2013/08/28 16:47:45

Препятствия для внедрения облачных сервисов

Облачные решения, проекты, разработчики и интеграторы собраны редакцией TAdviser в разделе Cloud computing и SaaS-решений и проектов

Содержание

Тенденции внедрения облачных вычислений

Около 65% издателей программного обеспечения предлагают все свои решения или их часть в виде облачного сервиса, при этом в среднем на долю облачных сервисов приходится около 24% портфолио типичного разработчика ПО. Хотя примерно треть издателей пока еще не располагают сервисами на базе облачных вычислений, около 75% респондентов планируют предложить в следующем году хотя бы часть своего портфолио в виде облачного сервиса. Что касается респондентов со смешанным портфолио (то есть предлагающих как традиционные решения, так и решения на базе облачных вычислений), то доля облачных продуктов у них не изменится и будет по-прежнему оставаться на уровне 25%. По результатам опроса, в течение следующих пяти лет доля облачных решений в общем портфолио издателей ПО будет расти, хотя количество издателей, не планирующих внедрение облачной модели доставки, будет по-прежнему оставаться на уровне 25%.

По данным опроса компании SafeNet и Ассоциация информационной и софтверной индустрии (SIIA) (весна 2013 года), в котором участвовали более 600 разработчиков ПО и более 200 конечных пользователей корпоративного ПО.
"Облачная модель доставки является привлекательной как для издателей программного обеспечения, так и для конечных пользователей. Привлекательность этой модели достигается главным образом за счет потенциального увеличения прозрачности, использования более гибких бизнес-моделей и субъективной простоты в эксплуатации, – говорит Мишель Нерлингер (Michelle Nerlinger), вице-президент SafeNet. – Однако доступность этих преимуществ во многом зависит от способности издателей ПО эффективным образом отслеживать и контролировать свои приложения и управлять ими – с использованием автоматизированных процедур и сохранением высокой операционной эффективности. Все это свидетельствует о том, что внедрение эффективных методов лицензирования и управления правами становится основным фактором успеха для монетизации ПО в облаке. Для издателей ПО, осуществляющих переход к облачной модели, то есть работающих в гибридном режиме, наличие платформы, поддерживающей доставку приложений как с использованием традиционной модели, так и в облаке, является абсолютно необходимым условием".

Факторы, влияющие на внедрение облачной модели доставки, с точки зрения издателей и конечных пользователей

Одним из основных факторов для издателей ПО, способствующих внедрению облачных сервисов, является стремление сократить операционные издержки, связанные с доставкой, активацией продуктов и с обеспечением технической поддержки (так считает 62% респондентов). Среди других факторов – улучшение обслуживания клиентов за счет "устранения лишней головной боли" (46%); возможность выхода на новые и нишевые рынки (48%); дополнительные возможности для анализа использования (33%); и ускорение вывода решений на рынок (32%).

Справедливость этих ожиданий подтверждают 61% издателей ПО, уже внедривших облачный подход: эти компании сообщают о положительном финансовом эффекте, обусловленным снижением операционных издержек и/или увеличением выручки. Кроме того, лишь 6% респондентов отметили ухудшение финансовых показателей или усиление угрозы безопасности с внедрением облачной модели доставки программного обеспечения.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 58.9 т

Издатели ПО не одиноки в своем стремлении добиться увеличения гибкости и прозрачности за счет внедрения облачной модели доставки. Тридцать пять процентов конечных пользователей корпоративного ПО отметили отсутствие необходимой гибкости процессов лицензирования, которые уже не удовлетворяют потребности организации и становятся основной проблемой при использовании ПО. Кроме того, 14% конечных пользователей корпоративного ПО назвали облачные сервисы наиболее предпочтительной моделью лицензирования ПО, а 16% пользователей отдельно отметили, что модель с оплатой в зависимости от объёма использования для них является предпочтительной моделью ценообразования.

"Ассоциация SIIA с огромным интересом следит за теми стремительными изменениями, которые происходят в облачной модели доставки ПО, – говорит Рианна Коллье (Rhianna Collier), вице-президент подразделения SIIA, занимающегося проблемами программного обеспечения. – Мы ожидаем увеличения доли программного обеспечения, доставляемого в виде сервиса (SaaS), учитывая, что разработчики ПО и пользователи стремятся воспользоваться теми преимуществами, которые предлагает облачная модель доставки".

Модели распространения типовых решений - Преимущества и недостатки

Препятствия для внедрения облачных сервисов

Особенности облачных решений

Преимущества

  • Снижение непрофильных инвестиций
  • Переход о капитальных затрат к операционным
  • Сервисная модель и разделение труда
  • Эластичность, масштабируемость
  • Настраиваемая архитектура
  • Динамичная инфраструктура
  • Платформонезависимость
  • Поддержка спектра клиентских устройств и операционных систем
  • Повышенная/настраиваемая производительность, скорость развертывания и реакции
  • Стандартизованные решения, основанные на «лучших практиках»

Риски и ограничения

  • Реорганизация процессов и методик работы
  • Зависимость от провайдера сервисов
  • Более сложный контроль данных
  • Более сложные решения по целостности данных и информационной безопасности
  • Рост уровня сложности проектирования комплексных систем
  • Сложность интеграции данных
  • Реорганизация модели отказоустойчивости и резервирования данных
  • Слабо контролируемые обновления
  • Рост зависимости от стабильности доступа

Некоторые типичные ошибки развертывания облачных решений

  • «Быстрый запуск» со стандартными преднастроенными процессами. Кастомизация под процессы компании оставляется на потом -> Частично или полностью неработоспособное приложение.
  • Внедрение набора «Best-In-Class» решений без предварительного проектирования их интеграции -> Стоимость неподготовленной интеграции систем и данных может превысить полученные от облака бенефиты.
  • Отказ от наличия внутренней (in-house) экспертизы облачного приложения -> Неоправданная зависимость от монопольного провайдера. Часто финансовые потери.
  • Поддержка системы автоматически отдается на откуп провайдеру без анализа ее модели и подстройки внутренних процессов -> Неадекватная поддержка и дальнейшее развитие системы.
  • Реорганизация соответствующих процессов и методик работы не запланирована либо не предусмотрена проектом перехода на облачное решение -> Частично или полностью неработоспособное приложение.

Опрос 2014 года

Более половины (55%) разработчиков программного обеспечения не считают свои компании готовыми для внедрения облачных стратегий, при этом чаще всего в числе основных препятствий для использования облачной модели приводятся озабоченность компаний относительно безопасности и сохранности данных в облаке (36%) и предполагаемые затраты и сложности при переходе от традиционной модели к облачной (25%). В среднем, по мнению респондентов, для того чтобы подготовить все свои продукты или их часть к облачной модели доставки, потребуется порядка 16 месяцев, при этом 26% респондентов не исключают вероятности, что они вовсе откажутся от перевода своих продуктов и решений на облачную модель доставки.


Участники облачной конференции Parallels Summit 2014 рассказали о том, что российский бизнес больше всех в мире боится «облаков», почему участники рынка продолжают уповать на крупные компании и о других особенностях отрасли.

1. Расчет на крупный бизнес

Российский рынок традиционно ориентируется на крупные предприятия. Дело даже не в цене облачных проектов: средних и малых предприятий в стране, по данным Parallels, около двух миллионов, что в 14 раз меньше, чем в США. Однако, именно предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ) должны стать основной аудиторией для поставщиков облачных сервисов.

2. Облачная пассивность телекома и недоразвитость хостинг-провайдеров

Россия отстает в плане предложений инвестиций в облачные сервисы со стороны крупных компаний. Здесь, в отличие от большинства развитых стран, компании телекоммуникационной отрасли избегают вкладывать существенные деньги в облачные сервисы. По словам генерального директора компании Acronis Сергея Белоусова, основной глобальной движущей силой облачных сервисов для малых бизнесов являются хостинг-провайдеры и телекомы. Однако, в России рынок хостинга, по субъективно историческим обстоятельствам, недостаточно развит. А телекомы, по тем же обстоятельствам, больше ориентированы на конечных потребителей.

3. С облаков в России спрос небольшой

В большинстве стран, по данным Parallels, основная причина использования облачных сервисов — это IТ-эффективность, снижение расходов на IТ при том, что малые предприятия получают те же технологии и мощности, что и крупные. В России другая парадигма потребления. Здесь облачными услугами чаще всего пользуются, чтобы облегчить какие-то ежедневные IТ-задачи: общение с государством, администрирование, электронная почта. Для более масштабного использования «облака» в России рассматриваются реже. Если западное предприятие СМБ в настоящее время в среднем пользуется пятью облачными сервисами одновременно, то в России этот показатель едва дотягивает до трех.

4. Самый большой в мире страх за утечку данных

Фактор страха за конфиденциальность данных в России, согласно отчету Parallels, стоит на первом месте среди причин отказа от облачных сервисов, достигая почти 60%. По этому показателю Россия фактически опережает весь мир. Например, в США из-за конфиденциальности переживают почти вдвое меньше потенциальных пользователей облачных сервисов. В России также большую роль в сдерживании перехода в «облака» — около 40% — играют рекомендации IT-специалистов.

5. В России не любят платить

Игроки рынка отмечают, что потенциальные провайдеры облачных услуг в России чаще, чем в других странах, предпочитают договориться о бесплатном использовании большинства возможностей платформы или о символической плате.

6. Рекордно низкая востребованность пакетных предложений

В России, согласно отчету Parallels, сегодня самый низкий процент СМБ, которые интересуются именно пакетированными сервисами — 45%. Например, в Германии это 70% СМБ, в Китае — 74%, в Бразилии, чей облачный рынок часто сравнивают с российским из-за близких темпов развития — 83%. Основная причина столь низкого показателя, поданным опроса компаний, в недостаточной прозрачности ценообразования пакетов IT-сервисов. Зачастую непонятно, на каких именно предложениях в пакете пользователь сможет сэкономить.

В договорах SaaS отсутствуют требования к безопасности

Большинство людей, занимающихся закупками ИТ, не удовлетворены тем, как поставщики программного обеспечения, предлагаемого в качестве сервиса (Software as a Service, SaaS), определяют в договорах вопросы, связанные с безопасностью. По мнению аналитиков Gartner, такая ситуация будет сохраняться по крайней мере до 2015 года (по материалам Службы новостей IDG, Бостон[1]).

«В договорах о предоставлении услуг SaaS вопросам безопасности уделяется слишком мало внимания, — указывают в своем отчете аналитики Gartner Джей Хайзер и Алекса Бона. — Обычно в разделе, посвященном безопасности, присутствуют лишь общие фразы о том, что поставщик будет прилагать разумные с коммерческой точки зрения усилия для поддержания безопасности». Часто говорят также о «соответствии отраслевым стандартам», которые на самом деле никогда и никем не определялись.

Поставщики сервисов SaaS зачастую присваивают себе право менять требования к безопасности по своему усмотрению, избегая конкретики.

В Gartner проанализировали более 100 типовых договоров о предоставлении сервисов и соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), в результате чего выяснилось, что провайдеры предпочитают использовать крайне расплывчатые формулировки.

Набор стандартов, призванных повысить прозрачность сервисов, постепенно совершенствуется, но пока не может считаться достаточно зрелым.

Нет какого-то общего мнения о том, что должны включать в себя SLA. Как правило, в них указывается допустимое время простоя и скорость реакции на обращения. Что касается других параметров, в частности сроков восстановления работоспособности, каких-либо общих для отрасли стандартов здесь не существует.

Перед подписанием SLA клиенты должны включить в них пункты, регламентирующие периодический аудит обеспечиваемой поставщиком услуг безопасности, тестирование системы на уязвимость, проверку административного персонала и классификацию инцидентов, связанных с безопасностью и отказом в обслуживании, с определением требований и выделением соответствующих уровней.

Клиенты должны потребовать от провайдеров сервисов предоставления им определенных гарантий, несоблюдение которых влекло бы за собой финансовую ответственность.

Рекомендации Gartner являются отражением споров, продолжающихся в отрасли программного обеспечения с тех пор, как сервисы SaaS приобрели массовый характер.

По оценкам Gartner, общие расходы на сервисы SaaS в 2012 году составили 14,5 млрд долл., а к 2015 году они достигнут 22 млрд долл. Эти цифры отражают не только продажи традиционных провайдеров сервисов SaaS, к которым относится, например, компания Salesforce.com, но и поворот разработчиков программного обеспечения, устанавливаемого на территории клиента (в частности, SAP и Oracle), в сторону модели SaaS.

Природа закупок сервисов SaaS тоже меняется. Сегодня поставки все чаще осуществляются на уровне отдельных подразделений (отдела маркетинга или отдела кадров), а не в рамках централизованной ИТ-стратегии. В этих условиях риски, о которых говорится в отчете Gartner, заметно возрастают.

Примечания