Основная статья: Культура России
Управляющие структуры
Киностудии
Кинорежиссеры
Основная статья: Кинорежиссеры России
Кинофестивали
Кинотеатры в России
Основная статья: Кинотеатры в России
Мультфильмы в России
Основная статья: Мультфильмы в России
Доходы и убытки фильмов
2022: Только один из поддержанных Фондом кино фильмов окупился в прокате
По итогам 2022 года фильм «Молодой человек» с Павлом Табаковым, Даней Поперечным и Данилой Козловским в главных ролях стал единственным окупившимся проектом, снятым при поддержке Фонда кино. Об этом 10 февраля 2022 года сообщило издание РБК, ссылаясь на Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) Фонда кино.
В 2022 году в широкий прокат вышли 26 фильмов, получивших финансирование из Фонда кино. Картина «Молодой человек» с бюджетом 64,8 млн рублей (из которых 30 млн - это безвозвратная субсидия Фонда кино) собрала 192,2 млн рублей.
Отбить потраченный на производство бюджет, но не окупиться с учетом распределения части средств кинотеатрам в 2022-м смогли пять поддержанных Фондом кино проектов.
- Это «Финник» (сборы — 442,7 млн рублей при бюджете в 325,2 млн рублей);
- «Сердце Пармы» (сборы — 932,1 млн рублей при бюджете в 714,4 млн рублей);
- «Три кота и море приключений» (сборы — 138 млн рублей при бюджете в 93 млн рублей);
- «Чук и Гек. Большое приключение» (сборы — 248,4 млн рублей при бюджете в 200,2 млн рублей);
- «Любовники» (сборы 170,9 млн рублей при бюджете 93 млн рублей).
В Минкульте , полагают, что действующих инструментов поддержки «достаточно для обеспечения окупаемости вложенного объема частных инвестиционных средств в производство и прокат национальных фильмов».Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Сергей Лавров из Cinemaplex связывает низкие сборы большинства российских фильмов отсутствием должной рекламы у 95–98% картин.
Часто бюджеты на маркетинг превышают производственные бюджеты, — объясняет Лавров. — Однако у нас они составляют максимум 125–150 млн рублей без учета рекламы на канале «Россия 1». Переломить ситуацию с низкой окупаемостью фильмов, снятых с госучастием, может, по мнению Лаврова, только изменение самой системы распределения субсидий и отказ от так называемого списка лидеров киноиндустрии, в который входят компании, получающие приоритетную поддержку на производство фильмов.[1] |
2019: Только 19 поддержанных фильмов стали прибыльными
По данным на июнь 2019 г, только 19 поддержанных фильмов стали прибыльными, остальные 141 не окупились.
История
2024
Экс-гендиректор российского офиса Sony Pictures стал владельцем 34% производителя сериалов для онлайн-кинотеатров
Бывший генеральный директор российского офиса Sony Pictures Антон Сиренко приобрел 34% долю в компании «Комитет», занимающейся производством сериалов для видеосервисов. Об этом стало известно 29 мая 2024 года. Подробнее здесь.
Сколько зарабатывают в российском кино
Российские актеры зарабатывают от 100 тыс. рублей до 2 млн рублей в месяц, тогда как актеры первого плана в массовом кино получают от 50 тыс. до 150 тыс. рублей за смену. Об этом говорится в исследовании «Кинопоиска» и «Московской школы кино», результаты которого опубликованы 20 мая 2024 года.
Отмечается, что в России продолжает бурно развиваться индустрия кино. В ней сложилась когорта звезд и суперзвезд, и ежегодно появляется масса молодых специалистов. При этом нет четкого понимания уровня гонораров на рынке. К примеру, если роль первого плана в малобюджетном телевизионном сериале принесет актеру около 10 тыс. рублей за смену, то участие в крупнобюджетном проекте для стриминга — от 50 тыс. рублей за ту же работу. В среднем, говорится в исследовании, за дебютную роль первого плана в большом кино актер может получить от 200 тыс. рублей в зависимости от количества смен (обычно на полнометражный фильм уходит 10–20 смен, но их количество может доходить до 60).
В исследовании приняли участие 130 профессионалов, ответивших на вопросы о заработке в их специальностях. Оказалось, что в случае сдельной системы оплаты самыми высокооплачиваемыми, помимо собственно актеров, являются операторы и сценаристы. Авторы исследования подчеркивают, что индустрия неохотно говорит о ставках и условиях труда, а информация о вакансиях нерелевантна рынку. В целом, рейтинг выглядит следующим образом (из расчета дохода в месяц):
- Актеры — от 100 тыс. до 2 млн рублей;
- Операторы — в среднем от 500 тыс. до 1,2 млн рублей;
- Художники-постановщики — от 400 до 800 тыс. рублей;
- Режиссёры монтажа — в среднем от 250 до 400 тыс. рублей;
- Сценаристы — в среднем 300 тыс. рублей;
- Продюсеры — от 150 до 600 тыс. рублей;
- Звукорежиссеры — от 150 до 300 тыс. рублей;
- Режиссеры — от 100 до 350 тыс. рублей;
- VFX-специалисты — от 80 до 230 тыс. рублей;
- Композиторы — от 30 до 500 тыс. рублей.[2]
Дипфейк Юрия Никулина сыграл в новом фильме
Основная статья: Никулин Юрий Владимирович
26 марта 2024 года стало известно о том, что одним из героев семейной комедии «Манюня: Приключения в Москве» станет образ советского актера и артиста цирка Юрия Никулина, сформированный при помощи технологий искусственного интеллекта. Это первый в России успешный опыт воссоздания внешности и голоса покойного актера посредством нейросети. Подробнее здесь.
2023
Российская киноиндустрия за год показала рост на 42,5%, до ₽196,43 млрд
Объем российского кинорынка достиг ₽196,43 млрд по итогам 2023 года, продемонстрировав рост на 42,5% в номинальном выражении. В реальном выражении, с учетом инфляции, увеличение составило 31,2%, согласно данным исследования, опубликованного в октябре 2024 года.
Как передает «ГидМаркет», восстановление отрасли связано с эффектом низкой базы 2022 года, государственной поддержкой и возобновлением ранее отложенных проектов. Среднегодовое потребление кинопродукции на душу населения увеличилось с ₽613,8 в 2019 году до ₽1334,4 в 2023 году.
За 2023 год онлайн-кинотеатры выпустили 201 оригинальный проект, включая документальные и полнометражные фильмы, сериалы и другие форматы. Развитие рынка видеосервисов становится ключевым каналом сбыта кинопродукции.
Крупные аудиовизуальные сервисы активно включаются в кинопроизводство, открывая собственные производственные компании. Основной фокус делается на создание сериального контента и развитие сотрудничества с независимыми продюсерами.
Отрасль демонстрирует устойчивый рост после спада 2020 года, когда рынок сократился на 1% в номинальном выражении и на 4,2% с учетом инфляции. В 2022 году наблюдалась стагнация в реальном выражении при номинальном росте на 10,8%.
Развитию индустрии способствует расширение государственной поддержки, увеличение объемов российского кинопроизводства, формирование региональных кинокластеров и развитие мультиплатформенного потребления контента.
Технологическая модернизация отрасли включает внедрение цифровых решений игровой индустрии, виртуализацию кинопроизводства и развитие новых форматов дистрибуции контента через стриминговые платформы.[3]
Доходы киностудий в России за год выросли на 10,9% до 9,52 млрд рублей
В 2023 году объем рынка киностудий в России достиг 9,52 млрд рублей. Это на 10,9% больше по сравнению с предыдущим годом, когда доходы отрасли оценивались в 8,58 млрд рублей. Такие данные приводятся в обзоре компании «ГидМаркет», который обнародован 22 июня 2024 года.
По оценкам, в 2017 году выручка киностудий в РФ составляла приблизительно 5,25 млрд рублей. Год спустя показатель увеличился на 22,5%, достигнув 6,43 млрд рублей. В 2019-м зафиксирована прибавка в размере 6,2% с итоговым результатом 6,82 млрд рублей.
Однако в 2020 году отрасль кино на фоне пандемии COVID-19 столкнулась со множеством проблем: это снижение спроса, приостановка деятельности, увеличение стоимости оборудования, возникновение финансовых трудностей как у самих компаний, так и у контрагентов. Распространение коронавирусной инфекции привело к закрытию границ и самоизоляции граждан, что также оказало негативное влияние на кинорынок. В результате, доходы киностудий снизились в годовом исчислении на 7,4% — до 6,32 млрд рублей.
Но уже в 2021-м отрасль вернулась к росту: доходы поднялись на 14,6%, составив 7,24 млрд рублей. А в 2022 году отмечен рост еще на 18,6%. Однако, как говорится в исследовании, из-за ежегодного увеличения цен на рынке кинопроизводства реальные темпы прироста доходов отрасли ниже, чем в ценах по состоянию на 2024 год.
Рынок также столкнулся с дополнительными трудностями на фоне ухудшения геополитической обстановки. Среди них названы увеличение стоимости производства, дефицит оборудования и запчастей для него (жесткие диски, блоки обработки данных, кинокамеры, объективы для камер, электрогенераторные установки и т. п.), отток квалифицированных кадров, сокращение частных инвестиций со стороны медиахолдингов и фондов.[4]
Снижение числа новых фильмов и сериалов - с 870 до 850 штук
По итогам 2023 года количество запусков новых фильмов и сериалов в России (включая полнометражные ленты, продукцию для ТВ и различных платформ, а также мини-сериалы) составило около 850. Для сравнения, в 2022-м насчитывалось приблизительно 870 новых проектов в рассматриваемой сфере. Такие цифры приводятся в исследовании, результаты которого обнародованы 26 февраля 2024 года.
Отмечается, что отрасль фильмов и сериалов в РФ активно развивалась с 2017 года — после выхода из кризиса 2014–2016 гг. Однако во время пандемии COVID-19 наметился спад. Восстановление началось в 2021 году, когда общее число новых фильмов и сериалов достигло 734. При этом 2022-й стал рекордным годом по количеству проектов, запущенных в производство, о чем сообщает Telegram-канал «Новости кинопроизводства».
В 2022-м проектов запускалось больше, чем индустрия, с учетом имеющегося у нее ресурса, способна произвести. Возникло «бутылочное горлышко» на ресурсоемких этапах продакшена и пост-продакшена. В условиях ограниченного ресурса рынка усилились инфляция и конкуренция бюджетов, — говорится в исследовании. |
В 2023 году наметилась оптимизация запусков проектов, тогда как многие телеканалы снизили активность из-за сокращения рекламных бюджетов. В результате, наиболее заметно сократились запуски в категории мини-сериалов и телефильмов до пяти серий — почти на 40 проектов по сравнению с 2022-м (с 245 до 207). Вместе с тем в категории сериалов с шестью и более сериями в годовом исчислении зафиксирован рост количества проектов — с 312 до 327. Число запусков полнометражных кинофильмов в 2023 году составило 316 против 313 годом ранее. Таким образом, говорят авторы исследования, в 2023-м наметилось начало стагнации российского рынка кинопроизводства.[5]
Назван топ-5 крупнейших дистрибуторов кино в России
В начале февраля 2024 года стали известны крупнейшие дистрибуторы кино в России в 2023 году. По результатам исследования компании Wanta Group, лидером рынком признана компания «Централ Партнершип».
Кроме ЦШП, в пятерку лидеров вошли «НМГ Кинопрокат», «Вольга», «Атмосфера кино» и «Наше кино». Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», отмечают, что в сборах дистрибуторам существенно помогает молодежная программа льготной продажи билетов «Пушкинская карта».
Сборы ЦПШ значительно выросли – 13,9 млрд рублей против 4,1 млрд рублей в 2022-м году. Доля компании на рынке при этом увеличилась в два раза и теперь составляет 46%, в то время как данный показатель в 2022-м году составлял 21,5%. В 2023 году ЦПШ отработало 25 релизов, самыми кассовыми из них стали фильмы «Чебурашка» (6,8 млрд рублей по данным «Бюллетеня кинопрокатчика») и «Вызов» (2,1 млрд рублей).
Второе место на рынке занял «НМГ Кинопрокат» (входит в Национальную медиагруппу) с долей рынка в 14,5%. Общие сборы от фильмов компании составили 4,4 млрд, среди самых удачных проектов – фильм «По щучьему веленью» (2,5 млрд рублей). Независимый дистрибутор «Вольга», занимавший второе место в 2022-м году, в 2023-м году опустился на третье место со сборами в 2,8 млрд рублей. Ни один релиз «Вольги» по итогам года не вошел в двадцатку самых кассовых фильмов проката в 2023-м году.
2023-й год стал первым годом после начала специальной военной операции на Украине, когда весь топ-5 дистрибуторов заняли российские компании. Компании «Атмосфера кино» и «Наше кино» заняли четвертое и пятое места, выместив тем самым компании Universal Pictures International и Sony Pictures Productions and Releasing (SPPR).
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», предполагают, что тренд продолжится и ЦПШ будет доминировать на российском рынке, а их доля составит как минимум 30%.
Предпосылок к тому, что это изменится, нет, учитывая, как ударно они начали год с «Бременскими музыкантами» (2,8 млрд руб. на 4 февраля) и «Холопом-2» (3,7 млрд руб. на 4 февраля), по сути соревнуясь сами с собой - отметил главный редактор «Кино-театр.ру» Жан Просянов.[6] |
Путин поручил обеспечить поддержку российского ПО для кинопроизводства
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. Одно из них, как сообщается на сайте Кремля, касается поддержки разработчиков программного обеспечения для отечественной киноиндустрии. Подробнее здесь.
Путин поручил создать в Москве особую экономическую зону в сфере киноиндустрии
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. Одно из них, как сообщается на сайте Кремля, создание в Москве особой экономической зоны в сфере киноиндустрии — международного кинокластера. Подробнее здесь.
2022
Минкульт: Господдержка российского кино достигла 14,9 млрд рублей
В 2022 году государственная поддержка российского кино достигла 14,9 млрд рублей. В частности, средства пошли на производство фильмов и модернизацию кинозалов, сообщила 21 июня 2023 года министр культуры РФ Ольга Любимова. По ее словам, поддержку также оказали 59 международным и российским кинофестивалям.
Глава Министерства культуры РФ сообщила, что в 2022 году при финансовом содействии государства в производство было запущено 406 отечественных фильмов, а 111 картин вышли в прокат при поддержке ведомства и Фонда кино. Общая сумма кассовых сборов российских фильмов по итогам 2022-го, как сообщила Любимова, составила 12,3 млрд рублей. Отечественное кино в 2022 году посмотрели более 46 млн человек, передает агентство ТАСС.
Кроме того, Ольга Любимова отметила, что продолжается оцифровка кинофильмов Госфильмофонда. В 2022 году оцифровано свыше 2,5 с тыс. фильмов, а за период реализации программы - более 12,5 фильмовых материалов, рассказала она.
Помимо этого, Любимова сообщила, что выдающимся деятелям культуры и искусства в 2022 году направили около 300 млн рублей в качестве премий.
Было предоставлено 4 тыс. государственных стипендий выдающимся деятелям культуры и искусства в объеме 288 млн рублей, — рассказала министр культуры РФ. |
Кроме того, по ее словам, стипендии получили молодые (до 35 лет) деятели культуры и искусства. Ежегодно Минкультуры предоставляет 100 стипендий в размере 20 тыс. рублей в месяц для привлечения их к работе в региональных учреждениях культуры. На эти цели было выделено 27 млн рублей.
Также она добавила, что в 2022 году было определено пять лауреатов премии правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в размере 500 тыс. рублей каждая.[7]
Российские фильмы заработали в зарубежном прокате $17,1 млн
В 2022 году доходы российских фильмов в зарубежном кинопрокате составили $17,1 млн, что на 6% меньше, чем годом ранее ($18,2 млн), но сразу в 3 раза меньше показателя 2019 года ($52,5 млн), когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19. Об этом свидетельствуют данные издания «Бюллетень кинопрокатчика», которые были опубликованы «Ведомостями» 6 марта 2023 года.
В публикации говорится, что в 2022 году за рубежом работали 62 полнометражные отечественные кинокартины, практически столько же, сколько в 2021-м (63 фильма). В России сборы по итогам 2022 года упали на 41,9% до 23,7 млрд рублей. Такое снижение обусловлено тем, что с марта 2022 года голливудские мейджоры перестали выпускать в России свои киноновинки. Именно фильмы американских студий аккумулировали ранее львиную долю российского бокс-офиса, отмечают «Ведомости».
Наиболее прибыльными российскими картинами за рубежом оказались мультфильмы. Лидером по итогам 2022 года оказалась картина «Большое путешествие. Специальная доставка», собравшая 2,6 млн долларов. Следом в этом рейтинге идут «Щелкунчик и волшебная флейта» ($2,4 млн), «Бука. Мое любимое чудище» ($1,7 млн) и «Снежная королева: Зазеркалье» ($1,6 млн). Самой кассовой игровой российской лентой в зарубежном прокате стал фильм ужасов «Ряд 19» ($1,5 млн).
На седьмом месте расположился «Мальчик-дельфин», который в одной только Турции освоил $478 тыс., а всего смог привлечь $728 тыс. Замкнул десятку мультфильм «Пиноккио». Правдивая история», в активе которого $511 тыс.
Самым крупным импортером российского кино в 2022 году стала Италия, где отечественное кино заработало почти $2 млн. Также в тройку лидеров вошли Китай и Мексика. Доля зарубежных сборов относительно кассы отечественного кино в России составила 9,5%. Годом ранее этот показатель составлял 13,1%.[8]
Премьер Мишустин выделил 5,5 млрд рублей на поддержку российского кино
В начале мая 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5,5 млрд рублей на поддержку российского кинематографа. По сообщению пресс-службы кабмина, деньги пойдут на создание более 160 новых фильмов. Среди них будут полнометражные кинокартины для массовой аудитории и для семейного просмотра, неигровое кино и короткометражки, а также дебютные работы начинающих режиссёров, которые только заканчивают обучение в вузах.
В соответствии с распоряжением правительства, 4 млрд рублей из них будут направлены в ppФонд кино]]. Министерству культуры поручено следить за расходованием этих денег и представить доклад в правительство до февраля 2023 года.
Уверен, что новые российские картины найдут своего зрителя, в том числе среди молодёжи. Тем более что билеты на отечественные фильмы теперь можно приобретать благодаря и `Пушкинской карте`, что также станет весомой поддержкой для нашей киноиндустрии, – отметил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 4 мая 2022 года. |
Всего в федеральном бюджете на поддержку кинематографической отрасли в 2022 году предусмотрено свыше 9 млрд рублей. Таким образом, с учётом дополнительно выделенных средств в этом году киноиндустрия получит более 14,5 млрд рублей.
Как напоминает «Коммерсантъ», на фоне российской спецоперации на Украине кинокомпании Walt Disney, Warner Brothers, Sony Pictures и Universal Pictures отменили прокат фильмов в РФ. Стриминговая платформа Netflix приостановила производство российских сериалов и отказалась транслировать федеральные каналы.
Российские кинотеатры уже начали неофициальные показы голливудского кино. Например, в столичном пространстве WIP зрителям показали «Бэтмена» студии Warner Bros. Организаторы сообщали, что это пиратская копия, и назвали премьеру арт-перфомансом и художественным комментарием к уходу иностранных кинокомпаний с российского рынка.[9]
2021: Производство сериалов в России выросло в 1,5 раза
Производство сериалов в России по итогам 2021 года выросло в 1,5 раза. Об этом свидетельствуют данные отраслевого портала kino-teatr.ru, которые были обнародованы 10 января 2022 года.
Согласно статистике, которую приводят «Ведомости», телеканалы и видеосервисы выпустили в 2021 году 229 сериалов (более четырех эпизодов). Премьеры 107 проектов прошли на интернет-платформах. В 2020 году было выпущено 152 проекта, 52 — впервые вышли в сети. Телеканалы все чаще используют для дистрибуции контента модель catch forward: проекты выходят сначала на платформах и лишь затем — в телеэфире.
Отмечается, что контентному буму предшествовал суперуспешный год для видеосервисов с точки зрения темпов роста: по итогам 2020 года совокупная выручка российских онлайн-кинотеатров взлетела на 66% (данные «ТМТ консалтинга»). Свою лепту в успех бизнеса видеосервисов внес пандемийный (пандемия коронавируса COVID-19) спрос на контент в интернете. На развлечения в офлайне постоянно накладывали ограничения, поэтому россияне активно смотрели сериалы и фильмы в сети, говорится в публикации издания.
Платформы позволили создателям, в частности, экспериментировать с форматами, жанрами, смыслами и выпускать те проекты, которые не находили места в сетках эфирных каналов, считает гендиректор «МТС медиа» (управляет видеосервисом Kion) Игорь Мишин. Главный редактор портала kino-teatr.ru Жан Просянов среди причин роста числа сериалов назвал отложенный из-за пандемии выход ряда проектов, около 5–7% от общего количества вышедших сериалов. Другим фактором стало сокращение количества эпизодов выпускаемых сериалов.
На фоне роста спроса на сериалы на 30% в среднем выросла их стоимость — более чем до 25 млн рублей за эпизод. Самые дорогие проекты, например сериал «Вертинский», обошлись почти вдвое дороже, свыше 50 млн рублей за эпизод. [10]
1992
1987: Смерть Андрея Миронова в Риге
В августе 1987 года труппа Театра сатиры находилась с гастролями в Риге. Во время спектакля 14 августа «Женитьба Фигаро» Миронову вдруг стало плохо. Великому актеру, ставшему одним из символов советской эпохи, было всего сорок шесть лет. Подробнее здесь.
1985
1984
1983
1982
1981: Савелий Крамаров эмигрирует в США
31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.
В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Он сыграл роль работника КГБ Бориса.
1977
Премьера фильма "Служебный роман"
26 октября 1977 года, в Москве состоялась премьера фильма Э. Рязанова «Служебный роман». Кинолента стала одной из самых популярных в СССР.
1976
1974
1973
1969
1968
1964
1963: «Три плюс два» по сценарию Сергея Михалкова
1960
№ | Название | Год | Комментарии |
Слепой музыкант | 1960 год | Режиссёр: Татьяна Лукашевич. В главных ролях: Борис Ливанов и Василий Ливанов |
1949
1947
1945
Основная статья: Вторая мировая война
1943
№ | Название | Год | Комментарии | |
Она сражалась за Родину | 1943 год | |||
Во имя Родины (Русские люди) | 20 июля 1943 г. | Режиссёры Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев по пьесе Константина Симонова «Русские люди» (1942) | ||
Воздушный извозчик | 1943 г | Режиссёр Герберт Раппопорт |
1942
№ | Название | Год | Комментарии |
Секретарь райкома | 1942 год |
1936: "Цирк" Григория Александрова
1928
1927: Фильм «Октябрь»
1919: Переход кинематографа в ведение Народного комиссариата просвещения
27 августа 1919 года был подписан документ под названием «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения».
С этого времени вся фото— и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее День советского кино переименовали в День кино.
Немое кино Российской империи
1915
- "Миражи" (режиссёр Пётр Чардынин).
- "Тени греха" (режиссёр Пётр Чардынин). Съёмки финальной сцены в Нескучном саду в Москве.
1914
Начало Первой мировой войны удаляет с рынка фильмы Германии и Австрии. Картины стран-союзников с трудом попадают в Россию. Отечественный кинематограф остаётся вне конкуренции.
- "Кормилица" (режиссёр Петр Чардынин)
- "Ты помнишь ли?" (режиссёр и исполнитель роли писателя Нильского - Петр Чардынин)
1913
- "Домик в Коломне" по произведению А.С.Пушкина. Режиссёр: Пётр Чардынин, оператор: Владислав Старевич, основоположник объёмной мультипликации.
- "Братья" (режиссёр Пётр Чардынин)
- "Воцарение дома Романовых" (режиссёры Василий Гончаров и Пётр Чардынин)
1911
- "Василиса Мелентьевна" (режиссёр и исполнитель роли князя Воротынского - Пётр Чардынин)
- "Евгений Онегин" (режиссёр и исполнитель роли Онегина - Пётр Чардынин).
1910
- "Пиковая дама" (режиссёр Пётр Чардынин)
- "Вадим" по Лермонтову (режиссёр Пётр Чардынин)
- "Идиот" (режиссёр Пётр Чардынин)
1909
- "Василий Орша" (режиссёр и исполнитель роли отца Петр Чардынин).
"Ухарь-купец" французских постановщиков и Василия Гончарова
"Ухарь-купец" - первый цветной (раскрашенный от руки) фильм, снятый в России. Обнаружен в 2022 году. Картину ставили французские постановщики и роль Василия Гончарова не совсем ясна.
"Мазепа", "Драма в Москве" и "Ванька-ключник" Василия Гончарова
В 1909 г вышли на экраны "Русская свадьба XVI века" и "Драма в Москве" Василия Гончарова, "Ванька-ключник" - киноиллюстрация одноименной русской песни и "Мазепа" по поэме Пушкина "Полтава".
"Чародейка" Василия Гончарова и Петра Чардынина
28 октября 1909 г состоялась премьера фильма «Чародейка», снятого по отдельным сценам из одноимённой трагедии И. В. Шпажинского. До 2023 года считался утерянным, пока не был найден и опубликован на YouTube.
Пётр Чардынин также исполняет роль князя.
"Мёртвые души" и "Женитьба" Петра Чардынина
Из воспоминаний Петра Ивановича Чардынина:
"Зимой, к наступающим гоголевским празднествам, я снял отрывки из "Мёртвых душ" и "Женитьбы" (оба фильма не сохранились). Это был первый и единственный год без конкуренции. Со следующего заработало много фирм, и все заграничные начали снимать русские сюжеты, так как наша конкуренция была им не по нутру."
Сам Пётр Чардынин в "Мёртвых душах" играл Ноздрёва.
Известно, что фильм "Мёртвые души", комедия в пяти сценах по мотивам одноимённой поэмы Н. В. Гоголя, впоследствии использовали актёры-декламаторы Ждановы, «озвучивая» его показ репликами персонажей.
"Власть тьмы" - режиссёрский дебют Петра Чардынина
"Власть тьмы" - режиссёрский дебют Петра Чардынина - был снят в 1909 году. Фильм не сохранился.
"Смерть Иоанна Грозного" Василия Гончарова. Актёрский дебют Якова Протазанова
В 1909 г состоялась премьера немого фильма "Смерть Иоанна Грозного" Василия Гончарова по мотивам пьес А.К.Толстого. Актёрский дебют Якова Протазанова.
"Песнь купца Калашникова" Ханжонкова
"Песнь купца Калашникова" Александра Ханжонкова, 1908 г. Композитор М.М.Ипполитов-Иванов. Фильм не сохранился.
1908
"Русская свадьба XVI века" режиссёра Василия Гончарова, Чардынин в роли отца
В 1908 г был снят немой фильм "Русская свадьба XVI века" режиссёра Василия Гончарова.
Сюжет этой «исторической картины в пяти сценах» представляет собой краткое изложение романтической мелодрамы: молодой боярин на дороге случайно опрокидывает встречную повозку, в которой едет боярышня, которая, к счастью, не пострадала. Расставшись с ней, он приезжает домой, где родители хотят его обвенчать с девушкой, которую он не должен до свадьбы видеть. После венчания невеста снимает фату и боярин узнаёт незнакомку, с которой судьба свела его на дороге.
Актёрский дебют Петра Чардынина (настоящая фамилия Красавчиков) в роли отца.
Снято на сцене Введенского народного дома, одном из десяти Народных домов Москвы, построенных по решению Правительства Российской империи в окраинных промышленных районах города с целью просвещения населения.
Первый российский игровой фильм - «Понизовая вольница» или «Степан Разин»
В 1908 году российская публика увидела первый отечественный игровой фильм — восьмиминутную ленту Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» (или «Степан Разин»). Композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Так началось стремительное развитие нового вида искусства — кинематографа. Оператор фильма - Александр (Абрам Иосифович) Дранков, после революции снимал порнофильмы в Ялте, а позже иммигрировал в Константинополь и затем в США.
Примечания
- ↑ В 2022 году в прокате окупился лишь один поддержанный Фондом кино фильм
- ↑ Сколько зарабатывают кинематографисты в России?
- ↑ Рост и развитие российской киноиндустрии
- ↑ Анализ рынка кинопроизводства (киностудий) в России
- ↑ Запуски российских фильмов и сериалов в производство в 2023-м не превысили объёмы 2022-го
- ↑ Россия прокатила
- ↑ Общий объем господдержки российского кино в 2022 году составил 14,9 млрд рублей
- ↑ Экспортные сборы российских фильмов в 2022 году почти не снизились
- ↑ Правительство выделило ещё 5,5 млрд рублей на поддержку российской кинематографии
- ↑ Производство сериалов в России выросло в 1,5 раза