Компания ITM создала систему мониторинга показателей OEE для завода ”Валио”

Анонс
Компания: ITM (АйТиЭм) НПП СпецТек
Компания: НПП СпецТек (Spectec)

Компания ITM, входящая в группу компаний ”СпецТек”, завершила проект внедрения системы мониторинга общей эффективности оборудования (OEE) завода ”Валио”. Система OEE встроена в действующую на предприятии информационную систему управления техническим обслуживанием и ремонтами на основе комплекса TRIM.

Необходимость в системе показателей общей эффективности оборудования и информационной системе их мониторинга возникла из потребности повышения производительности. Руководству компании ”Валио” потребовался инструмент для анализа потерь производственного времени, выявления структуры и причин этих потерь, чтобы бороться с простоями или неэффективным использованием оборудования. Методологической основой проекта на заводе ”Валио” стала принятая в международной практике система показателей OEE (Overall Equipment Effectiveness). Показатели OEE позволяют применить простой алгоритм анализа к такой сложной проблеме, как эффективность производства, выявить наиболее значимые потери времени и сконцентрировать внимание менеджмента на их причинах. Система OEE вскрывает своеобразный ”черный ящик” потерь, позволяет понять, каким путем можно быстро увеличить выпуск продукции.

Исполнителем работ по внедрению системы мониторинга показателей OEE на заводе ”Валио” (филиал ”Ершово”) стала компания ITM. Ранее ITM выполнила для завода проект внедрения информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ИСУ ТОиР) на базе EAM/MRO-системы TRIM. И эта система ИСУ ТОиР послужила хорошей основой для внедрения OEE. В частности, при реализации проекта OEE задействованы такие модули ИСУ ТОиР, как ”TRIM-Техобслуживание”, ”TRIM-Диспетчерский журнал”, ”TRIM-Каталог”. TRIM в итоге стал общей программной платформой и для ИСУ ТОиР, и для системы мониторинга показателей OEE.

Работы по созданию информационной системы мониторинга показателей OEE начались в январе 2010 года. Они были разделены на три этапа. На первом этапе специалисты ITM провели на предприятии обследование процессов мониторинга качества продукции, производительности и готовности оборудования. Была разработана спецификация с описанием показателей, алгоритмов ввода данных и подсчета показателей, форм представления данных для оценки и анализа. На втором этапе были разработаны и поставлены заказчику сами аналитические формы и регламент использования TRIM при сборе данных и анализе показателей OEE. Выполнение данного регламента обеспечивает расчет и визуализацию показателей OEE и его составляющих по алгоритму, принятому в мировой практике, как произведение трех коэффициентов, учитывающих потери времени, соответственно, на простои оборудования, на снижение скорости работы оборудования, и на производство брака. На третьем этапе специалисты ITM провели пусконаладочные работы, выполнили доработку базы данных, обучили пользователей.

Функции пользователей системы мониторинга показателей OEE распределены следующим образом. Производственный персонал фиксирует в TRIM переключения состояний оборудования за смену, выбирая их причины из справочника – начало смены, поломка, отсутствие подачи сырья, плановое ТОиР и т.д. В конце смены оператор вносит в TRIM количество произведенной продукции и брака, норму выработки. Ремонтный персонал конкретизирует в TRIM виды и причины отказов, вносит отчеты о выполнении ТОиР, заменах запчастей, причинах сверхплановых простоев в ремонтах, стоимости работ и т.д. Руководитель среднего звена получает оперативные данные за смену о показателях потерь рабочего времени, оценивает показатели OEE, анализирует причины потерь, планирует мероприятия по улучшению процесса обслуживания оборудования, контролирует выполнение запланированных мероприятий. Высшее руководство получает оперативные данные за смену о показателях OEE и сводные данные OEE на любой период, оценивает показатели OEE, анализирует причины потерь по диаграммам Парето. Например, анализ причин простоев из-за поломок опирается на данные ИСУ ТОиР о видах и причинах отказов, о длительности ремонтных работ, вводимых в систему сервисным персоналом. Такое интегрированное построение системы мониторинга OEE позволяет, анализируя декомпозицию причинно-следственных связей, продвигаться от общих причин к частным, находить первопричины потерь и принимать решения, направленные на их устранение.