Содержание |
Pruffi – российское агентство интернет-рекрутинга, специализирующееся на подборе кадров для российских интернет-компаний. Pruffi заявляет, что ищет и находит звезд Рунета.
Бизнес-модель
На 2014 год агентство закрывает вакансии с помощью краудсорсинга в соцсетях, то есть это рекрутинг «по рекомендациям». Совет, увенчавшийся трудоустройством кандидата, вознаграждается. Имея «правильные» знакомства, можно заработать на этом порядка 30 тыс. рублей. Агентству такая схема выгодна. Во-первых, так дешевле, если сравнивать с традиционными агентствами: не нужно содержать большой штат хантеров, арендовать для них помещение, платить за интернет; во-вторых, снижается риск, что рекрутер уйдет открывать свое дело, прихватив базу данных по профессионалам.
Работодатель, он же заказчик, платит Pruffi только за позицию, которую удалось закрыть с помощью агентства. Из этих денег Pruffi отдает «вознаграждение» тому, кто привел этого профессионала, просто нажав кнопку «Рекомендовать» рядом с информацией о вакансиях и выбрав из предложенного списка друзей нужное имя. Сам же трудоустроенный кандидат не платит ничего. Любой новый город или страна запускаются по этой модели за полгода.
Изначальная задача агентства — найти вакансии и авторитетных в своей профессиональной среде людей.
«Находишь ключевые фигуры, лидеров мнений. То есть условно 15 человек в IT, 15 человек в медиа. Предлагаешь им зайти на платформу, начать рекомендовать и размещать вакансии. После того как они начинают формировать этот круг, вокруг него образуются новые и новые `слои`».
У каждой соцсети свои особенности. Например, в Facebook можно найти дорогого топ-менеджера, во «В контакте» — перспективную молодежь (программистов, дизайнеров). В «Одноклассниках» стоит ловить бухгалтеров, юристов, финансовых директоров — профессионалов «за сорок».
Что касается вакансий, то Pruffi заявляет их как «ключевые».
«Ключевые — это не обязательно топы. Условно говоря, продюсер не является топ-вакансией, но для медиа это ключевая вакансия. И нам очень важно, чтобы к нам попадали только ключевые вакансии. Потому что лишь тогда людям интересно нас читать и откликаться. А простые вакансии, вроде полусотни вакансий уборщиц в сутки, — это неинтересно. То есть мы никогда не будем такой масштабной `фермой`. По Москве беремся за вакансии от ста тысяч рублей», — объясняет стратегию своего агентства Алена Владимирская. При этом на сайте Pruffi преобладают позиции с указанием «зарплата по договоренности», но попадаются и с окладом 30 тыс. рублей в месяц. Заработок Pruffi коррелирует с выплатами трудоустроенному на новом месте: «Обычно это от одного до двух месячных окладов кандидата плюс налоги».
Продвигается агентство также с помощью пользователей. Сарафанное радио работает без помех, хотя, когда люди делятся интересными вакансиями на своих страницах в соцсетях, возникают определенные сложности.
«Честно говоря, сейчас продвижение и распространение информации — неконтролируемый процесс. Часто бывает, что в комментариях к вакансии люди могут познакомиться и кого-то `схантить`, вроде: `О, а ты маркетолог. Мне как раз нужен маркетолог. Пиши в личку`», — рассказывает Алена о потенциальной прибыли, которая проходит мимо бюджета.
Показатели деятельности
На 2014 год, средний «чек», привлекающий кандидатов, — от 100 тыс. рублей ежемесячного оклада; средний «чек» от работодателя-заказчика, по словам Владимирской, — 400 тыс. рублей. За неполные четыре года работы агентством трудоустроено около трех тысяч человек.
В штате Pruffi 16 человек: несколько специалистов на обработке рекомендаций, модераторы, программисты, бухгалтеры. Их средний доход — порядка 80 тыс. рублей. ФОТ — около 1,4 млн рублей в месяц. Примерно 15% затрат, или 400 тыс. рублей, уходит на маркетинг. Значительная часть бюджета расходуется на разработку и поддержание платформы.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Операционно агентство прибыльно. Чтобы поддерживать этот уровень, по словам Алены Владимирской, достаточно зарабатывать 70 тыс. долларов, или 2,5 млн рублей в месяц, — это обеспечивают примерно 20 закрытых вакансий со средним «чеком» от 125 тыс. рублей. В планах Pruffi — выход на новые рынки, требующий значительных инвестиций.
Что касается динамики клиентов, то в месяц приходит пять-десять работодателей, 70% всех заказчиков Pruffi, по данным агентства, переходят в разряд постоянных.
История
2010: Владимирская уходит из Mail.ru и основывает Pruffi
В 2010 году Алена Владимирская начала стартап, получивший название Pruffi - агентство интернет-рекрутинга, специализирующееся на подборе лучших кадров для российских интернет-компаний.
«Мне хотелось не просто попробовать хантинг, а сделать какую-то площадку в соцсетях. Сейчас даже не вспомню, как родилась эта идея. Точно это было не из серии `Однажды мне приснилось, как…`. Проработав в хантинге несколько лет, я постепенно стала понимать, что в этом деле не хватает источников поиска, причем эксклюзивных. Стала думать, что можно сделать. При этом в Mail.ru была только сеть `Одноклассники`, одновременно в России резко набирал популярность Facebook. Мы очень долго говорили с Димой Гришиным, и он сказал: `Ты не можешь, работая в Mail.ru, развивать другую социальную сетку`. Поэтому я ушла, и ушла в никуда. Понимаете, у меня был хороший кабинет в Mail.ru, хорошая зарплата, в общем, все-все… Я ушла с одной девочкой. Просто так, в какую-то маленькую комнату. У меня были, конечно, деньги, заработанные за время работы в Mail.ru, их я и вкладывала», — вспоминает Алена.
Инвестиции от Басова, разработка платформы
Дальше были 100 тыс. долларов от бизнес-ангела Алексея Басова[1].
«Деньги пошли на разработку первой версии платформы — это приложение для работы во всех соцсетях плюс приложение для мобильных телефонов. Плюс, соответственно, общая админка, веб-формы, в которых HR размещают вакансии. Платформу мы переписали после того, как в 2012-м в наш бизнес вошел Almaz Capital Partners. Весь наш бизнес фонд оценил в четыре миллиона долларов, но вошел с очень небольшой миноритарной долей. Сумма вложений около 450 тысяч долларов», — перечисляет Владимирская реперные точки развития Pruffi. На сентябрь 2014 года приложение работает на всех платформах и в популярных соцсетях Facebook, «В контакте», «Одноклассники», LinkedIn, Twitter.
Поначалу в Pruffi искали ключевых специалистов в сфере IT, потом добавились медиа, строительство, архитектура, образование.
С айтишниками и творческими людьми, с «продаж» которых начинался бизнес, все понятно: они гибкие, любопытные, общительные, обладают широким кругом знакомств, используют возможности интернета шире, чем, например, бухгалтеры, — то, что нужно проекту Владимирской. А вот как выходить в другие сферы, было непонятно.
«Нам прежде всего помогло изменение экономической ситуации. Когда спрос начинает проседать, бизнес ищет новые точки выхода, новые маркетинговые каналы. Новой точкой для этого становится интернет, а как тут искать людей, работодатели не понимают. Им нужны айтишники, нужны онлайн-маркетологи и прочие. Взять, например, девелоперов. Их эйчары не могут оценить компетенции и задачи этих людей. И не потому, что кадровики плохие. А потому, что двадцать лет подбирали хороших руководителей строительства. То же самое в крупном ритейле, в страховых компаниях, в банках, которые сейчас выходят в онлайн. Появляется потребность в специалистах из сферы образования, здравоохранения. А дальше начинает работать простая система лояльности. Человек разместил у нас вакансию айтишника, она закрылась. Он понимает, что система работает. А поскольку изначально он ничего не платит, оплата идет лишь по факту найма, то дальше он начинает сюда же закидывать и другие вакансии».
Конечно, конкуренты пытались повторить успех Pruffi. Однако его клоны уходили с рынка так же тихо, как и возникали. В первую очередь потому, что не имели ни авторитета, необходимого для набора и поддержания базы хороших вакансий, ни навыков мгновенного пиара. Pruffi стремится делать новостными поводами любые резонансные события вроде смены журналистского состава интернет-газеты Lenta.ru (агентство пообещало их трудоустроить) или ухода с поста гендиректора «Яндекса» его сооснователя Аркадия Воложа (Pruffi сообщило о намерении его «схантить»). И конечно же, конкурентам недоставало искусства самопиара основательницы Pruffi Алены Владимирской.