Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/17 10:43:20

Соусы (рынок России)


Содержание

2023

Производство томатной пасты, соусов и кетчупов в России за год выросло на 2,9% до 655,1 тыс. тонн

В 2023 году производство томатной продукции в России достигло 655,1 тыс. тонн. Рост по отношению к предыдущему году, когда было изготовлено 636,8 тыс. тонн, составил приблизительно 2,9%. Соответствующие данные приводятся в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы 10 июля 2024 года.

Представленная статистика охватывает томатные пасты и пюре, томатные соки и напитки, томатные соусы и кетчупы, а также целые или резаные на части консервированные томаты. Особенностью производства указанной продукции, как отмечается, является наличие или отсутствие у предприятий собственного сырья. Часть компаний перерабатывает выращенные на собственных полях томаты и выпускает полуфабрикат (сырье для дальнейшей переработки) или готовую продукцию. Однако значительная доля участников рынка производит свои товары, используя уже готовую пасту. Во втором случае сырье может закупаться как у российских, так и зарубежных поставщиков.

В 2019 году в России было изготовлено 612,8 тыс. тонн томатной продукции. Год спустя объем производства увеличился на 3,1%, составив 631,8 тыс. тонн. В 2021-м последовал спад на 4,3% — до 604,7 тыс. тонн. После этого наступила нова фаза роста: так, в 2022 году отмечена прибавка в 5,3% с результатом 636,8 тыс. тонн.

Вместе с тем в отчете сказано, что в 2022-м в условиях санкций поставки томатной пасты и пюре из стран Евросоюза существенно сократились. Собственных мощностей российских заводов оказалось недостаточно для покрытия возросшего спроса. В результате, отечественные производители томатной продукции были вынуждены наращивать закупки в Китае и Турции. При этом ослабление рубля привело к существенному удорожанию импортного сырья, что, в свою очередь, спровоцировало рост цен на готовую томатную продукцию.[1]

Рост продаж соусов на 6% до 1,28 млн тонн

В 2023 году продажи соусов на российском рынке поднялись почти на 6% по отношению к 2022-му и достигли 1,28 млн тонн. Росту способствовало решение проблем, которые возникли на фоне санкций, таких как дефицит качественной упаковки и сырья для некоторых видов продукции. Об этом говорится в материалах BusinesStat, обнародованных в начале февраля 2024 года.

В обзоре рассматриваются азиатские соусы, горчица, заправки для салатов и готовые соусы для вторых блюд, кетчуп и томатные соусы, майонез и майонезные соусы, маринады, соевый соус и уксус. При этом учитываются продукты в разных типах упаковки, включая пластиковые банки и бутылки, а также стеклянную тару. Значимыми игроками рынка названы ООО «Марс», ООО «Юнилевер Русь», АО Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, АО «Жировой комбинат» и АО «Эфирное».

Исследование говорит о том, что отрасль демонстрирует переменную динамику. Так, в 2020 году продажи соусов в России сократились по сравнению с 2019-м на 3,6% — с 1,2 млн до 1,16 млн тонн. Объем реализации пошел вверх в 2021 году на фоне восстановления спроса со стороны гостинично-ресторанного бизнеса после ослабления ограничений, введенных в условиях пандемии COVID-19. Продажи увеличились на 6,7% в годовом исчислении, достигнув 1,23 млн тонн.

Однако в 2022-м произошел очередной спад. Спрос уменьшился на 1,8% — до 1,21 млн тонн. Из-за ухудшившейся геополитической обстановки произошел рост цен. Кроме того, дефицит сырья и упаковочных материалов спровоцировал сокращение ассортимента. При этом, как отмечается в обзоре BusinesStat, несмотря на кризис, продажи соусов в целом оставались устойчивыми. В 2023 году поставщикам удалось стабилизировать цены на продукцию путем преодоления большей части проблем с упаковкой и сырьем. Как следствие, рынок вернулся к росту.[2]

2022: Снижение продаж майонеза до 714 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 714 тыс. тонн майонеза и майонезных соусов, что на 10,6% меньше, чем в 2018-м. Такие данные аналитики BusinesStat опубликовали в конце октября 2023 года.

Падение рынка исследователи связывают с ростом популярности и расширением ассортимента относительно новых для российского рынка соусов: азиатских соусов, разнообразных заправок для салатов и готовых соусов для вторых блюд. Незначительное увеличение объемов реализации отмечено лишь в 2021 году (на 2% по отношению к предыдущему году), что было обусловлено восстановлением спроса после пандемии COVID-19, отмечается в исследовании.

По словам экспертов, кризис 2022 года отразился только на продажах майонеза. Высокие темпы инфляции, стагнация доходов населения и общая экономическая неопределенность привели к сжатию спроса на более дорогую продукцию, указывают в BusinesStat.

В структуре продаж преобладал майонез, доля которого в 2018-2022 гг. составляла почти 90%. На майонезные соусы приходилось около 10% суммарных продаж. За пятилетие сократились объемы реализации как майонезов, так и майонезных соусов. При этом каждый из рынков по-разному реагировал на кризисные явления. Так, в 2020 году более резкое падение продемонстрировали продажи майонеза: в условиях приостановки работы заведений общепита потребители много времени проводили дома, готовили самостоятельно и чаще приобретали майонезные соусы, чтобы придать ресторанный вкус домашним блюдам. Кроме того, пандемия заставила россиян бережно относиться к своему здоровью, и низкая жирность майонезных соусов относительно майонезов обеспечила майонезным соусам более стабильный спрос со стороны приверженцев здорового образа жизни, добавляется в отчете.[3]

Примечания