Содержание |
Хроника
2023: Российский рынок услуг профориентации за год вырос на 17,8% и достиг 2,16 млрд рублей
По итогам 2023 года объем рынка профориентации в России достиг 2,16 млрд рублей. Это на 17,8% больше по сравнению с 2022-м, когда на соответствующие услуги было затрачено 1,84 млрд рублей. Об этом говорится в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном 17 октября 2024 года.
Под профориентацией авторы исследования понимают комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также помощь в выборе карьерного пути. Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
В отчете говорится, что рассматриваемый рынок в РФ демонстрирует волнообразную динамику. В 2019-м затраты составили 1,49 млрд рублей с ростом на 7,5% по отношению к 2018 году. Однако в 2020-м последовал спад на 5,9% с итоговым результатом 1,41 млрд рублей. Многие потенциальные клиенты были вынуждены отложить получение услуг на неопределенный срок в связи с пандемией COVID-19. В 2021 году благодаря отложенному спросу расходы на услуги профориентации подскочили на 24,2%, достигнув 1,75 млрд рублей. В 2022-м зафиксирован рост еще на 5,1%.
Отмечается, что основной вектор развития на рынке профориентации в РФ задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «модных» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций стимулируют власти вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. В целом, нестабильная динамика рынка обусловлена воздействием внешних факторов, таких как экономическая ситуация и ограничительные меры. Негативное влияние оказывают рост цен на электроэнергию, снижение численности населения, недостаточное научное обеспечение, девальвация рубля, кредитная политика и др. Среди положительных факторов названы цифровизация, урбанизация и динамика доходов населения в 2023–2024 годах.[1]