Международная морская организация (IMO)

Компания

СМ. ТАКЖЕ (2)

2019: IMO 2020 - снижение лимита на содержание серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5%

В сентябре 2019 года Международная морская организация (IMO) снизила допустимый лимит содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,5%. Новая норма, именуемая IMO 2020, вступит в силу с 1 января 2020 года. По данным Coface, на морские суда приходится от 5% до 10% от общего объема антропогенных выбросов серы. Несмотря на то, что оксиды серы не относятся к парниковым газам, они вредны для окружающей среды и здоровья человека. Так, например, диоксид серы вызывает проблемы с дыхательной системой и может приводить к выпадению кислотных осадков, наносящих сильный урон животным и растениям на больших площадях.

По заявлению IMO, новая мера «позволит значительно снизить выбросы оксидов серы, образующихся при сжигании судового топлива, что уменьшит негативное воздействие морского транспорта на окружающую среду и здоровье людей, в особенности жителей прибрежных и портовых городов». Конвенция MARPOL, в рамках которой и будет введена новая норма, была ратифицирована 152 странами, в том числе Китаем, США, Канадой и всеми государствами ЕС.

Эксперты IHS Markit ранее отмечали, что главным «пострадавшим» в результате ужесточения природоохранных норм может стать Россия. Проблема заключается в том, что большая часть производимой в РФ топливной нефти, которая сегодня экспортируется в десятки стран мира, не соответствует стандартам IMO 2020, поэтому спрос на нее резко упадет после вступления в силу новых норм. По оценке аналитиков Wood & Co Financial Services, в 2020 году убытки российских поставщиков нефти, связанные с переходом морских перевозчиков на очищенное нефтетопливо, могут достигнуть 3,5 миллиардов долларов.

IMO 2020 – не первая попытка ограничить выбросы парниковых и загрязняющих газов в транспортном секторе. В мае 2018-го Европарламент проголосовал за введение норм, предусматривающих снижение выбросов CO2 грузовыми автомобилями на 25% к 2025 году и на 30% к 2030-му. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) также не осталась в стороне и поставила цель в два раза сократить выбросы CO2 к 2050 году по сравнению с 2005-м.

У морских грузоперевозчиков будет не так уж много способов «вписаться» в новый лимит, и первый из них, самый очевидный – перейти на нефтетопливо с пониженным содержанием серы (до 0,5% от массы).Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

Второй – продолжить использовать то же топливо, которое используется сейчас, но установить очистные фильтры, которые позволят довести массу серы в выбросах до уровня ниже 0,5%. Установка фильтров, однако, занимает от 6 до 9 месяцев, при этом работы по установке выполняет далеко не каждый порт. По данным IMO, к моменту вступления в силу новой нормы фильтры будут установлены только на 1 200 грузовых судах (из более чем 60 000).

Наконец, третий способ – перейти на использование природного газа в качестве основного вида топлива. В краткосрочной перспективе массовый переход на газ вряд ли состоится, так как газозаправочная инфраструктура сегодня есть лишь в небольшом числе портов мира.

Из числа этих вариантов наиболее рациональным выглядит первый – и для установки фильтров, и для перехода на газ понадобятся огромные вложения, тогда как топливо с пониженным содержанием серы хоть и стоит дороже, чем обычное, но не потребует капитальной реконструкции судов.

Рост издержек, связанных с закупкой более качественного топлива с низким содержанием серы, наверняка выльется в уменьшение рентабельности морских грузоперевозок, которая из-за перенасыщенности рынка и так невысока. При этом компании, которые не смогут полностью перейти на «низкосернистое» топливо до установленной даты, могут получить серьезные штрафы. Каждая из компаний, ратифицировавших соглашение, будет самостоятельно устанавливать ответственность за нарушение норм по выбросам и следить за их соблюдением.

Таким образом, норма IMO 2020 невыгодна морским грузоперевозчикам и еще сильнее осложнит обстановку в секторе, страдающем от «охлаждения» мировой экономики и обострения торговых конфликтов.