам. Мы же идем еще дальше - предлагаем шагнуть в пост-облачную эру.

Не до мечты сейчас, когда вирус караулит на пороге…

Роман Гоц: Это не мечты. Видеоаналитика и ее применение в периферийных вычислениях были серьезно недооценены. Пока не наступила пандемия. А сегодня более 200 тысяч камер только в Москве в реальном времени отслеживают, не вышел ли заболевший короновирусом человек на улицу, нарушив карантин. Это происходит уже сейчас, потому что государство поняло, как и где можно применять видеоаналитику. Остается вопрос, когда и как организации поймут, какую выгоду от периферийных вычислений и видеоаналитики они могут извлечь именно для себя уже сегодня.

В этом смысле бесконтактная система контроля доступа (СКУД), которую предложила компания Atos, - это точно «наш ответ коронавирусу». Насколько сложный интеграционный проект потребуется выполнить организации, чтобы заменить старую контактную систему СКУД на беспроводную? Можно ли это сделать буквально за один вечер?

Роман Гоц: При должной подготовке – вполне. Мы же говорим не о замене текущей СКУД в организации. Просто у нее появляется выбор: оставить контактный метод авторизации, сделать контактный и бесконтактный одновременно, либо только бесконтактный.

Наш ПАК – это, по сути, надстройка над текущей системой контроля доступа. Подключаясь к ней, мы используем ту же базу данных и те же алгоритмы СКУД, которые уже есть. Мы всего лишь авторизуем человека по лицу, то есть без контакта.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.4 т

Более того, если у организации на проходной уже стоят камеры, то мы сможем их задействовать для распознавания и тем самым еще больше сократить время внедрения. Если же камер нет, то предлагаемые 8-дюймовые экраны весьма просты в настройке и инсталляции. Нужно будет только подождать их поступления на склад нашего дистрибьютора. Впрочем, в те же сроки мы произведем и наши программно-аппаратные комплексы на основе серверов Atos BullSequana Edge.

Если думать об угрозе Covid-19 в стиле периферийных вычислений, то насколько сложно добавить к беспроводной системе СКУД дополнительные датчики, например, для измерения температуры тела и т.п.?

Роман Гоц: Пока это не простая задача. Дело в том, что необходимо решить сразу несколько технических задач. Во-первых, установить тепловизор и IP-камеру рядом и сонаправленно, чтобы камера могла захватить лицо и передать его для распознавания, а тепловизор мог определить температуру и передать его в систему как атрибут к распознанному сотруднику. Во-вторых, после передачи атрибута нам необходимо произвести интеграцию с реакцией СКУД на показатель температуры, а еще лучше - помочь организации определить первый круг контактов данного человека с высокой температурой с глубиной в 14 дней. Но, думаю, что в нынешней ситуации с пандемией решение вопроса с промышленным применением тепловизоров с распознаванием лиц займет месяц - два.

Выявление круга общения зараженного сотрудника для того чтобы минимизировать количество работников, отправляемых на карантин, – это интересное «антивирусное» решение Atos. Можно ли его масштабировать на другие задачи? Например, дополнить анализ круга общения в офисе общением на улицах города?

Роман Гоц: С улицами будет сложно. И вот почему. Когда мы распознаем человека, то это означает, что мы используем его персональные данные. Распознавать лица в периметре организации можно и нужно, затем выявлять время и место контакта и первый круг общения. А вот с улицей, если мы понимаем под улицей территорию вне периметра организации, сложно, так как это уже не территория организации. Другое дело, если организация, которая внедрила наш ПАК АнтиCovid, сотрудничает с администрацией города или района.

Придется ли вносить существенные изменения в датасеты для задач распознавания лиц в связи с появлением новых условий – распознаванием лиц в масках и головных уборах?

Роман Гоц: Один раз валидировать распознанных сотрудников в маске и обогатить по ним портфолио. Все достаточно просто.

Алгоритм определения средств индивидуальной защиты, в первую очередь, масок – важный элемент «антивирусной аналитики». Сложно ли расширить его до функционала выявления средств индивидуальной защиты (СИЗ), применяемых на промышленных предприятиях, особенно, на опасных производствах?

Роман Гоц: Изначально софт на сервере может обнаруживать все СИЗ: от сапог до каски. Но специально в целях борьбы с Covid-19 мы ограничили функционал только масками, что позволило сфокусироваться на текущей ситуации и снизить стоимость решения. Безусловно, при необходимости в дальнейшем можно наращивать функционал данного ПАК на другие виды СИЗ.

Любая программно-аппаратная система, которая использует алгоритмы искусственного интеллекта, особенно глубокого машинного обучения, очень требовательна к аппаратным ресурсам. Применяются ли в ПАК Atos какие-либо методы, позволяющие снижать требования к «железу», на котором работают умные алгоритмы?

Роман Гоц: В рамках разработки данных решений мы каждое ПО тестировали у нас в российской лаборатории и определяли требования к аппаратному обеспечению. Мы на своем опыте поняли, сколько и каких ресурсов потребуется для тех или иных реальных задач заказчиков. Методы снижения требований есть, например, за счет повышения или понижения точности, снижения битрейта камер и так далее. И вместе с тем, когда мы на практике просчитываем реальные проекты, то видим, что заказчикам важны не столько объемы «железа», сколько выполняемый функционал, его точность, простота и быстрота ввода в эксплуатацию.

Системы распознавания лиц компании Atos участвуют в каких-либо публичных тестах распознавания лиц типа американских тестов NIST?

Роман Гоц: По нашим ПАК мы работаем с партнерами, которые производят ПО, а наша часть в ПАК – платформа и интеграция ПО и «железа». При этом мы стараемся выбирать тех партнеров, которые выигрывают мировые конкурсы, чтобы законченные решения наилучшим образом отвечали всем современным требованиям.

В числе «антивирусных» предложений компании Atos есть остроумное предложение: умный алгоритм заменяет заболевшего специалиста пожарной безопасности в сети АЗС. Каковы параметры такого проекта, например, срок окупаемости? Возможно ли расширение его функциональности? Например, заменить еще и продавца в кафе при АЗС?

Роман Гоц: В данном случае замена человека исходит не из бизнес-кейса, основанного на том, что внедрение ПАК Atos дешевле, чем содержание человека - специалиста. Внедрение решения в данном случае исходит из идеи устранения единой точки отказа на АЗС, и это ключевое соображение. А что до замены людей алгоритмами как принципиальной стратегии, то судите сами. Можно ведь посадить на входе бабушку с ручным тепловизором: она будет и роль СКУД выполнять, и в тетрадке фиксировать первый круг контактов зараженных лиц - вести «черный список». И плюс к этому очень ругаться на тех, кто снимает маски. Но разве это будущее? Это ли новые технологии?

Я уверен, что люди и дальше будут желать общаться с людьми, в то время как алгоритмы и наши ПАК лишь помогают сделать те или иные моменты бизнеса надежнее и безопаснее.