Содержание |
Основные статьи:
Список произведений на основе издания "М. И. Глинка: Полное собрание сочинений" В.Шебалин, С.Павчинский, Издательство "Музыка", Москва (1955–1973).
Жанр | Дата | Название на рус. | Название на англ. | Инструменты | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
Stage | 1834–1836 | Жизнь за царя | A Life for the Tsar | Опера в 5 актах, новая версия (1837) 4 акта и эпилог. Название в СССР - Иван Сусанин. | |
Stage | 1836 | Ария с хором для драмы К. А. Бахтурина «Молдаванка и цыганка, или Золото и кинжал» | Aria with Chorus for Konstantin Bakhturin's Play "The Moldavian Girl and the Gypsy Girl" | ||
Stage | 1837–1842 | Руслан и Людмила | Ruslan and Lyudmila | Опера в 5 актах по сказке Александра Пушкина; 2-я версия 1846 г | |
Stage | 1840 | Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский». 1. Увертюра 2.Вступление ко второму действию 3.Еврейская песня 4.Песня Ильинишны 5.Вступление к третьему действию 6.Сон Рахили 7.Вступление к четвертому действию 8.Вступление к пятому действию. | Prince Kholmsky | Для оркестра. 3,4,6 для голоса и оркестра. Incidental music for the tragedy by Nestor Kukolnik | |
Stage | 1841 | Тарантелла | Tarantella | for narrator, chorus and orchestra | Слова Ивана Петровича Мятлева |
Оркестр | 1822–1826? | Увертюра ре мажор | Overture in D major | for orchestra | |
Оркестр | 1822–1826? | Увертюра соль минор | Overture in G minor | for orchestra | |
Оркестр | 1823? | Анданте кантабиле и рондо ре минор | Andante cantabile and Rondo in D minor | for orchestra | |
Оркестр | 1824? | Симфония B-dur | Symphony in B flat major | for orchestra | unfinished |
Оркестр | 1834 | Симфония на две русские темы | Symphony on Two Russian Themes in D minor | for orchestra | unfinished; завершение и оркестровка Виссариона Шебалина |
Оркестр | 1839, 1856 | Вальс-фантазия | Waltz-Fantasia in B minor | for orchestra | a.k.a. Valse-Fantaisie; original version for piano (1839); orchestrated in 1845 (lost); reorchestrated in 1856 |
Оркестр | 1845 | Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» | Spanish Overture No. 1 "Capriccio Brilliante on the Jota Aragonesa" | for orchestra | |
Оркестр | 1848 | Камаринская | Kamarinskaya, Scherzo / Fantasia on Two Russian Themes | for orchestra | arranged for piano 4-hands (1856) |
Оркестр | 1848 | Recuerdos de Castilla | Recuerdos de Castilla | for orchestra | first version of Spanish Overture No. 2 |
Оркестр | 1851 | Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» | Spanish Overture No. 2 "Recollection of a Summer Night in Madrid" | for orchestra | a.k.a. Souvenir d'une nuit d'été à Madrid |
Оркестр | 1855 | Польский | Polonaise on a Spanish Bolero Theme in F major | for orchestra | |
Оркестр | Concerto | Concerto in E major | for orchestra | unfinished | |
Камерная музыка | 1823? | Септет | Septet in E major | for oboe (or clarinet), horn, bassoon, two violins (or violin and viola), cello and double bass | |
Камерная музыка | 1824 | Квартет D-dur | String Quartet in D major | for 2 violins, viola and cello | |
Камерная музыка | 1825–1828 | Соната для фортепьяно и альта | Sonata in D minor | for viola and piano | unfinished (2 movements only); movement II completed by Vadim Borisovsky in 1932 and Bart Berman in 1999 |
Камерная музыка | 1830 | Квартет фа мажор | String Quartet in F major | for 2 violins, viola and cello | also arranged for piano 4-hands |
Камерная музыка | 1832 | Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» В. Беллини | Divertimento Brilliante on Themes from Vincenzo Bellini's Opera "La sonnambula" in A major | for piano with 2 violins, cello and double bass | also for 2 pianos 6-hands |
Камерная музыка | 1832 | Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета ми-бемоль мажор | Grand Sextet in E major | for 2 violins, viola, cello, double bass and piano | a.k.a. Gran sestetto originale |
Камерная музыка | 1832 | Серенада на некоторые мотивы из оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти | Serenade on Themes from Gaetano Donizetti's Opera "Anna Bolena" in E major | for piano, harp, bassoon, horn, viola, cello and double bass | |
Камерная музыка | 1832 | Патетическое трио | Trio Pathétique in D minor | for clarinet, bassoon and piano (or violin, cello and piano) | |
Piano | 1822 | Вариации на тему Моцарта | Variations on a Theme from Mozart's Opera "The Magic Flute (Die Zauberflöte)" in E flat major | for piano or harp | |
Piano | 1824? | Вариации на собственную тему | Variations on an Original Theme in F major | for piano | |
Piano | 1826 | Вариации на русскую песню «Среди долины ровныя» | Variations on a Russian Song "Among the Gentle Valleys" in A minor | for piano | |
Piano | 1826 | Вариации на романс «Benedetta sia la madre» | Variations on the Song "Benedetta sia la madre" in E major | for piano | |
Piano | 1826 or 1827 | Вариации на тему из оперы «Фаниска» Л. Керубини | Variations on a Theme from Luigi Cherubini's Opera "Faniska" in B major | for piano | |
Piano | 1826? | Французская кадриль | 5 New French Contradances | for piano | a.k.a. 5 Nouvelles quadrilles françaises |
Piano | by 1828 | Новые контрдансы | 4 New Contradances | for piano | |
Piano | by 1828 | Котильон | Cotillon in B major | for piano | |
Piano | by 1828 | Мазурка G-dur | Mazurka in G major | for piano | |
Piano | 1828 | Ноктюрн | Nocturne in E major | for piano or harp | |
Piano | 1829 | Финская песня | Finnish Song in D major | for piano | |
Piano | 1829 or 1830 | Кавалерийская рысь | Sabre Dance in C major | for piano 4-hands | a.k.a. Trot de cavalerie |
Piano | 1829 or 1830 | Кавалерийская рысь | Sabre Dance in G major | for piano 4-hands | a.k.a. Trot de cavalerie |
Piano | 1830 | Квартет F-dur | String Quartet in F major | for piano 4-hands | version for piano 4-hands |
Piano | 1831 | Прощальный вальс | Farewell Waltz in G major | for piano | a.k.a. Valse d'adieux |
Piano | 1831 | Блестящее рондо на темы из оперы «Монтекки и Капулетти» В. Беллини | Rondo Brillante on Themes from Vincenzo Bellini's Opera "Capuleti e i Montecchi" in B major | for piano | |
Piano | 1831 | Блестящие вариации на тему из оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти | Variations Brillante on a Theme from Gaetano Donizetti's Opera "Anna Bolena" in A major | for piano | |
Piano | 1831 | Вариации на две темы из балета «Киа-Кинг» | Variations on Two Themes from the Ballet "Chao-Kang" in D major | for piano | Chao-Kang, Ballet-Pantomime in 3 acts and epilogue (premiered 1834 at Salle Ventadour); choreography by Louis Henry; music by Luigi Carlini |
Piano | 1832 | Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» В. Беллини | Divertimento Brilliante on Themes from Vincenzo Bellini's Opera "La sonnambula" in A major | for 2 pianos 6-hands | original for piano with 2 violins, cello and double bass |
Piano | 1832 | Экспромт в форме галопа на тему из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти | Impromptu-Galop on a Theme from Gaetano Donizetti's Opera "L'elisir d'amore" in B major | for piano 4-hands | a.k.a. Impromptu en Galop |
Piano | 1832 | Вариации на тему из оперы «Монтекки и Капулетти» В. Беллини | Variations on a Theme from Vincenzo Bellini's Opera "Capuleti e i Montecchi" in C major | for piano | |
Piano | 1833 | Вариации на романс «Соловей» А. Алябьева | Variations on Alexander Alyabyev's Song "The Nightingale" in E minor | for piano | |
Piano | 1833 или 1834 | Три фуги | 3 Fugues | for piano | |
Piano | 1833 или 1834 | Мазурка | Mazurka in A major | for piano | |
Piano | 1833 или 1834 | Мазурка | Mazurka in F major | for piano | |
Piano | 1834 | Каприччио на русские темы | Capriccio on Russian Themes in A major | for piano 4-hands | |
Piano | 1834–1836? | Патриотическая песня | Patriotic Song in C major | for piano | Музыка использовалась как государственный гимн России с 1990 по 2000 гг |
Piano | 1835? | Мазурка | Mazurka in F major | for piano | a.k.a. "Masurque dédiée à sa femme" |
Piano | 1838 | Контрданс | 5 Contradances | for piano | в некоторых публикациях датируется 1839 годом |
Piano | 1838 | Вальс | Waltz in B major | for piano | |
Piano | 1838 | Вальс (Мелодический вальс) | Waltz in E major | for piano | dated 1839 in some publications |
Piano | 1838 or 1839 | Галопада | Galopade in E major | for piano | |
Piano | 1839 | Монастырка. Новый контрданс | La Conventine, 5 New Contradances | for piano | original for orchestra (утрачено) |
Piano | 1839 | Разлука. Ноктюрн | La Séparation, Nocturne in F minor | for piano | |
Piano | 1839 | Большой вальс | Grand Waltz in G major | for piano | a.k.a. Grande valse; original for orchestra (утрачено) |
Piano | 1839 | Польский | Polonaise in E major | for piano | original for orchestra (утрачено) |
Piano | 1839 | Le Regret, Ноктюрн | Le Regret, Nocturne | for piano | lost |
Piano | 1839 | Вальс-фантазия | Waltz-Fantasia in B minor | for piano | a.k.a. Valse-Fantaisie |
Piano | 1840 | Болеро («О, дева чудная моя») | Bolero in D minor | for piano | |
Piano | 1843 | Тарантелла на русскую тему | Tarantella on a Russian Folk Song in A minor | for piano | Тема: «Во поле береза стояла» (In the Field There Stood a Birch Tree) |
Piano | 1843? | Мазурка | Mazurka in C minor | for piano | |
Piano | 1847 | Привет отчизне | 'A Greeting to My Native Land | for piano | 4 Musical Essays 2. Barcarolle 3. a.k.a. Prière; choral version (1855); after the poem Михаила Лермонтова 4. a.k.a. Thème écossais varié; theme: The Last Rose of Summer |
Piano | 1849 | Полька | Polka in D minor | for piano | |
Piano | 1852 | Мазурка | Mazurka in C major | for piano | |
Piano | 1852 | Полька | Polka in B major | for piano 4-hands | conceived in 1840 |
Piano | 1854 | Детская полька | Children's Polka in B major | for piano | a.k.a. Polka Enfantine |
Piano | 1855? | Las Mollares. Андалузский танец | Las Mollares, Andalusian Dance in G major | for piano | |
Piano | Leggieramente | Leggieramente in E major | for piano | published 1969 | |
Piano | Мазурка | Mazurka in A minor | for piano | ||
Choral | 1826 | Пролог на кончину императора Александра I и восшествие на престол Николая I | Prologue on the Death of Emperor Alexander I and the Accession to the Throne of Nicholas I "Pleurons, pleurons sur le russie" | for tenor, mixed chorus, piano and double bass | Cantata; words by Olidor; Слова Ильи Федоровича Тюменева |
Choral | Русская песня | Russian Song | for voice, chorus and piano | Слова Антона Дельвига | |
Choral | 1828 | La notte omai s'appresso | La notte omai s'appresso | for soprano, alto, tenor, bass, mixed chorus and string orchestra | incomplete |
Choral | 1828 or 1834 | A, ignobil core | A, ignobil core | for baritone, male chorus and orchestra | incomplete |
Choral | 1837 | Херувимская | Cherubim's Song in C major | for mixed chorus | Biblical text |
Choral | 1837 | Велик наш бог | Our God Is Great | for mixed chorus and orchestra | Polonaise; слова Владимира Соллогуба и Николая Ивановича Хмельницкого |
Choral | 1838 | Гимн хозяину | Hymn to the Master | for tenor, mixed chorus and orchestra | words by Mykola Markevych |
Choral | 1847 | Заздравная песня | Toasting Song | for voice and chorus | traditional words |
Choral | 1850 | Прощальная песня для воспитанниц общества благородных девиц | Farewell Song for the Pupils of the Society of Genteel Maidens | for female chorus and orchestra | слова М. Тимаева |
Choral | 1854 | Коса | The Scythe | for voice, mixed chorus and orchestra | слова Александра Яковлевича Римского-Корсакова) |
Choral | 1855 | Молитва | Prayer | for voice, mixed chorus and orchestra | original for piano (1947); слова Михаила Лермонтова |
Choral | 1856? | Лектения первая | First Litany | for mixed chorus | |
Vocal | 1824 | Моя арфа | My Harp | for voice and piano | Первые опыты Глинки в сочинении вокальной музыки были связаны с романтической тематикой. В середине 1820-х он задумал писать оперу. Сюжетом должно было служить произведение популярного в то время в России английского писателя Вальтера Скотта — поэма «Рёкби». В автобиографии Глинка вовсе не упоминает об этом немаловажном обстоятельстве своей творческой жизни, однако анализ сохранившихся в архиве композитора материалов для предполагаемой оперы позволил исследователям с достаточным основанием определить их как фрагменты задуманной Глинкой оперы «Матильда Рокби» (под таким названием поэма В. Скотта вышла в первом русском издании 1823 г.). К этому времени (1824) относится и сочинение Глинкой романса «Моя арфа» на слова поэта и драматурга Константина Александровича Бахтурина. Стихотворение Бахтурина имело источником ту же поэму В. Скотта — «Рёкби». В «Записках» Глинка отзывается о романсе «Моя арфа» как о «неудачной попытке в сочинении с текстом». |
Vocal | 1825 | Не искушай меня без нужды | Do Not Tempt Me Needlessly | Для голоса и фортепиано for 2 voices and piano | 2 versions: for voice and piano, and for 2 voices and piano; Второй романс Глинки на текст элегического стихотворения Евгения Баратынского (по признанию композитора, его «первый удачный романс») знаменует собой в вокальном творчестве Глинки обращение к русской поэзии и к русскому интонационному языку. Задушевная, искренняя музыка этого романса, основанная на интонациях городского фольклора, органично сливаясь с интонациями поэтической речи текста, углубляла национальные черты его идейно-художественного содержания. Именно с 1825-м годом связывал Глинка свое обращение к народному искусству. «В течение нынешнего 50 года совершится 25-летие моего посильного служения на поприще народной русской музыки», — писал он своему другу В.П. Энгельгардту 26 марта/7 апреля 1850 года. |
Vocal | 1826 | Ах ты, душечка, красна девица | Ah, My Sweet, Thou Art a Beautiful Maiden | for voice and piano | Народная песня |
Vocal | 1826 | Утешение | Consolation | for voice and piano | 2 версии; слова Василия Жуковского |
Vocal | 1826 | Бедный певец | The Poor Singer | for voice and piano | слова Василия Жуковского |
Vocal | 1827 | Горько, горько мне, красной девице | Bitter, Bitter It Is for Me | for voice and piano | слова Александра Яковлевича Римского-Корсакова |
Vocal | 1827 | Память сердца | Heart's Memory | for voice and piano | слова Константина Батюшкова |
Vocal | 1827 | Я люблю, ты мне твердила | "I Love" Was Your Assurance | for voice and piano | На стихи Александра Яковлевича Римского-Корсакова; a.k.a. Le Baiser (1854) текст на французском князя Сергея Григорьевича Голицына. Безответное чувство к молодой девушке Катеньке стало поводом для сочинения романса «Я люблю, ты мне твердила» (1827), а позднее - русской песни «Горько, горько мне». |
Vocal | 1827 | Что, красотка молодая | Why Do You Cry, Young Beauty | for voice and piano | Слова Антона Дельвига |
Vocal | 1827 or 1828 | Mio ben ricordati (Если вдруг средь радостей) | for alto, tenor and piano for soprano and piano | 2 версии; Italian words by Metastasio; русский текст Петра Ильича Чайковского | |
Vocal | 1827 or 1828 | Боже сил, во дни смятенья | O God, Preserve Our Strength in the Days of Confusion | for alto, tenor, bass and piano | Библейский текст |
Vocal | 1827 or 1828 | Один лишь миг | Pour un moment | for voice and piano | French and Russian words by Prince Sergei Grigoryevich Golitsyn |
Vocal | 1827 or 1828 | Скажи зачем | Tell Me Why | for voice and piano | слова князя Сергея Григорьевича Голицына |
Vocal | 1828 | Разочарование | Disenchantment | for voice and piano | 2 версии; Слова князя Сергея Григорьевича Голицына. Романс состоит из двух почти равных по своей протяженности частей, из которых вторая часть представляет собой по музыке трансформацию первой. Тематический перелом в тексте (взрыв чувства ревности и отчаяния) выражен превращением плавной мелодии первой части в полуречитатив, место фигурационного аккомпанемента заступило резко очерченное последование аккордов, разделенных паузами; участившиеся знаки исполнения (акценты, вилки и т. п.) фиксируют страстность высказывания, звучавшую в воображении композитора. Тенденция к драматизации жанра, как и использование смены мелодического и декламационного пения в качестве приема выражения приведут Глинку к таким ярким созданиям его, как «Я помню чудное мгновенье, и «Песнь Маргариты». |
Vocal | 1828 | Куда ни взгляну | Dovunque il guargo giro | for baritone and piano | Italian words by Metastasio; Русский текст Всеволода Рождественского |
Vocal | 1828 | Две итальянские канцонетты: Вспомни о Ирена / К цитре | Due canzonette italiane: Ah, rammenta, o belle Irene / Alla cetra | for voice and piano | Слова Метастазио |
Vocal | 1828 | Смертный час настал нежданный | Ho perduto il mio tesoro | for tenor and piano | Итальянский текст Метастазио; русский текст Петра Ильича Чайковского |
Vocal | 1828 | Дедушка! – девицы раз мне говорили | The Maids Once Told Me, Grandfather | for voice and piano | 2 versions; на стихи Антона Дельвига |
Vocal | 1828 | Тоска мне больно сердце жмет | Mi sento il cor trafiggere | for tenor and piano | Итальянский текст Метастазио; русский текст Петра Ильича Чайковского |
Vocal | 1828 | О, Дафна моя прекрасная | O Dafni che di quest'anima amabile diletto | for soprano and piano | Русский текст Всеволода Рождественского |
Vocal | 1828 | Ах ты, ночь ли, ноченька | O Thou Black Night | for voice and piano | 2 versions; На стихи Антона Дельвига |
Vocal | 1828 | Волей богов я знаю | Pensa que questo instante | for alto and piano | Italian words by Metastasio; Русский текст Всеволода Рождественского |
Vocal | 1828 | Как в вольных просторах | Piangendo ancora rinascer suole | for soprano and piano | Italian words by Metastasio; Русский текст Всеволода Рождественского |
Vocal | 1828 | Молитва «С небеси услыши» «На уснувший мир нисходит тишь ночная» | Prayer | for soprano, alto, tenor, bass and piano | Quartet in B flat major |
Vocal | 1828 | Я в волшебном сновиденье | Pur nel sonno | for soprano and piano | Итальянский текст Метастазио; русский текст Петра Ильича Чайковского |
Vocal | 1828 | Забуду ль я... | Shall I Forget... | for voice and piano | Слова князя Сергея Григорьевича Голицына |
Vocal | 1828 | Не пой, красавица, при мне | Sing Not, Thou Beauty, in My Presence | for voice and piano | Летом 1828 года Михаил Иванович встретившись с автором знаменитой комедии «Горя от ума» А.С. Грибоедовым, много и с увлечением говорил о музыке. Во время беседы Александр Сергеевич наиграл мотив грузинской песни, который так очаровал композитора, что он положил его в основу своей новой инструментальной пьесы. Некоторое время спустя эта композиция была исполнена во время дружеской встречи, на которой в числе гостей присутствовал А.С. Пушкин. Музыка произведения очень понравилась великому поэту, и он, долго не раздумывая, написал к ней стихи. Это было первое слияние двух великих национальных талантов, только одного в поэзии, а другого в музыке. |
Vocal | 1828 | Помни, что счастье на свете призрак мгновенный | Sogna chi crede d'esser felice | for alto, 2 tenors, bass and string orchestra | Quartet; русский перевод Всеволода Рождественского |
Vocal | 1828 | Скоро узы Гименея | Tu sei figlia | for soprano and piano | Итальянский текст Метастазио; русский текст Петра Ильича Чайковского |
Vocal | 1828 or 1829 | Come di gloria al nome | Come di gloria al nome | for soprano, alto, tenor, bass and string orchestra | |
Vocal | 1829 | Голос с того света | A Voice from the Other World | for voice and piano | words by Friedrich Schiller в переводе Василия Жуковского |
Vocal | 1829 | Ночь осенняя | O Gentle Autumn Night | for voice and piano | слова Александра Яковлевича Римского-Корсакова |
Vocal | 1829 or 1830 | Семь этюдов для контральто | 7 Studies | for alto and piano | |
Vocal | 1832 | Победитель | The Conqueror | for voice and piano | words by Ludwig Uhland в переводе Василия Жуковского |
Vocal | 1832 | Желание | Il desiderio | for voice and piano | words by Felice Romani. Роман с замужней дочерью итальянского врача de Filippi закончился созданием романса «Желание» (1832). |
Vocal | 1832 | Ариа для сопрано «В суде неправом» | L'iniquo voto | for soprano and piano | words by Pini |
Vocal | 1832 | Венецианская ночь | Venetian Night | Для голоса и фортепиано | Fantasia; 2 versions; Слова Ивана Козлова. Два романса, написанные в Италии (1832) — «Венецианская ночь» и «Победитель», — составили новую ступень в развитии романсного творчества Глинки. Композитор вышел из круга любовной лирики, впервые обратившись к лирике пейзажной и к средневековой романтике (Жуковский). «Венецианская — ночь» — единственный у „Глинки романс, в котором мысли и чувства сосредоточены непосредственно на восприятии природы — «светлоюжной красы» весенней ночи, одушевляемой напевом «Торквата гармонических октав». В баркароле «Уснули голубые» (1840) основной темой служит чувство любви с ее радостями и страданиями; изображение природы является фоном. Тема романса «Финский залив» (1850) — воспоминание о пережитых при созерцании южной природы чувствах. |
Vocal | 1833 | Шесть этюдов | 6 Studies | for soprano and piano | |
Vocal | 1834 | Дубрава шумит | The Leafy Grove Howls | for voice and piano | words by Friedrich Schiller в переводе Василия Жуковского |
Vocal | 1834 | Не говори: любовь пройдет | Say Not That Love Will Pass | for voice and piano | Слова Антона Дельвига. Романс «Не говори, любовь пройдёт» (1834) увенчал романтическую историю берлинского знакомства и музыкальных занятий Глинки с девушкой Марией («Ей было, пишет Михаил Иванович, лет 17 или 18. Она была несколько израильского происхождения; высокого росту, но ещё не сложилась, лицом же очень красива и походила несколько на мадонну»). |
Vocal | 1834, 1855 | Не называй ее небесной | Call Her Not Heavenly | for voice and piano | orchestrated 1855; слова Николая Филипповича Павлова |
Vocal | 1834 | Я здесь, Инезилья | I Am Here, Inezilla | for voice and piano | Слова Александра Пушкина after Barry Cornwall. В песне колоритно воссоздана сценка из жизни солнечной Испании: страстное признание пылкого влюблённого своей избраннице. |
Vocal | 1834 | Только узнал я тебя | I Had But Recognized You | Для голоса и фортепьяно | Слова Антона Дельвига. В период влюблённости в свою будущую жену Марью Петровну (урожд. Иванову) Глинка сочинил для неё романс «Только узнал я тебя» (1834-1835). |
Vocal | 1835 or 1836 | Упражнения для усовершенствования голоса | Exercises for Smoothing and Perfecting the Voice | for voice and piano | |
Vocal | 1836 | Comic Canon a 4 | for voice and piano | Музыка написана совместно с Владимиром Одоевским. Слова Александра Пушкина, Василия Жуковского, Петра Вяземского, Михаила Виельгорского | |
Vocal | 1836 | Ночной смотр | The Night Review | for voice and piano | Fantasia; orchestrated c.1836–1840; reorchestrated 1855; Слова Василия Жуковского. Во Франции бытовала легенда о Наполеоне: полководец по ночам вставал из гроба, и совершал осмотр своих войск. Поэт, а затем и композитор живописно отобразили картину необычного, призрачного парада. |
Vocal | 1837 | Где наша роза | Where Is Our Rose? | for voice and piano | 3 versions; слова Александра Пушкина |
Vocal | 1837 | Станцы. Вот место тайного свиданья | Stanzas: This Secret Meeting Place | для голоса и фортепьяно | Слова Нестора Кукольника |
Vocal | 1837 or 1838 | Вы не придете вновь | Will You Not Return | для 2-х сопрано и фортепиано | Duettino; слова композитора |
Vocal | 1838 | Сомнение | Doubt | для голоса и фортепьяно | Слова Нестора Кукольника |
Vocal | 1838 | В крови горит огонь желанья | The Fire of Longing Burns in My Heart | for voice and piano | Пылкое чувство к одной из учениц Театральной школы Каролине (Линочке) Колковской подарило ей романс «Всегда, везде со мною ты», (известный со стихами Пушкина «В крови горит огонь желанья», 1838) и знаменитый драматический романс «Сомнение» (1838). |
Vocal | 1838 | Ночной зефир | The Night Zephir | для голоса и фортепьяно | слова Александра Пушкина |
Vocal | 1838 | Не щебечи, соловейку | Sing Not, O Nightingale | for voice and piano | украинская песня; слова Виктора Николаевича Забеллы |
Vocal | 1838 | Гуде вітер вельми в полі... | The Wind Blows | для голоса и фортепьяно | украинская песня; слова Виктора Николаевича Забеллы |
Vocal | 1839 | Зацветет черемуха | The Cherry Tree Is Blooming | для голоса и фортепьяно | слова Евдокии Ростопчиной |
Vocal | 1839 | Признание | Declaration | для голоса и фортепьяно | слова Александра Пушкина |
Vocal | 1839 | Если встречусь с тобой | If I Shall Meet You | для голоса и фортепьяно | слова Алексея Кольцова |
Vocal | 1839 | Свадебная песня «Дивный терем стоит» | Wedding Song | для голоса и фортепьяно | a.k.a. The North Star; слова Евдокии Ростопчиной |
Vocal | 1840 | Прощальная песня воспитанниц Екатерининского института при их выпуске | Farewell Song of Pupils of the Yekaterinsky Institute | для голоса и фортепьяно | слова Платона Григорьевича Ободовского |
Vocal | 1840 | Прощание с Петербургом: Романс из поэмы «Давид Риццио» / Еврейская песня / Болеро / Давно ли роскошно ты розой цвела... / Колыбельная песня / Попутная песня / Стой, мой верный, бурный конь... Фантазия / Баркарола «Уснули голубые...» / Virtus antiqua (Рыцарский романс) / Жаворонок / К молли. Романс из романа «Бюргер» / Прощальная песня | A Farewell to Saint Petersburg: Romance / Hebrew Song / Bolero / Cavatina / Cradle Song / Travelling Song / Fantasia / Barcarolle / Virtus antiqua / The Lark / To Molly / Song of Farewell | Для голоса и фортепьяно | Слова Нестора Кукольника. 2. from Prince Kholmsky 3. original for piano 5. also for voice and string orchestra 6. Красочная жанровая зарисовка "Попутная песня" ярко отображает впечатления композитора, которые он получил, побывав первый раз на железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Петербург с Павловском. Жизнерадостная миниатюра колоритно изображает всё, что связано с удивительным по тому времени новшеством: вокзальная сутолока, громкий шум от голосов, перестук колёс, ожидание желанных встреч и новых впечатлений. В.В. Стасов устанавливал связь «Попутной песни» с рондо Фарлафа в «Руслане и Людмиле». 11. based on Le regret for piano 12. for voice, male chorus and piano |
Vocal | 1840 | Как сладко с тобою мне быть | How Sweet It Is to Be with You | for voice and piano | Жена П. В. Энгельгардта Софья Григорьевна («женщина приятной наружности и ещё молодая») получила «на память» романс «Как сладко с тобою мне быть» (1840). Слова Петра Рындина. |
Vocal | 1840 | Я помню чудное мгновенье | I Recall a Wonderful Moment | for voice and piano | Слова Александра Пушкина. В 1839 г. состоялось знакомство Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн, которое быстро переросло в любовь. После того, как в конце 1839 года Глинка оставил свою жену М. П. Иванову, отношения с Керн продолжали стремительно развиваться. Но вскоре она тяжело заболела и переехала к матери. Весной 1840 года композитор постоянно навещал Керн и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи. Хотя сам композитор скромно вспоминал, что написал его «не знаю по какому поводу». |
Vocal | 1840 or 1841 | Четыре эксерсиса | 4 Exercises | for voice and piano | |
Vocal | 1842 | Люблю тебя, милая роза | I Love You, Dear Rose | for voice and piano | слова И. Самарина |
Vocal | 1843 | К ней | To Her | for voice and piano | слова Адама Мицкевича в переводе князя Сергея Григорьевича Голицына |
Vocal | 1847 | Милочка | Darling | for voice and piano | words by anonymous |
Vocal | 1847 | Ты скоро меня позабудешь | Soon You Will Forget Me | for voice and piano | orchestrated 1955; слова Юлии Жадовской |
Vocal | 1847 | Песнь Маргариты | Meine Ruh' ist hin | for voice and piano | слова из "Фауста" Гёте в переводе Эдуарда Ивановича Губера. |
Vocal | 1848 | Заздравный кубок | The Toasting Cup | for voice and piano | Во время пребывания в Варшаве (1848), под впечатлением близкого знакомства с девушкой Аньелей сочинены были романсы «Заздравный кубок» и «Слышу ли голос твой». Слова Александра Пушкина |
Vocal | 1848 | Слышу ли голос твой | When I Hear Your Voice | for voice and piano | слова Михаила Лермонтова |
Vocal | 1849 | Адель | Adèle | for voice and piano | В 1849 г «поэтическое чувство к милой Мици» (к Эмилии Ом, младшей дочери Ома владельца ресторана в Варшаве) стало причиной создания романсов «Адель» и «О, милая дева» («Rozmowa»). Слова Александра Пушкина |
Vocal | 1849 | Rozmowa. Fantazya di spiewu | Conversation | for voice and piano | words by Adam Mickiewicz |
Vocal | 1849 | Мери | Mary | for voice and piano | words by Alexander Pushkin after Barry Cornwall |
Vocal | 1850 | Финский залив | The Gulf of Finland | for voice and piano | a.k.a. Palermo; words by Платон Григорьевич Ободовский |
Vocal | 1856 | Ах, когда б я прежде знала... | Oh, If I Had Known... | for voice and piano | слова Ивана Дмитриева |
Vocal | 1856 | Не говори, что сердцу больно | Say Not That It Grieves the Heart | for voice and piano | слова Николая Филипповича Павлова |
Vocal | 1856? | Да исправится молитва моя | Let My Prayer Be Fulfilled | for 2 tenors and baritone | |
Vocal | 1856 or 1857 | Гимн воскресения | Resurrection Hymn | for 2 tenors and baritone | |
Vocal | 1856 or 1857 | Школа пения | School of Singing |
Записи
Собрание песен и романсов М.И.Глинки было выпущено на 3-х CD в 2006 г Алексеем Сергеевым и фирмой "ИМЛаб". В издание не попали только народная песня "Не осенний частый дождичек" и "Застольная песня" на стихи А.А.Дельвига, "Ария" на слова Пинии (1832 г., Милан) и несколько песен итальянского периода (1828 г).
При этом "Ария" на слова Пинии и итальянские песни, а также вокализы Глинки были записаны и изданы фирмой "ИМЛаб" ранее в исполнении петербургской певицы Марины Филипповой (IMLCD027).
Ссылки