Сервисные компании: западные vs отечественные
Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.
Каталог проектов ИТ-аутсорсинга и поставщиков услуг на TAdviser
Российские ИТ-сервисные компании, как правило, имеют преимущества в цене при равной или даже большей квалификации. Российские провайдеры услуг лучше знают ИТ-рынок и правила игры на нем, более гибки в методах оказания услуг и кастомизации SLA. С таким общим мнением практически единогласно выступили опрошенные TAdviser участники рынка.
Крупнейшие поставщики ИТ-сервисов и ИТ-аутсорсинга в России, 2012-2013
№ | Компания | Доходы 2013, тыс. рублей | Доходы 2012, тыс. рублей | Рост доходов 2012-2013, % |
1 | Техносерв | 30 000 693 | 30 048 372 | -0,15% |
2 | Астерос | 10 504 050 | 9 386 818 | 11,9% |
3 | Ай-Теко | 10 197 980 | 8 168 100 | 24,9% |
4 | Maykor | 9 275 729 | 8 014 110 | 15,7% |
5 | ФОРС | 6 935 863 | 5 138 289 | 35% |
6 | Инфосистемы Джет | 5 526 578 | 4 546 098 | 21,6% |
7 | КРОК | 5 508 582 | 6 473 292 | -14,9% |
8 | ICL Services | 2 925 976 | 2 612 341 | 12% |
9 | Борлас | 2 318 617 | 1 983 450 | 16,9% |
10 | T-Systems | 2 000 000* | - | - |
11 | Softline | 1 957 335 | 840 276 | 232,9% |
Всего | 87 151 438 | 77 211 146 |
*По оценкам TAdviser
TAdviser, 2014
Оно не является беспочвенным: в рейтинге TAdviser, составленном по итогам 2013 года, крупные ИТ-сервисные и ИТ-ауторсинговые компании – практически все российские. Также, например, в рейтинге Топ-30 ИТ-аутсорсинговых компаний, составленном Эксперт РА по итогам 2013 года, полностью доминируют местные провайдеры (см. рейтинг по ссылке [1]), в рейтинге Топ-30 компаний сферы ИТ-услуг – практически такая же картина (см. рейтинг по ссылке [2]).Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Западные провайдеры с осторожностью относятся к выходу на российский рынок, в первую очередь, из-за недостаточной законодательной базы, пояснили TAdviser в компании «Сервионика». Дело в том, что процесс законотворчества в области защиты информации и работы с данными идет активно, но остается ряд спорных моментов, например, в разделении ответственности в случае трансграничной передачи данных - в чьей юрисдикции находится контроль за их сохранностью? Кроме того, для работы с определенными видами данных нужны специальные допуски и сертификация (например, ФСТЭК), получение которых западными провайдерами затруднено или вовсе невозможно.
В «КРОК» отмечают, что несмотря на эти сложности, крупные вендоры конкурируют с российскими компаниями за сервисные контракты, но часто заказчики выбирают соотечественников потому, что местные, как правило, более гибкие, если заказчику нужно решить нестандартную проблему. Например, если для выполнения внеурочных работ отечественным ИТ-компаниям достаточно несколько часов для координации ресурсов, то у их западных коллег одно только согласование занимает 2-3 дня.
Такого же мнения придерживается Ирина Семенова, вице-президента по маркетингу Maykor.«Именитых западных сервисных компаний в РФ практически нет. Сотрудничество иностранных провайдеров с отечественными компаниями, например, по сервисному обслуживанию ИТ-инфраструктуры, не только предпочтительно, но, по сути, является единственно возможным путем», - отметила она.
По словам Ирины Семеновой, в России исключительно сложная логистика, и организовать оперативную поддержку оборудования без привлечения российских партнеров на местах просто невозможно. Практически все крупные компании, обслуживающие российских заказчиков федерального масштаба, работают у нас через сеть авторизованных партнеров.
Еще один недостаток западных ИТ-сервисных игроков, по словам экспертов «Инфосистемы Джет», - формализм. Отчасти о недостаточной гибкости в принятии решений уже было сказано выше, но на практике формализм простирается достаточно широко: например, начиная с того, что контракт может быть только по форме, предлагаемой вендором и никак иначе. Если же заказчику необходимо отойти от неких жестких заданных рамок, то это не всегда достижимо. Еще один момент состоит в том, что крупные западные ИТ-компании, оказывая услуги, предпочитают опираться в первую очередь на собственные решения, а российские ИТ-провайдеры не «завязаны» на одного вендора.
Реальная конкуренция - достаточно редкий случай.«Отечественные компании очень успешно работают с госсектором, госкомпаниями и госбанками, что объяснимо с учетом вопросов национальной безопасности. Так происходит и в других странах», - отмечают и специалисты Deutsche Telekom IT Solutions (ранее T-Systems CIS, Т-Системс СиАйЭс).Тем не менее, западные игроки не сдаются и все чаще стараются взять под свой непосредственный контроль заказчиков в сегменте Enterprise, говорят в «Борлас».
«В условиях отсутствия роста показателей рынка, западные вендоры начинают оттягивать на себя одеяло, занижая системы скидок, что в свою очередь ведет их российских партнеров к размышлениям о диверсификации бизнеса, придания ему красок собственных услуг, расширения спектра сервисов. Еще одно подтверждение, что конкурентоспособность российских компаний будет расти – можно сказать, рак уже свистнул», - рассказали TAdviser в этой компании.
См.также
- Cloud computing: главные определения
- Публичные облака vs Частные облака
- Создание частных облаков (рынок России)
- Главные тренды рынка частных облаков в России
- Частные облака: типичные заказчики
- Облачные сервисы (рынок России)
- Рынок ИТ-сервисов России
- Частные облака в госсекторе
- Частные облака в банковском секторе
- Облачные решения для СМБ
- Как выбрать поставщика ИТ-услуг?
- Экономика облачных сервисов
- Безопасность данных в облаке
- Мировой рынок облачных сервисов
- Главные тенденции мирового рынка частных облаков