Константин Буханов: Для рынка ERP-систем наступает интересное время
В последние годы инвестиции компаний в ERP-решения несколько сократились. Связано это во многом с геополитическими факторами и опасениями компаний на слаборастущем российском рынке. По данным Федеральной службы статистики, индекс промышленного производства (ИПП) в России за I квартал 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составил 101,4 %. В такой ситуации, при ограничении рынков сбыта, компании сокращают инвестиции, что «бумерангом» отражается на развитии ERP-системы, если таковая существует в компании. О перспективах ERP рынка в столь сложных условиях TAdviser побеседовал с Константином Александровичем Бухановым, генеральным директором компании SKYRISE.
Каталог ERP-решений, интеграторов и внедрений доступен на TAdviser
Константин Буханов: Понимаете, я бы сейчас не стал сгущать краски, хоть 2014 год и не показал существенного роста в развитии решений ERP. Уже можно за 9 месяцев подвести предварительные итоги, так что могу сказать, что SKYRISE в этом году по обороту не опустится ниже уровня 2013 года. Однако, мы занимаемся внедрением исключительно продуктов компании SAP, поэтому возможно у партнеров других вендоров может наблюдаться другой тренд. Особенно с учетом последних разговоров об импортозамещении, в том числе и в программном обеспечении. Но основываясь на текущих переговорах, я могу с уверенностью сказать, что 2015 год должен показать уверенный рост – порядка 40-50 процентов в объемах человеко-часов, которые клиенты заказывают у нас.
TAdviser: Вы затронули тему импортозамещения в программных продуктах – видите ли вы в этом проблему?
Константин Буханов: Как проблему – не вижу. Точнее, я понимаю озабоченность крупного и среднего российского бизнеса, в случае если иностранные производители программных продуктов откажутся от поддержки и развития решений, но в тоже время при реализации этого сценария, сами же разработчики серьезно пострадают, вплоть до закрытия некоторых компаний. Стратегия «проиграть – проиграть» невыгодна никому. И сейчас уже иностранные производители ПО предпринимают некоторые шаги для того, чтобы обойти запреты. Хотя мы понимаем, что сценарий по замещению внедрённых решений возможен, и в этом случае российским ИТ-производителям будет дан хороший шанс. Но в любом случае это вопрос нескольких лет.
TAdviser: Хорошо, а если затронуть иностранные компании в России, которые уже инвестировали в свои ERP-решения, какие могут быть перспективы развития для них в 2015 году?
Константин Буханов: Мы, внедряя решения на базе SAP ERP, сталкиваемся со следующими стратегиями развертывания систем. Есть иностранные компании, у которых имеется своя команда специалистов по SAP. В этом случае развёртывание системы происходит силами данной команды, а вся российская специфика, которой, кстати, довольно много, делается нами. В этом разрезе никаких существенных изменений в подходе в 2015 году я не вижу, и поэтому, запросы уже поступают. Мы накопили огромный опыт такой совместной работы и, в отличие от остальных конкурентов, «облака не раскрашиваем». Здесь нам есть чем гордиться. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Отмечу, что есть клиенты, у которых SAP ERP внедрен в заграничной штаб-квартире, но при этом в России используют локальные решения: 1С, например. В этом случае, переход на единую систему может быть отложен на какое-то время ввиду геополитических или иных факторов. Но, как нам видится, рано или поздно замена всё равно произойдет. Поэтому и здесь мы надеемся на рост в 2015 году.
Есть один важный нюанс. Иностранным компаниям зачастую очень тяжело понять столь детальный российский финансовый учет. Количество печатных форм, бумаг и документов, которые должны быть обязательно пописаны и пропечатаны – зашкаливает. Поэтому мы всегда рекомендуем работать с локальными поставщиками ERP для того, чтобы удешевить внедрение. И сейчас нам доверяют такие компании как Magna, Mazda, Volvo, Sun InBev, De’Longhi, а также другие иностранные компании-лидеры в своих отраслях.
Повторюсь: конечно, иностранным компаниям сейчас очень тяжело принимать решения об инвестициях в российские представительства в виду неоднозначных перспектив местного рынка, но всё же надеюсь, что это временно.
TAdviser: Скажите, а Вы всегда при внедрении решений SAP ERP ориентируетесь на собственные ресурсы или привлекаете сотрудников со стороны?
Константин Буханов: Хороший вопрос. Конечно, с одной стороны, мы закрываем все позиции собственными консультантами. У нас очень опытная команда. Но бывают ситуации, когда мы обращаемся на рынок фриланса. Оттуда мы привлекаем специалистов только на специфические позиции, по которым у нас нет постоянных сотрудников, например – управление недвижимостью (SAP Real Estate). Я сам в 2002 году работал консультантом по контроллингу, а в 2006 начал работать как фрилансер. И, поверьте, тогда я был уже достаточно опытным специалистом. Сейчас же, в виду того, что последнее время рынку не хватало ресурсов, образовалось огромное количество неквалифицированных консультантов, которые почему–то думают, что они достойны зарабатывать 10 000 евро в месяц. Хотя при проведении интервью только 1 из 10 оказывается хорошим кандидатом. Проблему могли бы решить агентства-посредники, которые могли бы проводить собеседование и рейтинговать претендентов. Они, кстати, забирают 15-25 % от дохода фрилансера. Но в России профессиональных агентств практически нет, и я бы не рекомендовал с ними работать. Иностранные агентства, на мой взгляд, лучше, но так как они не резиденты – то тут могут быть сложности с документооборотом, хотя это не большая проблема. Кстати, SKYRISE в следующем году откроет данное направление бизнеса.
TAdviser: А какие еще продукты сейчас представляют интерес для ваших клиентов?
Константин Буханов: Должен сказать, что сейчас акцент на рынке во многом сместился. То есть всё чаще и чаще клиентам необходимо не внедрение базовой ERP-системы, а разворачивание дополнительных компонентов, таких как CRM, SRM, WMS (EWMS), мобильных решений, интернет-маркетинга. Здесь есть над чем поработать, и сейчас мы готовим так называемые пакетные решения для быстрого и недорогого внедрения. Есть в таком подходе и минусы, но мы заранее их обговариваем индивидуально. Пока мы впереди наших конкурентов и, надеюсь, лидерство сохраним. С другой стороны – клиенты стали очень разборчивы, и иногда требования значительно, я хотел бы здесь подчеркнуть слово значительно, превышают бюджеты, выделяемые на данные решения. Знаете, есть такая шутка, что клиент должен выбрать в проекте следующие два параметра из трех: Время, Стоимость, Качество. Третий же параметр останется непредсказуемым.
TAdviser: Ну и в завершении, чтобы Вы еще хотели сказать нашим читателям?
Константин Буханов: Сейчас очень интересное время. Я оптимистично смотрю на рынок ERP–решений. Нам приходится постоянно повышать качество наших услуг и предлагать нашим клиентам лучшее. Я сам прошел путь от SAP-консультанта до директора компании и поэтому, в отличие от топ-менеджеров многих конкурентов, могу детально обсуждать нюансы внедрения и понимаю все плюсы и минусы тех или иных решений. В ближайшие 3 месяца компании будут верстать бюджеты, а тогда будет четко понятен объем предстоящий инвестиций. Я знаю, что это только начало, и предлагаю хорошо поработать. Тогда можно будет точно управлять ожиданиями и достичь планируемых показателей, не озираясь на трудности, потому что они будут всегда.
Нашим же потенциальным клиентам могу сказать лишь одно: если требуется комфортный консалтинг – Вам в SKYRISE.