СМ. ТАКЖЕ (1)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Оскар Давыдович Строк - советский композитор еврейского происхождения из Латвии.

Биография

Родился 6 января 1893 года в Витебской губернии Российской империи в музыкальной еврейской семье и был младшим из восьмерых детей.

1904: Обучение и работа в Петербурге

В 10 лет он сочинил свой вариант романса `Я вас любил` на стихи Александра Пушкина, а в 11 лет был принят в Петербургскую консерваторию.

Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано Николая Дубасова.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.8 т

В 1912 г. осуществляется издание первых романсов Строка, а в 1913 г. - его первых вальсов `Сон в окопах` и `Сон на чужбине`. В эти же годы Строк работает в кинотеатрах как пианист-иллюстратор и выступает на эстраде, аккомпанируя Плевицкой, Смирновой, Фигнеру, Неждановой.

1917: Переезд из Петербурга в Ригу

Перед самой Октябрьской революцией Строк переехал в Ригу. В 1920-х гг. прославился как автор романсов (их пели А. Д. Вяльцева, Н. В. Плевицкая).

1931: Открытие и разорение дансинга. Долговая тюрьма

15 сентября 1931 г. Строк открывает собственный дансинг "Барберина" на ул. Бривибас 31. На первом этаже нового дома ген. Сникера, построенного в модном функционалистском стиле неподалеку от церкви Александра Невского. Открытие дансинга отмечается пышно. Интерьер в стиле арт деко. Задействованы оркестр Оскара Строка, квартет герлс, гавайские певцы, танцоры, Петр Лещенко, ведущая Эльза Буш, сценарист Лери (Владимир Владимирович Клопотовский) — автор многих эстрадных дивертисментов, а также музыкальных обозрений, представлений и т. п., которые ставились, в частности, на сцене Театра Русской драмы. Вытянутый зал неблагоприятно сказывается на эстрадном пении без микрофона. Лещенко успеха не имеет, его голос кажется слабым и невыразительным. Экономический кризис в Латвии и неудачный менеджмент ресторана довершают картину.

Не просуществовав и трех месяцев, дансинг терпит крах. В ночь на субботу 28 ноября 1931 г. у Строков на Мариинской 64 обыск. В ту же ночь композитор был арестован. Суд оправдал Строка по 11 пунктам обвинения, но по двум оставшимся пунктам он попадает на 7 месяцев в долговую тюрьму. Супруга композитора распродает имущество. В камере Строк пишет «Мое последнее танго». Через неполный месяц музыкант выпущен под залог и вместе с семьей вторично уезжает в Берлин, город, который уже в 1933 г. он окончательно покидает, перебравшись в Каунас, а затем вернувшись в Ригу.

1933: Пианист в ресторанах

Сезон 1933 года на Рижском взморье был особенно богат на события. Строк открывает свое новое кафе, вслед за ним появляется знаменитая взморская достопримечательность — дансинг «Лидо», в летних ресторанах работает и Лещенко. Двум англичанам понравилось выступление певца. С этого апокрифического момента ведет отсчет его «колумбийская» дискография: у Лещенко появляются ангажементы, связанные с записями на студиях британской фирмы «Колумбия» в Вене и Бухаресте, участием в лондонских светских раутах, музыкальным вещанием БиБиСи. У Строка очередные неприятности. Благодаря доносу (будто бы в капелле Строка играет без разрешения гражданин Финляндии) заведение посещает полицейский чин. Заказав ликер, он составляет протокол о незаконной торговле спиртными напитками. Дело передается в суд и на Строка накладывается штраф.

Строк служил пианистом и капельмейстером не только в собственных кафе. В разные годы он играет в рижских и взморских ресторанах «Парнас», «Фокстрот-Диле», «Рококо», «Альгамбра», «Фемина», «Казино», «Лидо», «Маскотта», играет соло, со скрипачом Я. Левинсоном или своей капеллой-квартетом, дает уроки художественного аккомпанемента, проигрывает музыкальные новинки посетителям нотного магазина своего издательства: по свидетельству современников, постоянные клиенты в большинстве своем — барышни, интересующиеся модными песенками из-за рубежа (адреса издательства: ул. Бривибас 10, ул. Тиргоню 5, ул. Гоголя 13-5, ул. Элизабетес 85)".

В марте 1934 г. — очередные гастроли в Риге «курского соловья» — знаменитой исполнительницы русских романсов и песен Надежды Плевицкой. (По некоторым данным певица гастролировала в Риге неоднократно, в том числе в 1924 и 1930 гг.) Известно, что из всех предложенных ей аккомпаниаторов она уже в первый свой визит в Ригу выбирает именно Строка, которого знала еще по Петербургу.

1935: Дальневосточное турне

В Риге Строк отсутствовал всю первую половину 1935 г. Непосредственно на Дальний Восток Строк отправился пароходом из Неаполя (до Неаполя — поездом, по некоторым данным через Париж). Он планировал переселиться в Токио или Харбин, «выписать» туда свою семью. Но отказался от этой затеи. В Ригу вернулся поездом через Москву.

В предвоенный период Строк со своим оркестром гастролирует по всему миру и записывает огромными тиражами грампластинки с ведущими мировыми фирмами. Строк надолго стал законодателем мод в области эстрадной музыки. Его знаменитые сентиментально-романтические танго (`Черные глаза`, `Голубые глаза`, `Мое последнее танго`, `Скажите, почему...`) получили международное признание, а композитор был прозван `королем танго`.

Годы Второй мировой войны Строк провёл в Средней Азии в эвакуации в Алма-Ате, где работает пианистом на киностудии (сюда эвакуированы и здесь временно объединены «Мосфильм» и «Ленфильм»). С приездом Клавдии Шульженко, являвшейся худруком оркестра Семенова, Строк начинает работать в этом коллективе. В 1944 г становится вторым пианистом в ансамбле В.Коралли и К.Шульженко. «Былое увлечение» — последнее танго Строка, получившее известность еще до опалы композитора.

Строк создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофёр»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над музыкой к кинофильму «Котовский». В этом фильме Строк снялся в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.

В 1944—45 гг. Строк живет в Москве, сотрудничает с Утесовым, Цфасманом. После войны новые и старые произведения Строка с успехом исполняют Трошин, Гуляев, Лазаренко, Сикора, Кобзон, Никитский и другие певцы.

1948: Исключение из союза композиторов и опала

По настоянию сына Строк возвращается в Ригу. Начинается холодная война, сопровождаемая кампаниями по борьбе с низкопоклонством перед Западом, безыдейностью, упадничеством, иностранщиной, «чуждыми влияниями», формализмом, космополитизмом. Под обстрел попадают многие исполнители и авторы джазовой и легкой музыки. Строк — удобная мишень. Стараниями некоторых функционеров (публикации в прессе и т. п.) в декабре 1948 г. Строк был исключен из Союза композиторов Латвии (одно из выдвигавшихся обвинений — непрофессионализм). С этого момента Строк до конца 1960-х гг. становится «фигурой умолчания».

Умер композитор 22 июня 1975 года в Риге.

Произведения

  • 1928 г - «Чёрные глаза» (танго, слова Александра Перфильева, исполнял П.Лещенко)

  • 1930-1931 - «Голубые глаза» (танго, слова О.Строка). "Голубые глаза" делались на заказ - Строку их заказал один из поклонников жены хозяина рижского кинотеатра "Splendid Palast" Емельянова, красавицы-эстонки с голубыми глазами. Ноты вышли с посвящением: "М. И. Ем-вой". Более известен текст этой мелодии на идише, сочиненный Игорем С. Корн-Тайером (Igor S. Korntayer, он же Igor S. Korn-Teuer, I. Korntayer, I. M. Korentajer, M. Korn-Teuer, S. Korn-Teuer, Samuel Korn-Teuer) для Менаше Оппенгейма - וווהין זאל א'ך גן ("Vuhin zol ikh gein?" - "Куда мне идти?"). Корн-Тайер (1890-1941) работал актером и автором театров варьете сначала в Лодзи, затем в Варшаве. Попал в Варшавское гетто, погиб в Аушвице. Есть запись на пластинку Оппенгейма 1941 г. (Asch Recordings, New York, 1941, №H-6003 A). В 1950-е гг. песню пели сестры Берри, в 1963 г. в английском переводе спел Рэй Чарльз ("Where Can I Go?").

  • 1931 г - «Когда весна опять придет» (танго, слова О.Строка). Танго написано в 1931 году специально для Юрия Морфесси. Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"В Берлине Строк услышал ансамбль «Weintraub Synkopatrs» с Эдди Рознером. Этот ансамбль исполнял тогда песню «Когда снова наступит весна и если ты снова будешь со мной...» Пауля Абрахама, композитора, чье творчество Строк оценивал высоко и чью судьбу впоследствии часто сравнивал со своей (премьера оперетты Абрахама «Бал в Савойе» состоялась в Берлине 1932 г., год спустя композитор вынужден был бежать в Вену). Песенка веселая, мажорная. Строк написал грустное танго, припев которого начинается с мелодического оборота, ритмически и интонационно родственного началу припева танго «Черные глаза». Написал его специально для исполнителя русских романсов Юрия Спиридоновича Морфесси, которого композитор знал еще по Петербургу. В Риге Морфесси сильно увлекся сестрой приятеля Строка, а в Париже у певца была серьезная любовная драма, связанная с неудачной женитьбой на В.В. Лозовской. История получила огласку в среде русской эмиграции. Покинув Париж, Морфесси предполагал поселиться в Риге, однако уехал жить в Югославию. Между прочим, события вокруг Лозовской были также связаны не только с Парижем, но и Югославией. В этом контексте, видимо, следует воспринимать использованную в первой аранжировке танго цитату-реминисценцию романса «Не для меня придет весна, не для меня Дунай разольется». Сам по себе прием романсового цитирования был весьма распространен в ту пору. Русскому слушателю он напоминал о музыкальной преемственности и корнях русского танго, а иностранцу помогал острее почувствовать русский стиль (таковы цитата из романса «Очи черные» в аранжировке танго «Черные глаза», цитата из романса «Не уходи, побудь со мною» в танго «Весна» Вадима Козина). Парижская тема «возвращала» Строка к сюжету с Лени Либман, отсюда, возможно, сходство ритмического и мелодического развития начальных тактов припева двух танго: фактически начало припева танго «Когда весна придет опять» представляет из себя модифицированное начало припева танго «Черные глаза»".
  • 1931 - «Моё последнее танго» (слова А.Перфильева), в действительности, одно из первых танго Строка написано в конце 1931 года в рижской тюрьме, куда композитор угодил за долги после неудачной попытки открытия собственного артистического ресторана «Барберина». Это одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским и вошедших в репертуар начинающего вокальную карьеру Петра Лещенко. Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"Перед отъездом Строка в Берлин Лещенко с большим успехом исполняет «Мое последнее танго» в кафе «АТ» в сопровождении автора. «Мое последнее танго» тематизирует воспоминания о Франции и является своеобразным прощанием с возлюбленной. Адресат точно неизвестен. Роман с Эльзой Буш? Воспоминание о Лени Либман? К тому же Лещенко подвела дикция и несовершенство грамзаписи: о Марселе он поет, об артели, об отеле или борделе, трудно сказать даже после нескольких прослушиваний. Продолжая «французскую линию», по ритмической структуре это «наиболее аргентинское» танго Строка. В его начальной мелодической фразе использована музыкальная символика с «роковой» коннотацией» (т. н. катабазис — нисходящий хроматический ход — и тритон — считающийся неблагозвучным музыкальный интервал). Оба приема отсылают сразу к трем известным произведениям: танго Гаде «Ревность», хабанере Ж. Бизе из оперы «Кармен», и композиции С. Ирадьера XIX в. как первоисточнику всех танго. Обращение к оперному сюжету «Кармен» не случайно: Хозе, протагонист этой оперы, обольщенный и обманутый роковой женщиной, некоторое время проводит в заключении".
  • Не позднее 1934 г - «Не вспоминай» (слова О.Строка). Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"Наиболее «кабаретное» из известных мне танго Оскара Строка. В свое время — репертуарный «эксклюзив» Константина Тарасовича Сокольского. Л.А. Шварц, автор танго «Моя лилипуточка, приди ко мне, побудем минуточку наедине» из советского кинофильма тех лет «Новый Гулливер» по всей вероятности ориентировался на танго «Не надо вспоминать» как интонационный источник".
  • 1935 г - «Синяя рапсодия» («Голубая рапсодия») (слоу-фокс, слова О.Строка, исполнял П.Лещенко). Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008) о "Синей рапсодии":

"По воспоминаниям Евг.О. Строка (сына композитора) — написано в 1936 г. в поезде для небольшого ревю, которое шло в одном из городов. Указанной дате противоречит тот факт, что ноты и пластинки с данным произведением появляются в продаже уже в 1935 г. Вероятнее всего, появлением этого танго (задуманного как слоу-фокс) мы обязаны гастрольной поездке композитора по странам Дальнего Востока, где, по его собственному свидетельству, он участвовал в постановках ревю. Первоначальное название отсылает к «Рапсодии в стиле блюз (в голубых тонах)» Дж. Гершвина и возможно явилось отголоском интереса к дебютам джаз-оркестров О. Лундстрема и Б. Райского в Шанхае и Харбине. Исполнение западной легкой музыки не было сильной стороной оркестров, сопровождавших Петра Лещенко, и медленный фокстрот «Синяя рапсодия», а именно так он обозначен в авторском издании, звучит у Лещенко слишком неопределенно".
  • 1935 г - «Мусенька» или «O mia cara» (танго, слова О.Строка). Опубликовано не ранее середины 1935 года в сборнике Строка "Русский джаз". Другие авторские названия - "O mia cara" и "Песня любви". Одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским в начале 1930-х в Риге для начинающего песенную карьеру Петра Лещенко. Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"Посвящено Марии Эдуардовне (по матери — Фаданелли) — сестре жены композитора. Опубликовано в авторском сборнике «Русский джаз. Альбом популярных песен, танго, фокстротов» — издательством Строка, которое с 1930 г. называется «Казанова». В печати альбом появился по возвращении Строка из дальневосточного турне".
  • 1935 г - «Скажите, почему?» (слова О.Строка). Есть другие версии авторства: муз. О. Строка - слова А. Перфильева; муз. О. Строка - слова неизвестного автора. Танго опубликовано в авторском сборнике Строка "Русский джаз" не ранее середины 1935 года. Одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским в начале 1930-х годов в Риге для начинающего песенную карьеру Петра Лещенко.

  • 1935 г - «Спи, моё бедное сердце» (слова О.Строка и Е. Альтшулера). Написано для Петра Лещенко. Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"«Спи, мое бедное сердце» опубликовано в сборнике «Русский джаз» не ранее середины 1935 г. Соавтор текста – Е. Альтшулер. Отдаленные интонационные окрестности и контексты (танго Эрнесто де Куртиса «Пой мне»; «Бедное сердце мамы» и др.) позволяют сказать, что это танго вписывается в «итальянскую» линию Строка".
  • До 1940 г - «О, как мне сладко» (танго, слова О.Строка). Запись на грампластинке, исполнение А. Черкасского не позднее 1940 года.

  • 1944 г - «Былое увлечение» (танго, слова Оскара Строка). Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008):

"Написано специально для К.И. Шульженко. К 1944 г. (после выступлений на ленинградском фронте и в блокадном Ленинграде), оркестр, сопровождавший певицу (п/у трубача Алексея Семенова) переезжает в Казахстан и Ср. Азию. Строк в это время находится в эвакуации в Алма-Ате, где работает пианистом на киностудии (сюда эвакуированы и здесь временно объединены «Мосфильм» и «Ленфильм»). С приездом Шульженко, являвшейся худруком оркестра Семенова, Строк начинает работать в этом коллективе. «Былое увлечение» — последнее танго Строка, получившее известность еще до опалы композитора".
  • 1944-1945 - «Лунная рапсодия» (танго, слова Наума Лабковского, исполнял Л.Утесов). Новая версия слоу-фокса "Синяя рапсодия" (1935 г). Переделка создана для Леонида Утесова. Наум Лабковский сочинил новый текст, а Строк аранжировал мелодию прежнего фокстрота в танго.

Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008) о "Синей рапсодии":

"Новый текст принадлежал перу Наума Лабковского (1944—45 гг. написан для Л.О. Утесова, Строк в это время живет в Москве). Лабковский, поэт-песенник и журналист, сотрудничавший с оркестрами А. Цфасмана, Э. Рознера и Я. Скоморовского, знакомый со Строком с 1940 г. (тогда он был специальным корреспондентом в Риге), способствовал общению композитора с Утесовым. Новая аранжировка окончательно превращает слоу-фокс в танго, хотя оно и интерпретируется утесовцами несколько маршеобразно. Название «Лунная рапсодия» перекликается со многими другими произведениями — от бетховенской «Лунной сонаты» и «Лунного вальса» Дунаевского до «Серенады лунного света» Гленна Миллера, получившей после 1945 г. огромную популярность в СССР. Таким образом в истории этого танго неожиданно обнаруживаются джазовые контексты".

Танго:

  • «Звёздное счастье» (танго, слова Анатолия Горохова)
  • «Ты всё грустишь о чёрных глазах» (Ответ на «Чёрные глаза») (слова О.Строка)
  • «У моря» (слова Оскара Строка)
  • «О Марианна»
  • 1970-е (?) - «Не упрекай» (слова О.Строка). Одно из последних танго Оскара Строка. Из репертуара оркестра Георгия Гараняна 1980-х гг.

Фокстроты:

  • «Весна» (слова Оскара Строка)
  • «Катя» (слова О.Строка)
  • «Не покидай!» (слова Оскара Строка)
  • «Яша-коммивояжёр» (слова Оскара Строка)

Прочие песни:

  • «Бэллочка» (слова Петра Лещенко)
  • «Воспоминание» (слова Оскара Строка)
  • «Голубое письмо» (слова Игоря Северянина)
  • «Машенька» (слова Оскара Строка)
  • «Полли, я люблю тебя» (слова Оскара Строка)
  • «Цыганочка моя» (слова В. Берковича)
  • «В разлуке» (слова Григория Бейлина)