КБ Мотор

Компания

Цифровой паспорт (1) СМ. ТАКЖЕ (1)
* Список известных внедрений ит-систем в компании

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проекта1С Центр ИТ1С:Управление производственным предприятием 82014

Конечные собственники

Филиал федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» - «Конструкторское бюро «Мотор» » (ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор») - современное стабильно работающее предприятие с весомым творческим и научно-конструкторским потенциалом, обладающее собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, обеспечивающими выпуск современного наукоёмкого оборудования, проведение пуско-наладочных работ и гарантийного обслуживания.

Направления деятельности

На 2014 год основные направления деятельности компании:

  • Выполнение НИР и ОКР в области создания технических комплексов для изделий ракетно-космической техники;

  • Создание стартового наземного оборудования;

  • Создание и модернизация средств обслуживания, стендового, подъемно-транспортного и контрольно-проверочного оборудования технических комплексов;

  • Создание технологических систем для РН «Протон-М», «Ангара», «Союз-СТ» и других ракет-носителей;

  • Создание систем пневмогидравлической и пластической амортизации, систем обеспечения температурно-влажностных режимов, управления и электроснабжения;

  • Обеспечение эксплуатации и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры космодромов Байконур, Плесецк и входящих в их состав технических и стартовых комплексов;

  • Обеспечение испытаний ракетно-космической техники на космодромах Байконур, Плесецк;

  • Проведение авторского и гарантийного надзора, продление сроков эксплуатации оборудования.

На 2014 год филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор» - головное предприятие по созданию подъемно-транспортного и механо-технологического оборудования ракетно-космических комплексов и др.

Активы

На 2014 год составе филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор»:

  • Конструкторское бюро «Мотор», созданное в 1961 году на территории московского завода «Машиностроитель» как cпециальное опытно-конструкторское бюро транспортно-стыковочного оборудования (СОКБ);

  • Опытно-конструкторское бюро «Вымпел» начавшее свою деятельность в 1963 году как Филиал 2 ОКБ-52, после ряда преобразований ОКБ авиационной техники.

На 2014 год решать масштабные производственные задачи позволяет передовое технологическое оборудование - высокопроизводительные станки с числовым программным управлением, установки автоматической газоплазменной резки металла. Увеличены площади сборочного цеха, осуществлена модернизация и внедрено высокотехнологичное оборудование на гальваническом и электромеханическом участках, что позволило существенно увеличить производительность труда, повысить качество выпускаемой продукции.

Достижения

За более чем полвека работы в ракетно-космической отрасли создано более 30 технических комплексов для ракет-носителей и космических аппаратов. Благодаря уникальным техническим решениям, заложенным в конструкциях ряда систем и агрегатов стартового комплекса ракеты «Протон», и в 2014 году обеспечивается подготовка к пуску всех ее модификаций.

С участием специалистов филиала в рамках Федеральной космической программы России были реализованы такие национальные проекты как «Протон-М», «Ямал», «Экспресс», «Рокот», «Метеор», «Метоп», «Союз 2-1в», «Фрегат», «Бриз-М», «ДМ», «Глонасс».Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

В области международного сотрудничества и осуществления коммерческих проектов проведена активная работа по подготовке и проведению запусков космических аппаратов «МКС», «Иридиум», «Астра», «Панамсат», «Телстар», «Дирек-TV», «Интелсат», «Амос», «ИРС-Скиппер», «БраМос».

Самой объемной и значимой работой в 2000-е годы стало участие в совместной космической программе России и Франции «Союз в ГКЦ». Специалистами филиала спроектирован весь комплекс наземного технологического оборудования для запуска коммерческих спутников с космодрома в Гвианском космическом центре (ГКЦ).

Многие разработки предприятия уникальны по своим техническим решениям и являются определяющими в развитии целого класса специальной техники. На ряд образцов спецтехники работниками филиала получено 885 авторских свидетельств и 57 патентов.

К 2014 году за более чем полувековую историю работы в ракетно-космической отрасли коллектив предприятия спроектировал, изготовил и ввел в эксплуатацию свыше 1500 наименований машин и комплектов технологического оборудования для большинства ракетно-космических комплексов, созданных в СССР. Среди них семейство большегрузных транспортно-перегрузочных и транспортно-установочных агрегатов с обеспечением бескрановой перегрузки крупногабаритных составных частей ракетных комплексов с железнодорожного и авиационного транспорта, транспортно-стыковочных изотермических машин, комплекты монтажно-стыковочного оборудования, средства обслуживания и грузоподъемное оборудование для сборки ракет-носителей и космических аппаратов, различные типы защищенных кабельных вводов для пусковых установок и командных пунктов, ставшие легендарными по надежности и продолжительности срока службы.

История

1918: Создание завода "Машиностроитель"

История завода «Машиностроитель» берёт начало с 1918 г., когда на базе национализированного арматурного заведения было создано государственное предприятие. Основными видами продукции были чугунное и стальное литьё, вагонетки, различные виды лебёдок, экскаваторы «Комсомолец» и МГ-0,35, кроме этого завод выпустил партию вездеходов для Красной армии.

С 1940 по 1951 год завод «Машиностроитель» находился в ведении Наркомата путей сообщения, выпускал бронебойные снаряды, мины, головные части ракетных снарядов для «Катюш» и производил ремонт различных видов военной техники.

В 1950-е годы предприятием освоен выпуск автокранов грузоподъёмностью 3 т и более 20 видов оборудования для строительства метрополитена. В последующий период производственные мощности завода обеспечивали выпуск, наряду с гражданской продукцией, оборудования для первых космических ракетных комплексов.

1961: Создание КБ

Приказом Председателя Государственного Комитета Совета Министров СССР по оборонной технике № 132 от 7 апреля 1961 г. на территории завода «Машиностроитель» было создано Специальное опытно-конструкторское бюро, которое впоследствии получило название Конструкторское бюро «Мотор».

2008: Присоединение КБ к ЦЭНКИ

Указом президента РФ от 16 декабря 2008г. № 1784 ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» реорганизован в форме присоединения к нему ряда ФГУП, в т.ч. КБ «Мотор».

2009: ОКБ "Вымпел" присоединяется к КБ "Мотор"

В декабре 2009г. филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор» в свою очередь был реорганизован в форме присоединения к нему филиала ФГУП «ЦЭНКИ»-«ОКБ Вымпел».

Основными видами деятельности КБ «Мотор» с момента образования являются:

  • выполнение НИР и ОКР в области создания наземного оборудования ракетно-космических комплексов;
  • изготовление, монтаж и испытания транспортно-технологического и механо-технологического оборудования, грузоподъёмных средств и приспособлений для наземной подготовки различных типов ракет-носителей и космических аппаратов;
  • обеспечение эксплуатации и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры космодромов «Байконур», «Плесецк», в т. ч. авторский и гарантийный надзор, продление сроков эксплуатации оборудования.

При непосредственном участии КБ «Мотор» создавались ракетно-транспортные системы и средства обслуживания для МРКК «Энергия-Буран», оборудование технических и стартовых комплексов «Союз», «H-1», «Протон».

Благодаря значительному объему работ, проводимому по авторскому и гарантийному надзору, продлению сроков эксплуатации, большинство из перечисленных видов оборудования созданного в стенах Конструкторского бюро «Мотор», до настоящего времени находят применение при подготовке ракетно-космических комплексов нового поколения.

В 2000-е годы на предприятии созданы комплекты транспортно-технологического оборудования для комплексов «Ангара», «Союз в ГКЦ» и другие.

На 2014 год одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед предприятием филиала ФГУП «ЦЭНКИ»-«КБ «Мотор» - это подготовка высококвалифицированных инженерных кадров для конструкторских отделов и производственных подразделений решается на базе созданного на предприятии в 1984г. Учебного научно-производственного комплекса «МАДИ–Мотор» совместно с кафедрой Тягачей и амфибийных машин Московского автомобильно-дорожного института.

В 2014 году коллектив филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор» напряженно трудится над выполнением Федеральной космической программы России, а также работает над целым рядом других проектов для Госкорпорации «Росатом» и др.

Награды

За высокие достижения в создании специальной техники КБ «Мотор» награждено Орденом Знак почета (1978г.), Благодарностями Президента РФ (2001г. - КБ «Мотор», 2003г. - ОКБ «Вымпел», Почетной грамотой Правительства РФ (2011г.)