2024/11/19 10:45:24

Корпоративные социальные сети (КСС)


Содержание

Функции КСС

Сокращение «текучки» кадров

Корпоративная соцсеть так же, как полис ДМС, бесплатные фитнес и обеды, – показатель заботы о сотруднике, признание его ценности. Это в некоторой степени гарантирует приток специалистов высокого класса, нацеленных на долгосрочное сотрудничество. При этом они готовы работать за оклад даже чуть ниже рыночного. Другая весомая функция социальной сети – быстрая адаптация новичков за счет возможности оперативного поиска нужной информации без участия наставника. Карточки сотрудников, корпоративная структура, офисные традиции, режимные моменты, рабочие процедуры – ответы на эти вопросы легко найти в КСС.

Снижение уровня стресса

Низкая эффективность работы каждого сотрудника, вызванная стрессом от ежедневных нагрузок, выливается в низкую эффективность бизнес-процессов. Каждый работник в течение дня должен иметь возможность отвлечься от выполнения должностных обязанностей – например, пообщаться с коллегами. Социальная сеть позволяет сделать это внутри компании, при этом сотрудник «не выключается» из рабочего процесса.

Формирование открытой среды

В крупных компаниях, особенно с большим количеством географически распределенных филиалов, иногородние подразделения часто не в курсе, что происходит в головном офисе. Сотрудники практически незнакомы друг с другом, нет сплоченности, нет коллектива, нет мотивации. Корпоративная соцсеть создает общее пространство, в котором каждый может пообщаться с коллегой, обменяться опытом, где бы тот ни находился. Кроме того, система оповещений мгновенно доносит всю важную информацию о событиях в компании до каждого работника. Открытая среда позволяет повысить эффективность работы компании. Каждый сотрудник, каждый отдел чувствует себя частью коллектива, четко представляет, как его действия соотносятся с действиями коллег. Например, внедрение корпоративной социальной сети корпорацией Procter&Gamble, количество сотрудников которой насчитывает 140 тысяч человек в 160 странах, помогло существенно повысить производительность по географически распределенным проектам.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

Создание быстрых коммуникаций

Корпоративный портал или электронная почта не способны ускорить коммуникации между сотрудниками. К тому же люди избегают общения в рабочих «инструментах» чисто психологически. В корпоративной же соцсети, созданной по образу и подобию всем хорошо знакомых классических соцсетей, сотрудники контактируют значительно легче, постепенно перенося в КСС решение рабочих вопросов. Сокращается время на обсуждение проектов и их согласование.

Формирование информационной базы

В КСС весь создаваемый пользователями контент – кейсы, контактная информация по клиентам, обсуждения проектов – формирует уникальную информационную базу, которая остается в открытом доступе даже после увольнения того или иного сотрудника. Конечно, с точки зрения хранения информации корпоративный портал удобнее, но на нем обычно публикуются официальные сведения – образцы документов, распоряжения и т.д. Сеть же более гибкая, она собирает и хранит массу неофициальных данных, выкладываемых пользователями.

Снижение риска утечки данных

Корпоративная соцсеть снижает риск утечки важной информации в компании, поскольку сотрудники перестают общаться по работе в обычных соцсетях или мессенджерах. Последствия утечки данных могут быть самыми неприятными – от разрыва отношений с контрагентами до потери прибыли или доли рынка. С внедрением корпоративной соцсети становится маловероятным, чтобы кто-то из коллег по недоразумению или глупости опубликовал в них что-то очень важное для компании. Все общение на рабочие темы ведется в КСС, следовательно, риск утечки становится минимальным, поскольку корпоративные соцсети имеют очень высокий уровень защиты.

Еще один момент – возможность свободного общения руководства с подчиненными через закрытый канал по поводу важных шагов, осуществляемых компанией. Особенно это касается компаний с развитой сетью филиалов.

ROI?

По мнению[1] аналитиков из Yammer, если заказчик интересуется, какова будет материальная отдача от внедрения социальной сети, значит, он не вполне правильно понимает ее суть, которая в первую очередь состоит в поддержке трансформации компании.

Внедрение корпоративной социальной сети (КСС) способно изменить крайне важные для развития и процветания бизнеса процессы и механизмы. Речь идет о вовлеченности сотрудников, сплоченности коллектива, уменьшении времени на обучение и адаптацию персонала. Кроме того, КСС минимизируют затраты рабочего времени на поиск нужной информации, способствуют оптимальному выстраиванию рабочего процесса[2].

Аналитики из Gartner утверждают[3], что оценку окупаемости соцсетей нельзя проводить по алгоритмам, применимым к другим ИТ-продуктам для бизнеса. Эффективность КСС должна начинаться с анализа косвенных показателей: числа сотрудников, зарегистрировавшихся в сети, количества опубликованных постов, созданных событий и комментариев. Если динамика растущая, можно сделать вывод о том, что сотрудники считают сеть полезной. Подтверждением данного факта может также стать уменьшение числа внутренних почтовых сообщений в корпоративной почте. Только после того, как вы убедились в работоспособности нового инструмента в вашей компании, можно приступать к оценке эффективности КСС по основным задачам внедрения.

2023: Объем рынка корпоративных социальных сетей за год вырос на 13% и превысил $5 млрд

В 2023 году расходы в сфере корпоративных социальных сетей достигли примерно $5,15 млрд. Показатель предыдущего года, когда затраты оценивались в $4,57 млрд, превышен почти на 13%. Об этом говорится в исследовании Market Research Future, результаты которого представлены в середине ноября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка названо внедрение удаленной и гибридной моделей работы, которые увеличивают потребность в эффективных средствах коммуникации и коллективного взаимодействия. В таких условиях корпоративные соцсети предоставляют сотрудникам различные возможности для связи друг с другом, обмена различными данными и координации действий. Эти платформы помогают пользователям общаться в режиме реального времени, независимо от местонахождения: все, что для этого нужно, — доступ в интернет. Дополнительным положительным эффектом является снижение коммуникационных барьеров и повышение командного духа.

Другими стимулирующими факторами названы переход к облачным решениям и продолжающаяся цифровая трансформация предприятий. Перенос рабочих нагрузок в облако устраняет затраты на развертывание локальной инфраструктуры и обслуживание, а экономическая выгода от бесшовной интеграции с другими облачными приложениями помогает улучшить бизнес-процессы. В результате, организации получают возможность работать более эффективно, улучшать удовлетворенность клиентов и получать конкурентные преимущества. Кроме того, благодаря использованию корпоративных соцсетей формируется эффективная и гармоничная рабочая среда, предоставляющая сотрудникам возможность оставаться на связи со своими коллегами, делиться опытом и вносить вклад в цели компании.

Развитию рынка также способствуют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения: организации применяют эти решения для улучшения пользовательского опыта и автоматизации задач. Ключевыми игроками отрасли названы:

Сегментация рынка корпоративных соцсетей по вертикалям включает здравоохранение, финансовые услуги, производство, технологии и государственное управление. Первый из перечисленных сегментов в 2023 году занял наибольшую долю из-за растущей потребности в сотрудничестве и общении между врачами и специалистами в области медицинского обслуживания. Финансовые услуги — еще один крупный сектор, где корпоративные соцсети используются для безопасного общения и взаимодействия с клиентами. С географической точки зрения доминирует Северная Америка, что обусловлено высоким уровнем внедрения передовых технологий и присутствием крупных игроков. Далее следуют Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, где фиксируется существенный рост.

По типу развертывания выделяются облачная и локальная модели. Первая пользуется большей популярностью в связи с рядом преимуществ, таких как масштабируемость, гибкость и экономическая эффективность. С другой стороны, локальное развертывание предоставляет компаниям больший контроль над безопасностью своих данных и настройками.

По итогам 2024 года выручка в сегменте корпоративных социальных сетей оценивается в $5,8 млрд. Аналитики Market Research Future полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) составит 12,62%. В результате, к 2032 году затраты в глобальном масштабе могут увеличиться примерно до $15 млрд.[4]

2020: Половина топ-менеджеров крупных мировых компаний удалились из социальных сетей

18 февраля 2020 года стало известно, что почти половина топ-менеджеров крупных мировых компаний удалились из социальных сетей, опасаясь взломов и утечек личной информации.

Кроме того, руководители попросили подчинённых убрать свои контакты из открытого доступа. Массовый отток бизнесменов из соцсетей начался после скандала со взломом основателя Amazon Джеффа Безоса. В СМИ появилась информация о его романе с телеведущей Лорен Санчес. Миллиардер обвинил в утечке брата любовницы Майкла.

На бизнесменов влияют разговоры о том, что мир приватности уходит в небытие, уверен консультант по интернет-безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий.

«
Отключение или удаление своего аккаунта из одной соцсети проблему не решит, потому что мы оставляем свою информацию в интернет-банках, при заказе продуктов, использовании услуг мобильной связи. К сожалению, невозможно полностью уйти из онлайн-пространства и закрыть слив информации о себе, он будет происходить дальше, — сказал эксперт.
»

В феврале 2020 года основатель Tesla Илон Маск призвал подписчиков удалиться из Facebook и назвал социальную сеть «отстоем»[5].

2015: Аналитики: 80% социальных сетей в бизнесе не эффективны

Корпоративные социальные сети в будущем станут главным коммуникационным каналом для замечаний и принятия решений относительно работы, производимой компаниями, считают эксперты Gartner[6].

Тем не менее, по мнению экспертов, 80% социальных инициатив бизнеса в этой области не увенчаются успехом в период до 2015 года, в первую очередь из-за неадекватных решений руководства и чрезмерного акцента на технологии.

Аналитики напоминают руководителям, что парадигма использования социальных инструментов в бизнесе кардинально отличается от парадигмы использования информационных систем типа ERP или CRM.

Социальные инструменты нельзя заставить использовать, они должны быть встроены в процессы органически. Поэтому задача инициаторов и руководителей таких проектов состоит не в том, чтобы определить, какую именно технологию использовать. Прежде всего необходимо понять, как социальные инициативы могут улучшить работу как простых сотрудников, так и менеджеров.

По прогнозам Gartner, к 2016 году 50% крупных организаций будут иметь внутренние социальные сети типа Facebook, и 30% из них будут столь же естественно включены в бизнес-процессы, как сегодня электронная почта и телефония в большинстве компаний.

В 2017 году большинство новых приложений для пользователей будут представлять собой синтез социальных, мобильных технологий, а также будут активно использовать геймификацию. Эти «три кита» уже активно проявляют себя на рынке систем для конечных пользователей. Вместе они позволят увеличить привлекательность, юзабилити и эффективность использования таких решений.

Смотрите также

Примечания