Опыт использования BI-систем в России: запросы, тренды, перспективы
Компания Qlik (QlikTech) и аналитический центр TAdviser провели совместное исследование, посвященное практическому опыту использования BI-систем в России. Были проанализированы основные тенденции использования BI-систем российским бизнесом, включая соотношение потребностей различных отраслей и оценку наиболее востребованного функционала. Также участникам опроса предлагалось спрогнозировать, с какими технологиями связаны перспективы развития рынка BI в России.
PDF-версия отчёта по результатам исследования QlikTech и TAdviser
Содержание |
Российский рынок BI-систем на данный момент является одним из самых динамично развивающихся сегментов всей отрасли ИТ. Он опережает по темпам роста и мировой рынок, объемы которого за 2012 год, по данным IDC, увеличились лишь на 8,7%. Эксперты предрекают бизнес-аналитике дальнейший рост. Так, к концу 2013года объем мирового рынка систем business intelligence (BI), по прогнозам Gartner, достигнет $13,8 млрд, что на 7% больше 2012 года.
Целью исследования QlikTech совместно с порталом TAdviser, завершенного в августе 2013 года, был анализ основных тенденций использования российским бизнесом BI-систем, а также соотношения потребностей различных отраслей и используемого ими на практике функционала решений для бизнес-аналитики. В опросе приняли участие 342 представителя российских компаний, причем количество ИТ-специалистов и сотрудников бизнес-подразделений оказалось приблизительно равным. Среди представителей бизнес-направлений 16,96% опрошенных – это аналитики, 11,7% – специалисты отделов продаж и маркетинга, а 10,53% – топ-менеджеры компаний. Также в опросе приняли участие сотрудники финансовых отделов, логистики и закупок и некоторых других отделов.
В рамках опроса респондентам в соответствии с их специализацией предлагались две группы вопросов: одна была ориентирована на ИТ-специалистов, вторая – на сотрудников бизнес-подразделений.
Примечательно, что не все участники опроса используют в своей работе BI-системы: 22% лишь планируют внедрять бизнес-аналитику, а 16,4% не используют таких решений в принципе. При этом среди наиболее часто озвученных причин отсутствия BI-системы на предприятии оказались недостаток информации о представленных на рынке решениях, их дороговизна, неструктурированность баз данных компании и неготовность ИТ-инфраструктуры. Некоторые респонденты также отмечали наличие негативного опыта внедрения систем бизнес-анализа и даже консервативность руководства, считающего инвестиции в развитие аналитики «непрофильными затратами».
Бизнес-взгляд на BI
Опрос бизнес-пользователей, в котором приняли участие 160 человек, показал, что более половины всех необходимых для принятия решений данных бизнес-персонал получает без чьей-либо помощи: 29,5% респондентов самостоятельно формируют необходимые отчеты, еще 24,3% получают нужную информацию напрямую из внутренних ИТ-систем. Примечательно, что самостоятельно получать данные приходится даже топ-менеджерам крупных компаний, хотя в этой категории опрошенных на первом месте оказались получение данных от аналитиков и генерация отчетов из ИТ-систем.
Данные из аналитических отделов получают 16% опрошенных, 10,2% – из других подразделений компании, а 5,5% – по запросу из ИТ-подразделений. 13,8% респондентов за необходимой информацией вынуждены обращаться к внешним источникам – интернету, сторонним аналитическим исследованиям или внешним системам. Метавселенная ВДНХ
Между тем, потребность в регулярной аналитике у бизнес-подразделений высокая – независимо от того, есть ли BI в компании. 49,1% респондентов она необходима ежедневно, 26,9% – еженедельно. Ежемесячно нужна аналитическая информация 20% опрошенных, несколько раз в год – 4,4%. И лишь 0,6% респондентов вообще не ощущают потребности в таких данных.
Бизнес-аналитика с точки зрения ИТ
Как показал опрос ИТ-специалистов, в котором приняло участие 182 человека, 40,9% компаний используют BI-системы в головном офисеи в филиалах, а 35,7% –только в головном офисе. В 20% компаний система бизнес-анализа внедрена в отдельных подразделениях или филиалах.
При этом среди наиболее часто решаемых BI-системами задач оказались консолидация данных из различных источников, интерактивная визуализация данных и анализ ключевых показателей. Также к топ-3 приближаются получение фиксированных отчетов и ad-hoc аналитика.
Запросы ИТ-служб к BI-системам, разумеется, отличаются от потребностей бизнес-пользователей. Так, наиболее востребованными среди ИТ-специалистов оказались скорость и удобство построения новых приложений, интеграция данных из большого числа систем и скорость внедрения. Также значимыми стали возможность работы с «большими данными», безопасность данных и разграничение прав доступа и гибкость масштабирования системы. Менее важным оказалось наличие русского интерфейса – его отметили 36 респондентов, а также обработка данных в оперативной памяти, централизованное управление приложениями и возможность развертывания в «облаке».
При этом скорость внедрения оказалась самым важным параметром для госструктур, финансовых и ИТ-компаний. Возможность интеграции данных из большого числа систем выбрало большинство представителей производственных, торгово-дистрибьюторских компаний и ТЭК, а сотрудники ИТ-служб фармацевтических компаний на первое место поставили скорость и удобство построения новых приложений. Для телекома самым важным фактором стала возможность работы с большими данными.
Большинство респондентов уверены, что перспективы развития BI связаны как с технологиями обработки данных в оперативной памяти и ассоциативной моделью данных, так и с использованием классического OLAP.
Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих запуск проекта по внедрению BI, оказались плохое качество внутренних данных и отсутствие методики расчета ключевых показателей. Также играют свою роль и неуверенность в соответствии продукта задачам, и слабое понимание преимуществ BI в целом. Чуть реже значимыми становятся соотношение цена/качество, неготовность ИТ-инфраструктуры и сроки или сложность реализации проекта по внедрению – более 20 респондентов отметили каждый из этих факторов.
Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на выбор в пользу того или иного BI-решения, стала возможность создания прототипа или пилотного проекта. Сроки внедрения и запуска системы, а также стоимость внедрения и совокупная стоимость владения также оказались среди решающих факторов. Немного уступают вышеназванным факторам квалификация интегратора и наличие локальной поддержки и кадров в России. Также могут оказать влияние наличие готовых отраслевых решений и опыт использования продуктов в той же отрасли в России.
«Наше исследование показало, что у бизнеса независимо от отрасли есть потребности в BI-системах, однако информации как о возможностях систем, так и о преимуществах, которые может дать компании использование бизнес-аналитики, пока недостаточно, – отмечает Артеменко Алексей, региональный директор QlikTech по России и СНГ. – Кроме того, виден некоторый разрыв между представлениями ИТ и бизнеса о BI-системах, что также открывает перед нами новые горизонты для развития. Интерес, проявленный к нашему опросу, и осознание пользователями потребностей в решении бизнес-задач свидетельствуют, что рынок BI в России будет расти высокими темпами и дальше».
По этому адресу Вы можете посмотреть полную версию отчета по результатам исследования.
См.также
Business Intelligence (рынок России)
Главные тенденции рынка BI в России