Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/08 08:34:28

Подбор персонала в ИТ-компаниях


Содержание

Рынок труда в России (ИТ и телеком)

Основная статья: Рынок труда в России (ИТ и телеком)

2024: Успешная карьера в ИТ: Как быстро дорасти до руководителя - TA мнения

Каждый ИТ-директор проходит свой карьерный путь. Однако опрошенные TAdviser в июне 2024 года рекрутеры и участники ИТ-рынка уверены, что такой руководитель должен обладать определенными качествами, опытом и знаниями, чтобы руководить командами технологических специалистов.

По данным портала Superjob, к июню 2024 года в России средняя зарплата ИТ-директора со стажем работы 6-7 лет составляет 650 тыс. рублей в месяц. При этом в некоторых компаниях ежемесячные оклады таких руководителей могут достигать 1,7 млн рублей. По словам аналитиков, у CIO за плечами, как правило, дополнительное образование в ИТ, опыт разработки и внедрении политик и процедур в ИТ-сфере, опыт управления командами по созданию и внедрению продуктов, а также проекты по запуску систем управления и автоматизации бизнеса.

По словам HR-директора компании «Сател» Елены Домбровской, карьерный путь от исполнителя до руководителя в ИТ становится короче, учиться и расти приходится быстрее. Основой профессионального роста в этой сфере она назвала «личностный гибрид» - сочетание технических знаний, коммуникативных качеств и практического опыта.

В группе Selecty (специализируется на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала для российских и международных компаний) считают, что у ИТ-директора должно быть как теоретическое, так и практическое представления об управлении персоналом, аналитический склад ума и, конечно, знания в предметной области. Это обусловлено тем, что на этом уровне необходимо выстраивать стратегию развития направления с учетом стратегии дирекции или компании в целом.

«
Необходимо понимать, каким образом мы будем оценивать насколько мы достигли наших целей. Из этого конечно же следует, что необходимо уметь делегировать задачи, уметь контролировать ход их выполнения и актуализировать их с учетом реалий. Сама же постановка целей должна не только удовлетворять стратегии бизнеса, но и содержать какие-то технические аспекты, которые вы как руководитель должны видеть и понимать, - отметил технический лидер тестирования Selecty Святослав Велиев.
»

По мнению заместителя генерального директора по развитию бизнеса, директора департамента инфраструктурных решений и сервисов «Крок» Валентина Губарева, ключевыми факторами для роста до ИТ-директора являются инициативность, готовность к решению сложных задач, а главное - способность формировать сплоченную, мотивированную команду. Кроме того, ему отслеживать новые технологии, участвовать в профильных мероприятиях и изучать опыт успешных компаний и экспертов. Нужно изучать практики российского BigTech, применяя лучшие подходы в своей работе, полагает Губарев.Надежная ИТ-инфраструктура для финтеха: как перевести на российский Kubernetes крупнейшую финансовую платформу 2.3 т

Ему необходимо погружаться в бизнес-процессы, изучать коммерческую информацию, согласен ИТ-директор компании edna Николай Белоусов. По его словам, CIO отличает от тимлида группы разработки желание взять на себя ответственность, разобраться, как работает бизнес, как и на чем зарабатывает компания.

CIO в ИТ-компании должен обладать развитыми навыками переговоров и умением выстраивать ИТ-архитектуру, особенно если он отвечает за автоматизацию и построение процессов, говорит директор по организационному развитию группы «Рексофт» Фаина Лернер. ИТ-директор должен понимать, каким образом построить процесс так, чтобы новые решения появлялись и плавно переходили из стадии разработки на стадию поддержки, занимали свое место в общей архитектуре и регулярно обновлялись, использовались и были безопасны с точки зрения бизнеса и пользователей, считает Лернер.

Руководитель отдела разработки «Слетать.ру» Никита Иванов в разговоре с TAdviser перечислил несколько качеств, которыми, по его мнению, должен обладать ИТ-специалист для быстрого повышения по карьерной лестнице:

  • находить нестандартные решения и предлагать инновационные подходы к решению задач;
  • системность: способность структурировать информацию и процессы, что способствует эффективности и улучшению производительности.
  • умение слушать и доносить информацию;
  • быть лидером: лидерство подразумевает вдохновение и мотивацию команды, способность вести за собой и принимать ответственность за решения.
  • любовь к обучению окружающих: деление знаниями и помощь в развитии команды способствуют не только личному росту, но и успеху всего отдела.

Рост по карьерной лестнице невозможен без развития коммуникативных и управленческих навыков, умения управлять людьми, командами и проектами, уверен гендиректор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» (НЦК ИСУ) Кирилл Семион. По его мнению, лучше, когда ИТ-директор имеет основное инженерное или математическое образование. Однако далеко не всегда руководителем становится самый хороший инженер, возражает руководитель департамента интеграции компании Linx Cloud Дмитрий Щегольков. Те, кто хотят, проработав инженером, попробовать себя в управлении, должны осознавать, что, в основном, они теперь будут заниматься взаимодействием с другими подразделениями, написанием регламентов, должностных инструкций, составлением вакансий, графиков дежурства, отпусков и т.д., отметил он.

Директор по продуктам Axiom JDK Сергей Лунегов уверен, что техническое образование предпочтительнее, но не является обязательным: важнее логическое мышление, умение оперировать абстрактными конструктами.

Помимо технического знания продукта и нюансов его разработки CIO необходимо обладать деловой интуицией, навыками прогнозирования, умением видеть общую картину и разрабатывать долгосрочные планы развития, считает руководитель отдела кадров производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ALMI Partner Мария Семенова. По ее мнению, навык управления изменениями – главная компетенция необходимая руководителям любого уровня, а для ИТ-рынка это актуально как никогда. директор по персоналу BPMSoft Марина Максимова согласна с этим тезисом и обратила внимание на важность для ИТ-директоров доносить необходимость улучшений до топ-менеджмента компании, сделав упор на бизнес-результат от тех или иных внедрений, грамотно построить цикл внедрения и полноценно отработать возражения.

Руководитель дирекции продаж в IBS Василий Саутин считает «козырем» ИТ-руководителя умение ясно и просто объяснять сложные вещи. Он ясно и эффективно общаться как с техническим, так и с нетехническим персоналом. Эмоциональный интеллект также играет важную роль, добавил он.

Руководителю важно уметь держать себя в руках и сохранять рациональный подход, когда, например, приходится уволить человека, согласна руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру» Татьяна Мощагина. Также она выделила такой важный показатель ИТ-специалиста, успешно поднимающегося по карьерной лестнице, это работа со стратегией. Иногда силы уходят на задачи, которые не приносят достаточной пользы бизнесу, — в таком случае человек должен вовремя изменить стратегию работы, указала она.

2018

ИТ-гигантам больше не нужны сотрудники, которые на все согласны

В декабре 2018 года стало известно о том, что ведущие технологические компании все чаще ищут людей, которые умеют эффективно спорить с намерением двигать организацию вперед. Например, Netflix поощряет сотрудников, которые «необычайно откровенны», а Amazon - тех, кто «громогласно самокритичны» и способны «не соглашаться и брать на себя ответственность», то есть продвигать проект, даже если в настоящее время его никто не поддерживает.

Об этом в интервью изданию Business Insider рассказал бывший HR-директор Facebook и Amazon, а ныне (на декабрь 2018 года) вице-президент компании Paxos Бхарат Джаяраман (Bharath Jayaraman). Он сообщил, что в каждой компании свои особенности сотрудничества, но по крайней мере в тех фирмах, где он работал, сотрудничество определяется как «умение спорить, не соглашаться, вести сложные переговоры».

Бхарат Джаяраман

По словам Джаярамана, ключом к эффективному сотрудничеству и завоеванию доверия коллег в этих компаниях является способность показать свое желание усовершенствовать любой продукт или процесс, над которым вы работаете. Самое важное, добавил он, чтобы собеседник мог уходя сказать: «Я могу соглашаться или не соглашаться с вами, но я не ставлю под сомнение ваши намерения».

В 2014 году в Academy of Management Review было опубликовано исследование, согласно которому идеальная форма конфликта на рабочем месте - спор о рассматриваемой проблеме, а не личные нападки или обсуждения «за спиной». Однако такой здоровый стиль конфликта до сих пор считается приемлемым не во всех компаниях.

«
Соглашаться с людьми и работать сплоченно - на самом деле, легко, - говорит Джаяраман. Не соглашаться с людьми и продолжаться работать сплоченно - трудно.
»

Другим важным качеством в технологических компаниях становится лидерство. При этом не имеется в виду управление людьми. Лидерство - это то, «как вы работаете, чтобы поддержать других, и понимаете, что ваша роль — вклад в успех компании», поясняет бывший руководитель HR-отделов в Starbucks, Coach и Rag & Bone, а ныне старший вице-президент The Learning Experience Трейси Уилк (Traci Wilk).

На собраниях Уилк всегда обращает внимание на тех, «кто готов встать и взять на себя роль лидера, заявив: «Хорошо, я принимаю этот вызов, и я либо уйду и самостоятельно проанализирую этот вопрос, либо я буду помогать другим».

Взгляд Уилк перекликается с точкой зрения генерального директора частной инвестиционной компании Hamilton Bradshaw Джеймса Каана (James Caan), который сказал, что решение проблем - верный способ произвести впечатление на руководителя.

«
Проанализируйте свой отдел и весь бизнес. Где есть недостатки или проблемы, которые, по вашему мнению, вы можете решить? Инициативные сотрудники производят впечатление на любого менеджера, и каждый, кто проявляет инициативу в областях, где бизнес отстает, ставить себя на вершину списка продвижения по службе, - написал Каан в LinkedIn.
»

С другой стороны, соучредитель маркетингового агентства по развитию бизнеса Web Profits Суджан Пател (Sujan Patel) заявил, что «единственное, из-за чего вы никогда не сможете получить повышение, - желание выполнять только те задачи, которые указаны в описании вашей должности».

«
В организации есть разные типы лидеров: от сотрудников начального уровня до генерального директора, - добавляет Уилк.
»

Исследования показывают, что большинство американских рабочих на самом деле не стремятся быть менеджерами. Опрос, проведенный профессиональной кадровой фирмой Addison Group, показал, что только треть американских работников считают, что переход на должность менеджера продвинет их карьеру. При этом по данным агентства Bloomberg, многие молодые работники предпочли бы быть «экспертами в определенной области». Проблема в том, что в некоторых компаниях позиция руководителя кажется естественным следующим шагом в карьере, даже если сотрудник не особенно вдохновлен этой идеей.

Джаяраман предлагает дать сотрудникам возможность попробовать себя в роли менеджера и отказаться, если они поймут, что это не соответствует их ожиданиям.

«
Вы нанимаете взрослых людей, вы относитесь к ним как к взрослым людям. Вы говорите им, что значит быть менеджером, и позволяете им решить, хотят они этого или нет, что, вероятно, является наиболее эффективным способом минимизировать количество некоторых ошибок, которые совершают многие люди, - сказал Джаяраман.[1][2]
»

Многие сотрудники крупных ИТ-компаний говорят, что не заслуживают своей работы

В начале сентября 2018 года были опубликованы результаты проведенного в социальной сети Blind анонимного опроса сотрудников технологических компаний. Больше половины (58%) респондентов, работающих в Amazon, Facebook, Microsoft и Google считают, что не заслуживают своей работы и положения, несмотря на полученные достижения. Всего было опрошено 10 400 человек. Подробнее здесь.

Смотрите также

Примечания