Руководитель представительства «Майкрософт» в Воронеже Александр Юрочкин уверен, что «стагнация существует, а до кризиса еще далеко». При этом его отрасль живет по своим законам, практически не связанным с внешней средой. Эксперт, однако, добавляет, что « в кризис объемы денег, выделяемые крупными компаниями на IT, «схлопываются», идут под нож». С другой стороны, продолжает Юрочкин, поводов для беспокойства мало, поскольку «владельцы бизнеса понимают, что не могут обойтись без IT»[1].
- Прямого резкого падения продаж не происходит. В некоторых сегментах присутствует спад, компании теряют клиентов, в некоторых идет перераспределение популярных устройств. Системные блоки замещаются планшетами или ноутбуками-трансформерами. Меняется взгляд на IT, типы устройств, подход к их использованию. Несмотря ни на что, продажи новейших устройств неукоснительно растут и показывают солидные темпы. Меняется и количество производимых устройств. Но это не говорит о том, что ИТ-рынок обвалился. Рынок поделился на несколько мелких частей, иногда закрытых. И клиенты перетекают из одного сегмента в другой, с учетом того, что им удобнее и где произошли изменения технологического характера,— рассказывает Александр Юрочкин.
Он отмечает, что сегодня события развиваются «гораздо более плавно и мягко, по сравнению с 2008-м годом»:
- Не было такого, что объявили кризис и все сразу впали в уныние. Люди ведь не перестали ходить в магазин.
Сама стратегия бизнеса тоже изменилась с тех пор:
- Однозначно, компании со времен прошлого кризиса нашли какие-то ходы или решения трудностей, связанных со снижением прибыли, сокращением издержек и так далее. Насколько они были правильными и применимы сегодня — вопрос для обсуждения в каждом конкретном случае. Тем не менее, кажется, что универсального решения не существует. Все зависит от типа бизнеса,— рассуждает Александр Юрочкин.— В такой период, как сейчас чего точно нельзя делать — так это, как в «Алисе в стране чудес» говорилось, стоять на месте. Чтобы оставаться на месте, необходимо немножко бежать. Компании, которые найдут для себя новые варианты, направления, и окажутся готовы вложиться в них, развиваться,— они могут получить большую часть рынка, чем могли бы рассчитывать при ровной экономике.